Им есть что терять...
Поддержать

Им есть что терять…

Узнать о том, кто как содержится, из тех, кто работает в мажилисе парламента РК в ближайшее время, видимо, вновь, не удастся. Депутаты от правящей партии «Нур Отан» предложили в очередной раз отложить внедрение обязательного декларирования доходов гражданами Казахстана, включая и самих чиновников. Причиной вероятной отсрочки депутат «Нур Отана» Нуртай Сабильянов назвал проблемы с интернет-связью в республике, что не позволит собрать необходимые данные.

«В некоторых наших населенных пунктах не предусмотрена интернет-связь. В некоторых населенных округах нет интернета, то есть у населения, нет возможности сдавать декларацию по интернету. Получается, что большая нагрузка ляжет на подачу декларации в бумажном виде, по почте или в обычном пункте приема декларации. В связи с этим, готовы ли принимать работники почтовой организации в селах огромное количество деклараций?», — проявил отеческую заботу о казахстанцах народный избранник.

Он заметил, что для функционирования единой базы сведения с бумажных деклараций должны переноситься в программу налоговой службы. И должна быть разработана электронная форма, а это дополнительная работа.

«Необходимо перенести срок первого этапа внедрения всеобщей декларации доходов и расходов с 2017 года на 2022 год, а второй этап с 2020 года на 2025 год. То есть до полного обеспечения сельских населенных пунктов интернет-связью», — сказал Нуртай Сабильянов.

Пока не сыграл в «долгий ящик»

Это не первый случай, когда депутаты предлагают отложить в «долгий ящик» обязательное декларирование доходов. Вообще о необходимости этой меры говорили еще в 2012 году, потом перенесли на 2016 год, затем решили, что для работников госучреждений, а также национальных компаний и государственных предприятий декларирование должно начаться с 2017 года, а для всех остальных граждан с 2020 года. Теперь для первой категории сроки могут сместиться еще на пять лет до 2022 года, а для всех граждан на 8 лет — до 2025 года. И если со всеми казахстанцами логика более менее ясна — действительно не везде есть интернет, хотя согласно госпрограмме по информатизации Казахстана к 2020 году он должен быть проведен в каждом населенном пункте. С другой стороны не совсем ясно, зачем сельчанам, с их уровнем доходов, в принципе сдавать декларацию, ведь основной интерес для общества представляют не они, а как раз те самые работники нацкомпаний и госорганов. У них, стоит полагать, с интернетом явно проблем нет, и что мешает внедрить обязательное декларирование доходов для этой категории граждан уже с 2017 года, не понятно.

Экс-депутат мажилиса парламента РК Айгуль Соловьева заметила, что трудно судить об истинных мотивах предложения об отсрочке всеобщего декларирования доходов. Она подчеркнула, что такое определение, как «всеобщее» говорит само за себя и здесь не должно быть исключений, поскольку тот же чиновник может найти, кого-то из села и за определенную мзду скрывать какие-то денежные потоки или имущество. Для самих сельчан тоже возникают проблемы. Если они не будут иметь доступа к интернету и своевременно не смогут сдать декларацию, то их начнут повально привлекать к административной ответственности в виде штрафов и не только. По ее словам, просматривается неготовность или нежелание правительства или других высокопоставленных чиновников вводить всеобщее декларирование, а заболтать эту тему. Однако, ни первый, ни второй случай по логике не может быть оправдан, во-первых, когда идут отчеты о социально экономическом развитии и достижениях Казахстана, то в них совершенно четко указывается, что доступ к интернету, обеспечен практически всем. Кроме того, возникает вопрос, а чем занималось правительство все эти годы, если не сделало этого, сетует г-жа Соловьева. Она рассказала, что, будучи депутатом, поднимала этот вопрос в 2010 году, тогда ее заверили, что готовят инфраструктуру и все будет запущено в 2016 году. Во-вторых, ей не понятно, каким образом правительство собирается выполнять поручение президента, данные им в рамках 5 реформ и 100 шагов Плана нации по вхождению в 30 наиболее развитых стран?

Низкий темп для тридцатки

Так как если всеобщее декларирование будет отложено, то страна не сможет соответствовать критериям и индикаторам стан ОЭСР, оставаясь в рейтинге самых непрозрачных и коррумпированных государств мира, заметила экс-мажилисмен.

