История казахов стала неудобным предметом
Поддержать

История казахов стала неудобным предметом

Приближается траурная дата 31 мая – День памяти жертв голодомора и политических репрессий, а архивы с поименными списками жертв и палачей до сих пор засекречены. Термин «голодомор», как символ коммунистического этноцида, стал международным благодаря усилиям Украины, сумевшей окончательно вырваться из советского плена. Судя по тому, что Казахстан не открывает шкаф с советскими скелетами, большинству граждан в нем уютно живется.

Для подробного ознакомления читателей с проблемой молчания вокруг столь важной и больной темы корреспондент портала Exclusive записал интервью с директором общественного фонда «Алашорда» Султан Хан Жусип, исследователем истории казахского национально-освободительного движения «Алаш», букейхановедом.

Занимаясь исследованием исторических сведений, Султан Хан обнаружил данные, которые очень сильно отличаются от официальных.

«Голод 1932-1933 годов в Казахской АССР был организован советской властью искусственно и злонамеренно. Советская мифология, а сегодня и отечественная история твердят о потерях среди казахов от максимум 1 до 2,5 миллиона человек. На самом же деле казахов погибло более 70%.

По сведениям казахского национального лидера Алихана Букейхана, опубликованным им в 1924 году в партийно-правительственной газете «Еңбекші қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан»), численность казахов составляла 6 миллионов 470 тысяч человек. К началу голода 1932-1933 годов численность казахов только в пределах Казахской АССР превышала 7 миллионов человек, а после 1933 года, нас стало меньше 2 миллионов. То есть за неполных 2 года было уничтожено 70% от всей численности нации. В истории нет подобных прецедентов! А у нас этот факт замалчивается по сей день», – сокрушается Султан Хан Жусип.

Как оказалось, проблемы с изучением истории Казахстана не заканчивается одним молчанием, этот оказавшийся неудобным предмет постепенно исключают из программы обучения ВУЗов.

«Наиболее больные вопросы, которые мы должны решить незамедлительно это статус и применение казахского языка как государственного, недоступность архивных документов о трагических событиях 1920-1950, 1986 и 2011 годов, насильственная коллективизация полукочевых казахов, массовые репрессии 1920-1950 годов, «ашаршылық» (голодомор) 1932-1933 годов, продажа или сдача в аренду сельскохозяйственных угодий иностранцам, отмена предмета «История Казахстана с древнейших времен до современности». Все эти вопросы являются частями одной политики, направленной против государствообразующей нации – казахов. Сейчас выясняется, что в декабре 2015 года было принято решение об исключении из вузовской программы по истории Казахстана, вместо которой вводится новый предмет – «Новейшая история Казахстана», и которая берет начало с 1991 года. Казус заключается в том, что период менее 50 лет не считается историей. Современная государственная структура еще не сформирована, и неизвестно какие трансформации ее ждут впереди. Кроме формальной претензии из-за ненаучного подхода получается, что Казахстан не существовал до 1991 года? Даже поверхностный анализ событий последних лет, в частности, заявления Владимира Путина и других о том, что Казахстана как государства не существовало, толкает на единственный логический вывод: мера по вычеркиванию нашего великого и трагического прошлого была подготовлена давно и проводится планомерно и целенаправленно. К примеру, параллельно с институтом истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова МОН РК был создан Институт истории государства МОН РК, который располагается в Доме министерств, он как раз и занимается «историей» Казахстана с момента обретения независимости. Этот институт не испытывает никаких финансовых проблем, тогда как ИИиЭ (Институт истории и этнологии имени – Exclusive) им. Валиханова с начала года не получает финансирования», — сказал историк.

Султан Хан не один бьется за сохранение национальной истории. На прошлой неделе в Астане состоялся «круглый стол» на тему сохранения в программе ВУЗов предмета по истории Казахстана. На мероприятии собрались как отечественные ученые-историки, так и представители ряда зарубежных стран, которые высказались категорически против отмены предмета и введения вместо него «новейшей истории». Ученый не считает, что причина отказа от собственной истории кроется в современном политическом курсе. По его мнению, все от того, что в Казахстане осталась все та же комсомольско-коммунистическая верхушка.

«Получив независимость от метрополии, мы не получили независимость от коммунистического режима. Казахстан не провел люстрацию, как все страны бывшего социалистического блока.

В прошлом году та же Украина открыла доступ ко всем без исключения секретным документам с фактами злодеяний коммунистов против украинцев, начиная с 1917 года. Только полная ревизия со всеми списками исполнителей казней, арестов и репрессий, с именами осведомителей и сексотов сможет очистить нас и даст возможность двигаться дальше. Пока мы не обнародуем архивы ОГПУ, НКВД, КГБ и не переживем период очищения, будем топтаться на месте. Поэтому мы живем в парадоксальное время, когда параллельно существует подлинная история Казахстана и советская мифология. Тема о национально-освободительном движении «Алаш», Автономии Алаш, послужившей фундаментом и основой современного Казахстана, славных деятелях «Алаш», прежде всего Алихане Букейхане, которого 38-я сессия ЮНЕСКО в ноябре 2015 года признала «выдающимся деятелем всемирного значения», но 150-летие со дня рождения которого игнорируется, до сих пор остается, мягко говоря, особо не афишируемой. Советское мифотворчество как раз было направленно на вычеркивание из истории Казахстана этой яркой страницы», – сказал Султан Хан Жусип.

Многие факты из истории казахов вызывают раздражение у сторонников евразийства. Например, постройка форпостов Российской империи Омска, Астрахани и Оренбурга для защиты поселенцев от набегов кочевых казахов и калмыков. И то что Оренбург был первой советской столицей Казахстана. Сама традиция вести родословную – шежире была обычной для всех кочевников и выполняла сразу несколько задач, в первую очередь для регулирования общественных отношений. Тогда как у оседлых народов родословная была привилегией аристократов. Казахи чувствовали свою историю через родовую память, как змея свой хвост. Но более всего поражает, что дату 100-летней годовщины антиколониального восстания 1916 года не собираются отмечать.


Для того, чтобы внести свой вклад в восстановление исторической справедливости, портал Exclusive начинает серию публикаций о трагических и великих событиях вековой давности.

Поскольку государством не предусмотрено масштабных мероприятий по освещению темы 100-летия антиколониального восстания, портал Exclusive начинает серию публикаций о трагических и великих событиях вековой давности. Всех неравнодушных к своей истории просим поддержать проект «1916 – 2016. Как изменились казахи за 100 лет?».

Номер нашего QIWI-кошелька и Kaspi-кошелька: +7 708 2727 126

Поддержите проект!




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.