- Exclusive
Поддержать

Историческая безграмотность, усугубленная государственной пропагандой и неспособностью большинства людей критически анализировать информацию, является одной из главных причин современного «ватничества». Это относится и к России, и некоторым постсоветским странам, считает азербайджанский политолог, доктор политических наук Фархад Алиев.

«Комплимент» Назарбаеву

В начале нашего разговора Фархад Алиев прокомментировал скандальное обращение российского телеведущего и режиссера Тиграна Кеосояна к «братьям казахам».

– Не думаю, что он лично испытывает ненависть или какие-то претензии к Казахстану. На мой взгляд, это показатель того, насколько в среде российского политического истеблишмента и творческой интеллигенции распространены подобно рода мнения, а он стал всего лишь их ретранслятором. Идейным вдохновителем этого тренда был Жириновский. Тот, чья мать была «русской, а отец юристом», позиционируя себя истинным «патриотом» России, частенько оскорбительно отзывался обо всех соседних с Россией народах и странах. Тем самым он фактически озвучивал то, что официальным представителям Кремля неудобно было высказать вслух. Это им как бы не комильфо, но иногда, а сейчас все чаще, они «нечаянно» проговариваются. Если помните, задолго до сегодняшних событий (кажется, это было уже после аннексии Крыма Россией) Путин, выступая где-то, сделал «комплимент» Назарбаеву – сказал, что тот создал для казахов государство. Вот никакого государства до этого не было, а он пришел, и оно появилось.

Как тут не вспомнить Фрейда. В своих трудах великий психиатр и психоаналитик особое внимания уделял оговоркам. Именно они, считал он, демонстрируют то, что действительно происходит в головах у людей. Публичные личности обычно стараются контролировать свою речь, но у Путина та реплика разом выдала его высокомерно-пренебрежительное отношение к народу Казахстана, как, впрочем, и ко всем некогда советским народам, их культуре и истории.

– Во многих постсоветских странах есть люди, оправдывающие любые действия России, сейчас они, например, поддерживают агрессию по отношению к Украине. А вот в Азербайджане так называемых «ватников», как говорят социологии, практически нет…

– Это очень сложная тема. Не будем забывать, что современный Азербайджан достаточно моноэтническая страна, в то время как значительную часть населения Казахстана еще с советских времен составляют этнические русские. С другой стороны, это можно еще объяснить Стокгольмским синдромом, имеющим место быть у отдельных представителей народов, завоеванных Россией.

И не будем забывать – Азербайджан прошел несколько кровавых «прививок» от «ватничества». В первую очередь – это «черный январь»: в ночь на 20 января 1990 года советские (читай — русские) танки, войдя в Баку якобы с целью «поддержания порядка», давили безоружных людей на улицах города. По официальным данным тогда погибло более 130 человек, еще около 600 были ранены. Эта трагедия оставила неизгладимый отпечаток в массовом сознании подавляющего большинства азербайджанцев.

Затем была неофициальная военная поддержка со стороны России армянского сепаратизма на территории Азербайджана в первой карабахской войне. Самая жуткая ее страница — трагедия в городе Ходжалы, где в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года произошло массовое убийство мирных граждан («ходжалинская резня») при участии ряда военнослужащих 366-го гвардейского мотострелкового полка, дислоцированного в Ханкенди (тогда он носил название Степанакерт).

Теперь фактически то же самое происходит в Украине. Напомню: восток страны, на который претендует Россия, пережил голодомор, унесший миллионы жизней. После этого огромные опустевшие территории обживались в том числе и переселенцами из самой России. В итоге потомки этих переселенцев (не все – часть) создали псевдогосударственные сепаратистские образования — так называемые ДНР и ЛНР — при непосредственном участии и под прямым руководством российских спецслужб. Но теперь даже в среде тех, кто прежде был достаточно лояльно настроен к России, многие негативно воспринимают последнюю. А как иначе они должны относиться к «освободителям», если они бомбят их жилища, насилуют, убивают и мародерствуют?

Разглагольствования о каких-то «исторических русских землях» – любимое занятие российских политиков и общественных деятелей. Делают они это, отматывая ленту истории только до той точки, которая выгодна им. Именно так Россия захватила когда-то и Южный Кавказ, и Крым, и многие другие территории. Сегодня профессиональные историки, опираясь на данные в том числе российских источников (циркуляры, приказы, указы и пр.), наглядно демонстрируют, как происходила принудительная русификации народов, проживавших на территориях, захваченных Россией, как имплементировалась политика, направленная на сокращение числа представителей титульных наций и использованию ими родных языков.

Если следовать логике некоторых российских лидеров, то монголы должны заявлять, что вся континентальная Евразия вплоть до условных географических границ Западной Европы принадлежит им. Однако они почему-то этого не делают, а вот кремлевские и околокремлевские «политологи» и «историки» любят говорить «об исконно русских землях» по всему периметру современной Российской Федерации. Мол, в таком-то году такого-то века на такой-то земле была пролита кровь русских солдат. Но ведь их туда никто не приглашал проливать не только свою кровь, но и народов, веками проживавших там до прихода захватчиков. «Исконно русскими» все эти земли стали лишь пару веков назад, а до этого не имели никакого отношения ни к русским, ни к самой России. Кичиться в XXI веке имперской колониальной политикой давно уже стало показателем дурного тона, но в России до сих пор подобное, увы, является основанием для «национальной гордости». Подобная историческая безграмотность, усугубленная государственной пропагандой и неспособностью очень многих людей критически анализировать информацию, является одной из главных причин нынешнего «ватничества» как в самой РФ, так и в некоторых постсоветских странах.

