Куда податься казахстанской нефти
Поддержать

Куда податься казахстанской нефти

Авария на двух из трех выносных причальных устройствах морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума вынуждает крупные нефтедобывающие компании снизить производство нефти в Казахстане. Трубопровод обеспечивал транспортировку около 80% экспорта казахстанской нефти.

На ремонт поврежденных устройств может потребоваться от трех недель до двух месяцев. За это время бюджет страны может недополучить около 500 млрд тенге в виде налогов от продажи сырья. Какие меры могут предпринять власти и сами нефтегазовые компании в сложившейся ситуации? Есть ли альтернативные маршруты экспорта нефти из Казахстана? Журнал Exclusive попытался разобраться в вопросе.

Небывалый шторм

22 марта КТК сообщил о приостановке работы двух выносных причальных устройств (ВПУ) морского терминала, расположенного на побережье Черного моря под Новороссийском. Оборудование используется для отгрузки нефти из емкостей, расположенных на берегу, в грузовые танкеры – на море. Сначала было объявлено о повреждении в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3, позже были выявлены повреждения шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. Причиной повреждения, якобы, стал шторм, сопровождавшийся ветром скоростью до 40 м/с и волной до 5 м, прошедший в эти дни на море. Чтобы исключить разлив нефти, компания-оператор трубопроводной системы приняла решение прекратить эксплуатацию указанных устройств. При этом из-за непогоды невозможно было проверить состояние ВПУ-1, поэтому решили и его вывести из эксплуатации. В результате, по данным КТК, к вечеру 24 марта система полностью прекратила приемку нефти. Тогда же генеральный директор АО «КТК» Николай Горбань сообщил о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу. В рабочем состоянии трубопровод перекачивает на экспорт около 1,2 млн баррелей нефти в сутки (1,2% ежедневного мирового спроса).

Гендиректор КТК отметил, что ремонт ВПУ является трудоемкой и высокотехнологичной операцией, которая подразумевает привлечение водолазных бригад и многофункционального судна, а также танкера для промывки линий. Минимальное время, необходимое для ремонта одного ВПУ, не менее трех недель. Что касается необходимых запчастей, то иностранные производители отказались от их поставок.

28 марта, после того, как метеоусловия позволили КТК провести обследование ВПУ-1, оно было признано исправным и пригодным для перевалки нефти. Сырье от грузоотправителей начали принимать на минимальных режимах прокачки. В КТК сообщили, что ремонтные работы на ВПУ-2 и ВПУ-3 ориентировочно продлятся не менее 3-4 недель, оперативный аварийный запас наиболее важного оборудования оперативно формируется. «Однако, при этом остается неопределенной ситуация с дальнейшей поставкой необходимых для устойчивой работы запасных частей и оборудования», – отметил оператор.

В Министерстве энергетики РК заявили, что в связи с ситуацией с ремонтом причальных устройств, добыча нефти в Казахстане может сократиться на 320 тыс. баррелей в сутки или на 1,3 млн тонн на период ремонта – до конца апреля этого года. Вместе с тем, это сокращение ведомство решило засчитать в качестве компенсации за долги по снижению добычи в рамках ОПЕК+. С учетом проведения капитального ремонта в июне-июле этого года на объектах NCOC (Кашаган) республика к концу июня полностью компенсирует свои обязательства по ограничению добычи по сделки альянса, заявили в Минэнерго.

Министр энергетики Болат Акчулаков выразил надежду, что ВПУ-2 и ВПУ-3 будут отремонтированы в течение трех недель. Пока же экспортная нефть с казахстанских месторождений отгружается в резервуарный парк. Он не исключил, что если затянется ситуация с ремонтом ВПУ, то это может привести к сокращениям добычи на всех трех крупных месторождениях – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. При этом ведомство рассматривает альтернативные варианты экспорта казахстанской нефти.

Все дороги ведут…

Между тем, альтернативных способов отправки нефти зарубежным потребителям немного. На сегодняшний день более 95% нефти, экспортируемых из Казахстана, проходит через территорию России. Если в прошлом году из республики было отгружено за границу 67,6 млн тонн нефти, то 78,4% из них или чуть выше 53 млн тонн было экспортировано по трубопроводу КТК, из которых 99,1% из месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – 26,5 млн, 10,2 млн и 15,7 млн тонн нефти, соответственно.

