Правовой экспресс-комментарий к событиям 21 мая 2016 года
Поддержать

Правовой экспресс-комментарий к событиям 21 мая 2016 года

ПРАВОВОЙ ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ

Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Центра исследования правовой политики, общественного фонда «Международная правовая инициатива», общественного объединения «Қадір-қасиет», общественного фонда «Хартия за права человека», Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»

к событиям 21 мая 2016 г.

В связи с событиями 21 мая 2016 г., когда:

— практически во всех регионах страны гражданам было отказано в проведении митингов и пикетов;
— во многих городах перекрыты центральные площади или улицы;
— на улицы выведены спецотряды быстрого реагирования;
— сотни граждан, включая журналистов, были задержаны органами правопорядка в различных городах Казахстана;
— граждане содержались в течение нескольких часов в помещениях или на территории районных и городских отделов внутренних дел;
— гражданам предъявлялись требования писать объяснительные;
— некоторых граждан подвергали дактилоскопической (снятие отпечатков пальцев) и фото- регистрации;
— граждан, в том числе журналистов, заставляли удалять с сотовых телефонов, видео и фотооборудования записанную информацию;
— у граждан, в том числе журналистов, изымали принадлежащую им фото и видеоаппаратуру и удаляли записанную информацию, и т.д.,

считаем необходимым представить следующий правовой экспресс-комментарий в отношении законодательно гарантированных прав и установленных обязанностей граждан и правомерности или неправомерности действий сотрудников правоохранительных органов с точки зрения действующего законодательства Республики Казахстан.

I. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 02 февраля 2016 г.) содержит ряд положений, которые касаются правовой оценки событий 21 мая 2016 г.:

1.1. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРАВО.

«Статья 4

1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики».

Экспресс-комментарий.

Эти конституционные нормы означают, что любые законы, подзаконные акты должны соответствовать Конституции, а международные договорные обязательства Республики Казахстан являются частью действующего права в РК.

1.2. ПРАВО НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ.

«Статья 32

Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц

Экспресс-комментарий.

Эти конституционные нормы означают, что гражданам Республики Казахстан гарантировано право мирно собираться, проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. В соответствии с международными договорными обязательствами (в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах, ратифицированным Республикой Казахстан) это право гарантируется государством, и государство должно содействовать гражданам в реализации этого права. Это право может быть ограничено для целей, указанных во второй фразе в тексте этой статьи, но первоочередной является обязанность государства обеспечить гражданам их право мирно собираться.

1.3. ПРАВО НА ЛИЧНУЮ СВОБОДУ. ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.

Статья 16.

«1. Каждый имеет право на личную свободу.

2. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов.

3. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.»

«Статья 13.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
»

Экспресс-комментарий.

Необходимо отметить, что пункт 1 статьи 16 Конституции РК относится не только к аресту и содержанию под стражей в связи с уголовным преследованием того или иного лица. Он относится ко всем формам ограничения свободы. Согласно Научно-практическому комментарию к Конституции Республики Казахстан, выпущенному в 2015 году Конституционным Советом РК «конституционное право на личную свободу включает, в частности, право не подвергаться ограничениям без предусмотренных законом оснований, а также сверх установленных либо контролируемых сроков. В соответствии с действующими законами допускаются ограничения права на личную свободу: как мера обеспечения производства об административном правонарушениидоставление к месту составления протокола об административном правонарушении, административное задержание; как административное взыскание – административный арест; как мера процессуального принуждения – доставление, задержание; как мера пресечения – домашний арест, экстрадиционный арест, содержание под стражей; как уголовное наказание – арест, лишение свободы».

Таким образом, в рассматриваемой нами ситуации административное задержание и доставление лица относятся к ограничениям личной свободы и, соответственно, должны быть строго регламентированы, а правоохранительные органы, использующие эти средства принуждения, должны действовать в строгом соответствии с установленными законом процедурами.

Экспресс-комментарий.