Русский как вымирающий язык

– Каковы настроения русскоязычного населения Азербайджана?

– У меня на руках нет данных соцопросов, но если судить из опыта общения с этими людьми, то по отношению к исторической родине они достаточно сдержанны. Кто-то из них, возможно, даже и уверен, что это Украина вынудила Россию напасть на нее, но, зная мнение большинства азербайджанцев относительно происходящего в Украине с 2014 года (нам это близко и знакомо, как никакому другому народу) предпочитают помалкивать об этом. Что касается самих азербайджанцев, то симпатии к действиям РФ присущи в основном «уходящей натуре» — тем, кто вырос и получил образование в советское время. Если же говорить о русскоязычных этнических азербайджанцах, которые поддерживают Россию, то это, как правило, маргинальная часть населения.

– А российское телевидение в вашей стране смотрят?

– Их каналы на территории Азербайджана официально не блокируются, то есть людям предоставлено право выбора. Другое дело, что у российских каналов аудитория относительно небольшая. В основном это тот небольшой процент, о котором я сказал выше. Среди представителей молодых поколений (тех, кому сегодня 16-18 лет) многие почти не знают русского языка, либо знают его плохо. Зато эта молодежь хорошо владеет английским и, естественно, родным языком, поэтому в какой-то степени русский язык в Азербайджане является как бы вымирающим. А уж после событий в Украине многие даже из числа «сочувствующих русскому языку», возможно, сделают окончательный выбор.

Что касается телевидения, то у нас многие предпочитают турецкие каналы – наши языки почти идентичны, а в Казахстане, я знаю, российские телевидение смотрит куда больший процент людей, чем у нас. Что поделаешь? Исторически и географически так сложилось, что на протяжении последних более чем двух веков судьбы Казахстана и России были тесно переплетены. Происходили миграции населения и значительное число русских расселялось в самом Казахстане. Когда 20-30%, а то и больше населения составляют либо этнические русские, либо русскоговорящие, то их, конечно, не получится игнорировать. Поэтому казахстанским властям следует, как мне кажется, деликатно и умело лавировать в той непростой объективной реальности, которая имеет место быть.

Негласное табу

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на территории Евразии дальше?

– В свете последних событий (я имею в виду войну в Украине) сложно сказать, что будет дальше. Могу сказать про свою страну. Начиная с 90-х годов, когда часть наша территория была оккупирована сепаратистами, Азербайджан сделал определенные выводы и вплотную занялся диверсификацией своей внешней политики, усилением военного потенциала, а главное – обратил свои взоры к Турции, как к одному из самых сильных и влиятельных игроков в регионе. Тем более, что исторически у нас очень близкие культурные связи с ней, много общего даже на обычном бытовом уровне. У Казахстана, имеющего протяженную границу с Россией, ситуация, конечно, сложнее. Являясь де-юре независимым государством, де-факто страна вынуждена учитывать реальное присутствие России во всех сферах жизни, тем более, что так называемые «ватники» открыто, не скрывая, поддерживают ее внутри Казахстана. Но я не думаю, что в будущем какая-то часть Казахстана превратится в российскую губернию, хотя Россия и заявляет, что Северный Казахстан – это ее «исконная территория».

Понятно, что прогнозы – дело неблагодарное (все очень быстро меняется), но после того, что происходит в Украине, Россия навряд ли захочет открывать еще один фронт в какой-то другой стране. Это невозможно даже не столько с точки зрения логики, как практичности. Если Россия (при самом лучшем для себя раскладе) захватит Украину или часть этой страны, отношение к РФ международного сообщества будет лишь еще более ухудшаться, санкции нарастать, что в конечном итоге может привести к превращению страны в некое подобие большой Северной Кореи.

Однако вопреки мнению о грядущем распаде России, бытующему среди некоторых экспертов, я не считаю, что она развалится. Более того, и в Северную Корею она, возможно, не превратится – у нее имеется достаточно существенный потенциал для определенной автаркии. А учитывая долготерпение большинства населения России и его способность выживать в условиях, в которых большинство представителей западной цивилизации отказалось бы жить, а также весьма невысокие стандарты комфорта в среде этого самого российского большинства, такая Россия может медленно стагнировать десятилетиями.

С другой стороны, при таком сценарии Россия окончательно разойдется с западом и будет вынуждена оказаться в полной зависимости от Китая, который отныне будет диктовать правила игры не только в Центральной Азии (он уже сейчас присутствует там экономически достаточно серьезно), но наверняка в какой-то степени и там тоже. Кстати, подобный ход событий может в какой-то степени сыграть на руку Казахстану: Россия не посмеет нарушить негласное табу, наложенное КНР на ее возможные экспансионистские поползновения в отношении Казахстана. Возьмем Кантар – «черный январь» в вашей стране. Когда президент Токаев позволил войти в Алматы силам ОДКБ (читай России), то многие подумали, что теперь русские оттуда уже не уйдут. Но когда вдруг российский контингент неожиданно быстро покинул Казахстан, то в среде политологов из разных стран появилось устойчивое мнение о том, что имели место неофициальные переговоры между Россией и Китаем, в ходе которых последний, видимо, достаточно внятно объяснил России, что ей пора закругляться со своим военным присутствием в Казахстане. Поэтому с учетом китайского фактора я не очень верю, что Россия каким-то образом нападет на Казахстан, по крайней мере, открыто. Такая вероятность, как мне кажется, не очень высока.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.