Ораз Жандосов: «Экономику спасут революционные меры»
Поддержать

Ораз Жандосов: «Экономику спасут революционные меры»

Оптимизм Келимбетова, упорно продолжающего верить в эффективность госкорпораций, критические реплики Жандосова, разочарование Ошакбаева квазигоссектором и ЕАЭС, а также рецепты Смагулова. Вчера в Алматы завершился шестой ежегодный Форум– K16 Kazakhstan Growth Forum, который традиционно проводит казахстанское ответвление Young Presidents’ Organization (YPO) и отечественный финансовый холдинг – группа Сентрас. Подробности – в нашем репортаже.

В этот раз главной темой стала «Казахстанская управленческая модель», что, как сказал в своем вступительном слове на открытии форума Ельдар Абдразаков – председатель YPO Казахстан, сегодня не просто актуально, но жизненно необходимо.

-Мир, который мы знали до настоящего времени, в котором мы жили, очевидно, будет решительно меняться, – сказал он. – И нам нужно обсудить направления и темпы этих изменений, те вызовы, которые сегодня стоят перед страной и бизнесом.

В мероприятии участвовали более сотни руководителей и акционеров ведущих казахстанских компаний, квазигосударственных предприятий и фондов, бизнесменов YPO Intercontinental , которые делились своим опытом и обсуждали актуальные проблемы экономики и бизнеса.

С интересным докладом «Опыт и практика Правил Желтых Страниц Казахстана» на форуме выступил зампредседателя Антимонопольного Комитета Асан Дарбаев. Из выступления следовало, что хотя ведомство ведет чрезвычайно активную работу по созданию нормативной базы регулирования вопросов монополизма в стране, соответствующую мировым требованиям, работы еще непочатый край.

С докладом о новой промышленной революции 4.0 выступил на форуме Михаил Романов – партнер EY . Он рассказал о новых нормах мировой экономики, которой все меньше требуется рабочая сила – в ее классическом понимании. Эта экономика предъявляет новые культурные и институциональные вызовы Казахстану – и как государству, и как обществу. По его мнению, новые заявленные экономические приоритеты Казахстана сегодня во многом базируются на старых подходах, что коренится зачастую в недопонимании новой технологической революции, которая покоряет мир. Сегодня трещит и лопается даже тот незыблемый ранее принцип бизнеса, что при прочих равных условиях в конкурентной борьбе побеждает тот, у кого больше активов. Сегодня бизнесом правят креативные идеи. «У кого есть лучшая идея, тот сейчас выигрывает в бизнесе», — уверен Михаил Романов. Он привел в пример Uber и другие компании, у которых практически нет активов, есть только выигрышная бизнес-концепция, но они за пару лет становятся глобальными.

О глобальных трендах мировой экономики говорил, в частности, Рави Абделал – профессор Гарвардской Бизнес Школы. По его мнению, сегодня в мире наблюдается целый ряд глобальных экономических, демографических, политических процессов, которые переплетаются и оказывают влияние как друг на друга, так и на мировую экономику. Меняются, причем очень существенно, основы мировой экономики и геополитики. Формируются новые центры силы и экономического развития. Все больше выступает глобализация против национальных интересов многих стран, однако и само это понятие – национальные интересы, также нуждается в переосмыслении. Новые контуры формирующейся глобальной системы неизбежно потребуют от многих стран с традиционными экономиками настоящей ментальной и экономической революции, однако готовы ли они к ней? Готов ли к таким радиальным изменениям Казахстан? Ответа на этот вопрос профессор не дал.

Подробный и глубокий анализ процесса перехода страны из категории «третьего мира» в мировые экономические лидеры был представлен в докладе гостя форума, Кай Чана, советника Совет по Конкурентоспособности ОАЭ. Стратегия конкурентоспособности ОАЭ, по его мнению, базировалась прежде всего на использование международных стандартов для формирования экономической политики. Причем стандартов во всем, начиная от создания самой современной инфраструктуры для бизнеса и жизни, и заканчивая подготовкой кадров, способных работать в новых условиях. Сам переход от сырьевой к диверсифицированной экономике занял немного времени, но потребовал очень интенсивной работы и кардинальных изменений по всем направлениям. Примечательно, что главным «мотором» таких изменений было государство, функция государственного лидерства в институциональных изменениях остается неизменной и сегодня в ОАЭ, хотя частный бизнес в стране возрос неизмеримо. Бурному экономическому развитию страны отнюдь не мешает долгосрочное государственное планирование, однако базируется оно на планах развития разных сфер бизнеса, которые страна выбирает приоритетными в данной экономической ситуации и создает для развития их привлекательные условия.