Исходя из комментария к пункту 1 статьи 16 Конституции РК, очевидно, что содержащееся в пункте 3 статьи 16 право на адвоката (защитника) имеют не только задержанные или арестованные в рамках уголовного преследования, но и любые лица, чья свобода ограничена властями тем или иным образом. Это положение закреплено также в Кодексе РК об административных правонарушениях и специально в статье 13 Конституции РК.

Адвокатура предоставляет квалифицированную юридическую помощь, организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также представительству по уголовным и гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.

То есть, каждое лицо (гражданин Казахстана, иностранец, беженец, лицо без гражданства) имеет право на получение квалифицированной юридической помощи в любых условиях и в любом своем статусе, тем более, если это связано с взаимоотношениями с государством. Единственное ограничение – это то, что эта помощь оказывается бесплатно (то есть за счет государства) только в определенных, установленных законом случаях. Во всех остальных случаях она предоставляется за счет нуждающегося в ней лица, за счет других организаций или в рамках благотворительной помощи.

1.4. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ

Конституция РК

«Статья 39.

1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

«Статья 4.

… 4. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения».

Экспресс-комментарий.

Эти конституционные нормы означают, что любые ограничения прав и свобод человека могут быть установлены только законами и только для целей, указанных в статье 39 Конституции РК. Согласно Научно-практическому комментарию к Конституции Республики Казахстан, выпущенному в 2015 году Конституционным Советом РК «Конституция РК предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека только законом. Несоблюдение данного конституционно-правового условия, выразившееся в ограничении прав и свобод нормативным правовым актом меньшей юридической силы, является нарушением Основного Закона и может стать основанием для признания соответствующего нормативного правового акта неконституционным».

Это, в свою очередь, означает, что любой нормативный правовой акт меньшей юридической силы, чем закон (постановление, приказ, распоряжение и т.д.), могут быть изданы во исполнение закона, но не могут содержать ограничения прав и свобод, не установленные в законе, во исполнение которого они изданы.

Кроме того обязательным условием применения нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан является их официальное опубликование.

То есть, при ограничении тех или иных прав и свобод граждан власти не могут ссылаться на неопубликованные нормативные правовые акты, даже если они содержат государственные секреты или изданы для служебного пользования.

II. СОБЫТИЯ 21 МАЯ 2016 г. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Исходя из обстоятельств событий 21 мая 2015 г. далее представлены выдержки из Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2016 г. (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2016 г.) (КоАП РК) и других нормативных правовых актов, регулирующих права и обязанности граждан и сотрудников правоохранительных органов в контексте проведения мирных собраний.

2.1. ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

КоАП РК

«Статья 2. Основание административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части настоящего Кодекса».

«Статья 11. Принцип вины.

1. Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. …».

Экспресс-комментарий.

Эти положения административного законодательства означают, что привлечь лицо к административной ответственности можно только за совершенное им правонарушение, причем должна быть установлена его вина.

Необходимо особо отметить, что в отличие от уголовного законодательства, где есть такие правовые институты, как «приготовление к преступлению» и «покушение на преступление», в административном законодательстве нет понятия «приготовление к административному правонарушению» или «покушение на административное правонарушение».

То есть, по нашему мнению, невозможно привлечь лицо за приготовление к мирному собранию или покушение на его проведение, и даже за организацию незаконного мирного собрания, если само мирное собрание не имело места быть.

2.2. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

КОАП РК

«Статья 25. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность».

«Статья 488. Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций

1. Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации или проведения собрания, митинга, шествия, пикетов, демонстрации либо иного публичного мероприятия либо воспрепятствование их организации или проведению, а равно участие в незаконных собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях либо ином публичном мероприятии, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния

влекут предупреждение или штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей, на должностных лиц – штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо арест на срок до десяти суток.

…3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания либо организатором собрания, митинга, шествия, демонстрации, – влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток».

Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями от 20 декабря 2004 г.) (Закон о мирных собраниях)

«Статья 1. Формами выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, именуемых в законодательстве собраниями, митингами, шествиями и демонстрациями, следует понимать также голодовку в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование»….

«Статья 8. Собрания, митинги, шествия, пикеты и демонстрации должны быть безусловно прекращены по требованию представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), если: не было подано заявление, состоялось решение о запрещении, нарушен порядок их проведения, предусмотренный статьями 4, 5 и 7 настоящего Закона, а также при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка.

