Госдолг и квазигоссектор - Вивисекция казахской экономики
Поддержать

Госдолг и квазигоссектор — Вивисекция казахской экономики

Специальный проект «Вивисекция казахской экономики»

ЧАСТЬ I. ГОСДОЛГ и КВАЗИГОССЕКТОР

Текущий экономический кризис является самым серьезным для Казахстана. Впервые за долгие годы рост экономики будет оставаться на минимальных значениях. Этот кризис наглядно подтверждает наличие серьезных структурных проблем в экономической модели, которая главенствовала в Казахстане на протяжении многих лет и была основана на использовании природной ренты, экспорте минеральных ресурсов. Есть ли выход? Мультимедийный портал Exclusive запускает серию еженедельных обзорных материалов, основанных на мнениях представителей казахстанского экспертного сообщества.

Анализ

Экспертное сообщество Казахстана, несмотря на обвинения в пассивности, последовательно поднимает вопрос прозрачного, подотчетного управления природными ресурсами: специалисты понимают, что только при таких условиях можно добиться эффективного использования природных богатств и заложить основы для позитивной трансформации человеческого развития. Но, к сожалению, далеко не все рекомендации принимались властями во внимание. Трудно рассчитывать на полноценный диалог, когда правительство упорно продолжает выстраивать экономическую политику так, словно поток доходов от продажи ресурсов в государственную казну, будет неиссякаемым. Однако в условиях новой экономической реальности появляется надежда, что правительство будет более открытым к диалогу, прислушается к рекомендациям независимых экспертов.

Вливай больше!

В сложившихся условиях, считают опрошенные нами эксперты, правительство готово придерживаться принципа открытой экономики. Ожидается, что в грядущем политическом сезоне, то есть осенью, нас ознакомят с экспертной оценкой происходящих событий в экономике. А пока кабинет продолжает значительные вливания в госкомпании.

Компания Казагро, которая перед девальвацией осуществила заимствование в два миллиарда долларов США, а средства на финансирование и рефинансирование сельского хозяйства направила в тенговом выражении, столкнулась с серьезнейшим дисбалансом. Закономерно, что компания обратилась в правительство, которое вынуждено было их поддержать, увеличив уставный капитал.

Или пример того же КазМунайГаза, у которого в 2011-2012 годах были проблемы с платежеспособностью. И они получили целевой транш – 10 миллиардов долларов США. Формально правительство не будет отвечать по этим долгам. Но по факту мы видим, что правительство готово поддерживать их ликвидность. Конечно, нам никогда не скажут, что эти средства, или их часть, пойдут на обслуживание долгов.

Еще один пример. Всему квазигоссектору «Байтерек» с 2007 года либо в виде займов, либо вливаний в уставный капитал выделили 33,7 миллиарда долларов США из Нацфонда и из бюджета. Однако возврат составил 1,6 миллиарда долларов США в виде дивидендов. Скорее всего, расчет был осуществлен, как говорится, натурой – с зачетом тех строительных объектов, которые финансируются за счет средств квазигоссектора, который является прямой, неотъемлемой частью правительства, его продолжением. В таких условиях правительство не может работать против своего продолжения, и будет представлять его интересы.

Мы видим, что долги растут, в том числе внешний долг серьезно вырос по сравнению с 2014-2015 годами: в тенговом выражении долг вырос почти в три раза. Понятно, что здесь присутствует эффект девальвации, но также это и результат серьезных заимствований. В целом, долг в 2015 году по сравнению с 2014 годом вырос на 54% и сейчас составляет 26,8 миллиардов долларов США.

Ключевой фактор роста внешнего долга – выпуск еврооблигаций. За последний год рост валютных обязательств составил 4 миллиарда долларов США. По данным экспертов, на начало лета в совокупности долг по трем крупнейшим компаниям – Самрук-Казына, Байтерек, Казагро – составляет 24 миллиарда долларов США. Из задолженности около 15,8 миллиардов долларов США – заимствования из Нацфонда. В 2016 году из Нацфонда планируется дополнительно выделить займы на квазигоссектор.

В чем основная предпосылка резкого роста госдолга? Гипотеза экспертов заключается в том, что правительство очень резко нарастило расходы бюджета. Несмотря на значительные сокращения нефтяных поступлений, расходы бюджета выросли на 23% по сравнению с 2015 годом. Правительство считает, что экспансия бюджетных расходов является правильной антикризисной мерой, призванной поддержать экономику в период спада. Однако в Казахстане вопросы бюджетной устойчивости никто кроме экспертов не поднимает. Хотя, по их мнению, для этого есть все основания.

Итак, бюджетные доходы у нас выросли. Причем по сравнению с планом превышения доходов на 834 миллиарда тенге. За период январь-апрель рост налоговых поступлений составил около 500 миллиардов тенге больше по сравнению с прошлым годом. Пока не все понимают природу этого явления, правительство объясняет его, как было сказано, эффектом девальвации. Но есть и другая гипотеза, которая связана с происходящим изъятием налоговых поступлений в ущерб будущим.

Далее, гарантированные трансферты из Нацфонда в проекте бюджета составляет 2,88 триллиона тенге. Поскольку у нас идет превышение плановых поступлений в бюджет, то правительство решило сократить размер трансфертов и вернуть в Нацфонд 372,5 миллиарда тенге. Складывается ошибочное представление, что мы экономим средства Нацфонда, возвращаем их обратно. Но за скобками остается вопрос, если почти полтора триллиона тенге займов мы берем номинированных в валюте, если есть экономия средств, то зачем брать займы и наращивать свой долг? На этот вопрос пока ответов нет.

За последнее 10-летие Казахстан накопил достаточно количество кризогенных факторов в государственном управлении, которые при высоких ценах на нефть были латентными, но после падения цены на нефть они вышли наружу и указали на огромный системный кризис управления.

Резюме

Большая часть госдолга остается невидимой для общества, правительство избегает брать на себя ответственность и не пытается предотвратить дальнейший рост долга госкомпаний. Этот долг был накоплен за последние 10 лет, и он будет определять развитие страны и благосостояние граждан в долгосрочном периоде. Если в кратчайшие сроки не будут приняты необходимые меры, то правительство Казахстана оставит будущим поколениям не накопления, а долги. Это серьезно подорвет возможности страны вести устойчивое экономическое развитие.

Продолжение следует




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.