«Не могу предположить, что фракция партии «Нур Отан», в принципе могла вынести подобное решение, поскольку такой подход противоречит ее предвыборным обещаниям и сводит на нет сам принцип проведения реформ. Исходя из чего, склоняюсь к мнению, что это инициатива одного депутата, связанная с заботой о сельчанах, для которых при сбоях этой системы могут возникнуть проблемы. В то же время надеюсь, что правительство ответит депутату квалифицированно. По поводу работы налоговых органов и теневой экономики: декларирование обязательно для государственных служащих, оно и сейчас существует. Однако, всеобщее необходимо для того, чтобы узнать, кто из чиновников мог переписать дорогостоящее имущество и денежные средства на родных и близких. Важно, что оно позволяет отслеживать не только доходы, но и расходы, поэтому по разнице в балансе и не совпадении можно делать определенные выводы. Безусловно, всеобщее декларирование послужит надежным инструментом для повышения прозрачности и снижения теневой экономики. Хотя, решение проблемы теневой экономики требует комплексного подхода и зависит не только от декларирования, но и таких механизмов, как внедрение безналичных расчетов, налога с розницы. В настоящее время в правительстве обсуждается новый Налоговый и Таможенный кодексы, надеюсь, что это позволит улучшить ситуацию», — сказала г-жа Соловьева.

Поработать ручками

Бывший вице-министр сельского хозяйства, предприниматель Марат Толибаев считает, что всеобщее декларирование доходов позволит свести теневую экономику к минимуму и нанесет серьезный удар по коррупции. Перенос сроков внедрения всеобщего декларирования он не одобрил. По его словам времени для подготовки было достаточно.

«Не могу представить, что можно сделать за дополнительные три года, чего нельзя было сделать за прошлые несколько лет. Если меры не были приняты до сих пор, то и в следующие три года они не будут приняты. К сожалению, правительство само создает плохой прецедент, регулярно перенося сроки внедрения тех или иных новшеств, тем самым расхолаживая население. Каждый раз люди думают, что сроки опять перенесут и расслабляются. Инициативу фракции партии «Нур Отан» не связываю со страхом чиновников перед декларированием. Скорее, это осознание организационной неготовности правительства. Внедрение декларирования без должной подготовки может вызвать народное возмущение. Думаю, этого боятся нуротановские депутаты», — подчеркнул Марат Толибаев.

А вот действующий депутат парламента РК Айкын Конуров рассказал, что предложение о переносе сроков введения всеобщего декларирования поступившее от депутатов обусловлено неудовлетворенностью презентацией правительства, в которой были определены проблемы, что в потенциале могут создать условия для недовольства у граждан. Это несовершенство программного обеспечения, что использует Комитет госдоходов, слишком большое количество приложений требующих заполнения — более 50 листов, слабая актуализация и интеграция различных баз данных государственных органов.

«Депутаты считают, что такое «сырое» внедрение первого этапа всеобщего декларирования среди сотрудников КГД, не даст объективной картины и впоследствии на втором этапе может создать серьезные проблемы. Мажилис склоняется к мысли, что при правильной интеграции государственных баз данных простой налогоплательщик не должен сам заполнять декларацию. Это должны делать специалисты КГД Минфина, а гражданин должен просто это подтвердить. Так же стал вопрос о возможности сдачи декларации на селе, где проживают почти 50% населения, которое преимущественно будет сдавать декларацию на бумаге. Предлагаемый комплект на сегодня стоит примерно 450 тенге, это дорого, а с учетом ошибок может вылиться в пару-тройку комплектов. Если же сельчанин допустит ошибку повторно, то за предупреждением следует штраф, что не добавит стабильности и лояльности граждан правительству. Профессиональные «теневики» так же и останутся под «крышей» фискалов или силовиков, которым, как показывает практика, закон не писан», — сказал Айкын Конуров.

Бой с тенью

Независимый политик Амиржан Косанов считает, что требование предоставления декларации о доходах болезненно для тех, кто связан с бюджетным финансированием и хочет скрыть истинное положение дел со своими финансами и имуществом. А это, в основном, чиновники всех уровней, те же депутаты, руководители квазигосударственных структур.

«Думаю, что в отношении этой категории декларирование их доходов и расходов должно быть внедрено полномасштабно и с особым пристрастием. Немаловажно так же, чтобы эта процедура коснулась и членов их семей. Иначе, мы не сможем эффективно бороться коррупцией и не искореним другие способы ухода от уплаты налогов. Честно говоря, несмотря на заверения властей о намерении навести порядок в этом вопросе, состояние дел с контролем за доходами и расходами наших чиновников плачевное. Не секрет, что большинство бастыков не живут на одну зарплату, они имеют свой дополнительный бизнес или аффилированы к конкретным коммерческим структурам. Есть у них и другие, изощренные, не всегда подпадающие под налоговое законодательство, способы зарабатывания денег. Нужна политическая воля, чтобы расчистить эти авгиевы конюшни. Большинству же казахстанцев попросту говоря нечего и декларировать: живут, в лучшем случае, от мизерной зарплаты до зарплаты, а в худшем – и вовсе без оной! Думаю, что на нынешнем, непростом этапе развития общества, нужно корректировать действия с учетом этого обстоятельства. Хотя по большому счету всеобщее декларирование необходимо. Хотя бы для того, чтобы коррупционеры и желающие уйти от уплаты налогов другие лица не смогли оформлять свои теневые доходы на тех, кому пока не нужно декларировать свои доходы и имущество», — заключил Амиржан Косанов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.