В случае отказа от выполнения законных требований представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по его указанию органами внутренних дел принимаются необходимые меры по прекращению собрания, митинга, шествия, пикетирования и демонстрации».

КоАП РК

«Статья 802. Поводы и основание для возбуждения дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения с учетом положений части третьей настоящей статьи;

3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

2. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 741 настоящего Кодекса».

«Статья 741. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;…»

Экспресс-комментарий.

Исходя из норм административного законодательства (статья 488 КоАП РК) административная ответственность наступает за нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации или проведения собрания, митинга, шествия, пикетов, демонстрации или иного публичного мероприятия.

Согласно Закону о мирных собраниях формами выражения общественных интересов (мирными собраниями) являются собрания, митинги, шествия и демонстрации, голодовка в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование.

Закон о мирных собраниях устанавливает порядок организации и проведения мирных собраний.

Однако необходимым и ключевым элементом этого правонарушения является событие мирного собрания, факт его проведения или хотя бы начала его проведения в том случае, если оно было незаконным и в связи с этим было принудительно прекращено.

Об этом свидетельствует и статья 8 Закона о мирных собраниях, которая устанавливает основания для прекращения мирного собрания, выразившиеся в том, что не было подано заявление, состоялось решение о запрещении собрания, нарушен порядок их проведения, а также при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка.

Если мирное собрание не имело места, то его организаторы, инициаторы и потенциальные участники осуществляли действия, направленные на подготовку или покушение на проведение собрания, однако (пусть даже и по не зависящим от них причинам) собрание не состоялось, и административная ответственность за подготовку этого собрания в виде его организации не может наступать.

Действующее административное законодательство не предусматривает административной ответственности за призывы к собранию (законному или незаконному), его подготовку или намерение в нем участвовать.

Оно предусматривает ответственность за организацию и проведение незаконного собрания или участие в нем, причем только в том случае, если оно состоялось или, во всяком случае, началось, потому что невозможно объявить незаконным то, чего не произошло.

Именно поэтому статья 8 Закона о мирных собраниях предусматривает порядок прекращения незаконного собрания, если оно незаконно. То есть, если не было подано заявление или состоялось решение о запрещении данного собрания, нарушен порядок его проведения, возникла опасность для жизни и здоровья граждан или нарушен общественный порядок, то по требованию представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) собрание должно быть прекращено.

И, как определено в той же статье 8 Закона о мирных собраниях, только в случае отказа от выполнения законных требований представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по его указанию органами внутренних дел принимаются необходимые меры по прекращению собрания, митинга, шествия, пикетирования и демонстрации.

Если власти перекрыли доступы к месту предполагаемого мирного собрания, на которое не было получено разрешения местных органов исполнительной власти, то и инициаторы, и организаторы, и потенциальные участники не смогли совершить административное правонарушение в виде незаконного собрания (митинга) по независящим от них причинам, а, как уже отмечалось выше, административная ответственность за подготовку или покушение на административное правонарушение не предусмотрена действующим административным законодательством и наступать не может.

В этой связи необоснованными и незаконными, подлежащими дисциплинарной, административной или уголовной ответственности представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда были задержаны сотни граждан, которые не смогли по независящим от них причинам провести пусть даже и не разрешенное собрание на площади в г.Алматы, которая была перекрыта органами правопорядка, не говоря уже о задержанных случайных прохожих.

В связи с указанными обстоятельствами, при отсутствии самого события мирного собрания уполномоченным должностным лицам следовало применить статью 809 КоАП РК «Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение», согласно которой при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 КоАП РК, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

И даже в случае незаконного мирного собрания, начатого при отсутствии заявления, либо запрещенного решением местного органа исполнительной власти, либо с нарушением порядка его проведения, законодательство о порядке проведения мирных собраний (статья 8 Закона о мирных собраниях) предусматривает определенный порядок его прекращения, а именно:

— предъявление требования представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) организаторам и участникам незаконного собрания о его прекращении;

— и только в случае отказа организаторов и участников незаконного собрания от выполнения законных требований представителя местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по его указанию органами внутренних дел принимаются необходимые меры по прекращению собрания, митинга, шествия, пикетирования и демонстрации.