По данным Минэнерго, еще 17,75% от экспорта или около 12 млн тонн было отправлено за границу по трубопроводу Атырау-Самара, который также идет по территории России по системе российской компании «Транснефть», и доставляется до черноморского порта в Новороссийск или балтийского – Усть-Луга. Около 966 тыс. тонн (1,4%) было транспортировано в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, 2,1 млн тонн (3,1%) – перевезено на танкерах через морской порт Актау на Каспии. Далее часть этой нефти была отгружена в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан для отправки в сторону Средиземного моря, а часть в Махачкалу, оттуда опять же по России – по трубопроводу Транснефти до порта в Новороссийске. По железной дороге было отгружено на экспорт 200 тыс. тонн, в Узбекистан.

Наиболее привлекательным альтернативным маршрутом для экспорта нефти из Казахстана, с учетом сложившейся ситуации в России, когда ряд потребителей боятся покупать нефть с российских портов, а также аварию на терминале КТК, ограничивающую прокачку сырья, является трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. После инцидента на КТК британская нефтегазовая компания ВР (British Petroleum) заявила, что в БТД есть пропускная способность, которую можно использовать для экспорта казахстанской нефти. ВР принадлежит 30,1% доли участия в международном консорциуме BTC Co, являющемся владельцем БТД. Еще один крупный участник предприятия с долей в 25% – государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР). Из компаний, работающих в Казахстане, участие в этом проекте принимают итальянская Eni (5%), французская TotalEnergies (5%), японская Inpex (2,5%), американская ExxonMobil (2,5%). Chevron – наиболее крупный иностранный производитель нефти в Казахстане – тоже имел долю в проекте. Но в апреле 2020 года Chevron объявила о продаже своей доли в 9,57% в консорциуме ACG, который разрабатывает группу шельфовых нефтегазоконденсатных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, расположенных в азербайджанском секторе Каспийского моря, а также доли в 8,9% в нефтепроводе БТД. Покупателем активов выступила венгерская компания MOL Hungarian Oil and Gas PLC, заплатившая в общей сложности $1,57 млрд. Объясняя сделку, тогда исполнительный вице-президент Chevron по разведке и добыче Джей Джонсон заявил, что компания «регулярно пересматривает свой глобальный портфель, чтобы оценить, являются ли активы стратегическими и конкурентоспособными с точки зрения капитала».

Тем не менее участники БТД, возможно, будут рады, если крупные нефтедобывающие компании в Казахстане решат транспортировать свою экспортную нефть через эту систему. В Азербайджане с 2010 года добыча нефти снизилась на 30% – с 1 до 0,7 млн баррелей в сутки. При мощности прокачки 60 млн тонн в год сегодня нефтепровод заполняется лишь на половину, сообщает телеграм-канал Energy Analytics. Эксперт отмечает, что причиной небольшого объема транспортировки казахстанской нефти по этому трубопроводу является отсутствие связи между БТД и портом Актау. В 2006 году акционеры Кашагана предложили проект Транскаспийской системы транспортировки нефти стоимостью $4 млрд. Но проект так и не был реализован. Если даже допустить, что в экстренных условиях казахстанские грузоотправителей решат перевозить нефть от Актау до БТД на танкерах, то на сегодняшний день на Каспии нет необходимого количества такого транспорта. Все танкеры Казмортрансфлота находятся на Черном или Средиземном морях.

Казахстан также может транспортировать по трубопроводу Атырау-Самара. Но тогда, возможно, придется сократить свои объемы экспорта другим нефтедобывающим предприятиям Казахстана, в частности, подконтрольным национальной компании «КазМунайГаз» (Эмбамунайгаз и Озенмунайгаз), которые сейчас отгружают в этот нефтепровод. Можно было отправлять по трубопроводу Атырау-Кенкияк-Атасу-Алашанькоу в сторону западной границы Китая. Но здесь, практически, весь объем – около 12 млн тонн – используется для транзита российской нефти в Китай. Для доведения до проектной мощности в 20 млн тонн нужно дополнительно построить нефтеперекачивающие станции. При этом эксперты считают, что при использовании этих трубопроводов CPC Blend (нефть с Тенгиза, Кашагана и Карачаганака) потеряет в цене и качестве.

Поэтому крупным казахстанским грузоотправителям – компаниям Тенгизшевройл, North Caspian Operating Company и Kарачаганак Петролиум Оперейтинг – остается лишь надеяться на скорейшее восстановление работоспособности всех причальных устройств КТК и снизить производство нефти.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.