Таким образом, в ситуации, сложившейся 21 мая 2016 года, сотрудниками правоохранительных органов был нарушен порядок прекращения незаконных мирных собрания, поскольку принятые ими меры не были предварены требованием представителей местных органов исполнительной власти к предполагаемым организаторам и потенциальным участникам мирного собрания (если они полагали, что незаконное мирное собрание имеет место быть) о его прекращении и их отказа его прекратить.

То есть, действия сотрудников правоохранительных органов по задержанию предполагаемых организаторов и потенциальных участников мирного собрания без предъявления требований представителя местного органа исполнительной власти организаторам и участникам о прекращении незаконного мирного собрания (если этот представитель полагал, что собрание имеет место, и оно — незаконно) и подтвержденных фактов невыполнения этого требования являются прямым нарушением порядка прекращения незаконных мирных собраний и подлежат соответствующей дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

2.3. ЗАДЕРЖАНИЕ И ДОСТАВЛЕНИЕ.

КоАП РК

«Статья 785. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения, … уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в отношении физического лица следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление к месту составления протокола об административном правонарушении;
2) административное задержание физического лица;
3) привод;
4) личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
….
6) изъятие документов и вещей
;..»

«Статья 786. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица…, в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, производится при совершении:…

6) правонарушений, посягающих на установленный порядок управления и институты государственной власти;…

8) иных административных правонарушений при наличии соответствующих поручений прокурора или просьбы со стороны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, – сотрудниками органов внутренних дел в орган внутренних дел (полицию) или иной государственный орган.

3. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

4. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании».

«Статья 787. Административное задержание

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физического лица, с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства, может производиться:

1) органами внутренних дел (полицией)при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 685 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении».

Экспресс-комментарий.

Эти положения административного законодательства означают, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении уполномоченные сотрудники органов внутренних дел имею право задержать конкретное лицо и доставить его/ее в полицейский участок, провести досмотр и изъять документы и вещи.

Однако, для всех подобных действий необходимы основания, а именно подозрения в совершении административного правонарушения. Причем согласно пункту 1 статьи 785 КоАП РК меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в том числе задержание, доставление, изъятие вещей и предметов) принимаются в целях пресечения административного правонарушения. Согласно этой же норме КоАП РК задержание и доставление для установления личности также напрямую связаны с совершением административного правонарушения. Никаких других целей административного задержания и доставления действующее административное законодательство не предусматривает, в том числе профилактических задержаний и доставлений или доставлений для установления личности лица без документов, если его не подозревают в совершении правонарушения.

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 2 статьи 414 УК РК «Заведомо незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда сотни задержанных были доставлены в полицейские участки не с незаконного мирного собрания (митинга), а на выходе из дома, в районе предполагаемого места митинга и т.д.

2.4. ЗАДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ.

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2016 г.)

«Статья 20. Права журналиста

Журналист имеет право:…

4) присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста;…»

Экспресс-комментарий

Эти положения законодательства о средствах массовой информации означают, что имеющие удостоверения журналисты имеют право беспрепятственно находиться в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста, а сотрудники правоохранительных органов не имеют права препятствовать их профессиональной деятельности.

В этой связи незаконными и подлежащими уголовной ответственности по части 2 статьи 158 УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда в массовом порядке журналисты задерживались сотрудниками правоохранительных органов.

Кроме того, незаконными и подлежащими уголовной по части 2 статьи 158 УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» и по части 1 статьи 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий» представляются действия сотрудников правоохранительных органов 21 мая 2016 года, когда у некоторых журналистов изымалась принадлежащая им фото и видеоаппаратура и уничтожались сделанные ими видеозаписи и фотографии.

2.5. СРОКИ ЗАДЕРЖАНИЯ.

КоАП РК

«Статья 789. Сроки административного задержания

1. Административное задержание осуществляется в течение




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.