Самой интересной на форуме оказалась, как и ожидалось, панельная дискуссия «Аспекты «New normal» для Казахстана». Оказалось, что сами параметры так называемой «новой нормальности» для страны каждый из участников сессии, людей известных и «топовых» для экономического истеблишмента страны, понимаются по-разному. Из текущей экономической реальности каждый может делать разные выводы относительно дальнейшего пути и перспектив.

Управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов, отмечая несомненное усиление мировой конкуренции между странами и регионами, задавался риторическим вопросом: успеет ли Казахстан вскочить в уходящий поезд мировой экономической революции? И отвечал на него хоть и дипломатично, но оптимистично – у Казахстана для этого есть возможности и ресурсы. Решения, которые принимались правительством в прошедшие годы, были, хотя зачастую и «реактивными», то есть отвечавшими на острую текущую ситуацию, но, в основном, считает Келимбетов, правильными. Роль госкорпораций в развитии страны, по его мнению, была и остается ведущей. Так что, сказал он, не надо ругать правительство и посыпать головы пеплом.

С другой стороны, известный экономист и тоже в прошлом глава Нацбанка Ораз Жандосов, гораздо более критически оценивал и прошедший путь, и перспективы развития нашей экономики при новом правительстве.

«Если основываться на темпах роста ВВП, которые прогнозируются на 2017-2021 годы, Казахстан может, с учетом демографии, не войти в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира, – сообщил он. – Я считаю, что Казахстану нужно принять радикальные, даже революционные меры для того, чтобы обеспечить рост экономики. Согласно прогнозам правительства, которое еще было при Кариме Масимове, на 2017-2021 год средний темп экономического роста на эту пятилетку заложен на уровне 2,4-2,5%. Если учтете рост населения на 1,4%, это достаточно стабильные сейчас демографические данные, то мы получим примерно 1%-ный рост ВВП на душу населения. Правительство Казахстана поставило крайне неамбициозную задачу по темпам роста экономики. Например, Турция, Малайзия таргетируют рост ВВП между 4-5%, – заявил Ораз Жандосов. – Добавочную стоимость создает только частный бизнес, государство ее перераспределяет. У нас нет смысла создавать еще одну госкомпанию. Лучше, когда есть одна, но эффективная госкомпания. Вы можете назвать хоть одну эффективную госкомпанию? Наверное, это сложно. Сейчас такой период, когда правительство, разговаривая с бизнесом, должно принимать радикальные решения, которые простимулируют рост ВВП. Мы не решим проблему бедности, урбанизации, если экономика Казахстана не будет расти на 4-5% – это факт. Например, НДС – это очень плохой по структуре налог, может, от него надо уходить? Если мы от него отойдем, то бизнес получит существенное облегчение, существенно снизится коррупция. Я хоть и был одним из авторов накопительной пенсионной системы, но я согласен не национализировать накопленные у нас до сегодняшнего дня пенсионные накопления. Может быть нам лучше уйти от накопительной системы и эти 10% сделать подушкой, если правительство боится падения уровня налоговых доходов. Самый высокий темп роста экономики – 13.5% был в истории независимого Казахстана в 2001 году. Как раз тогда, когда я был заместителем председателя правительства, – иронично заметил Ораз Жандосов в заключение своего выступления.

Не согласился с мнением Кайрата Келимбетова о ведущей роли госкорпораций и вообще квазигосударственного сектора экономики в развитии страны известный экономист и критик правительства Рахим Ошакбаев. По его мнению, их роль в целом больше негативна. Драйвером развития всегда служит частный бизнес, но ему не дают развиваться нормально. Все ресурсы идут в квазигосударственный сектор. Негативно он оценил и итоги интеграции в рамках ЕАЭС, где взаимная торговля между странами падает, а доступ на рынок, к примеру, России, для казахстанскиих товаров, чрезвычайно осложнен. Хотя идея интеграции чрезвычайно многообещающая, ее реализация погрязла в бюрократии и в сегодняшнем виде несет больше вреда, чем пользы.

Арманжан Байтасов, ведущий сессии, считает, что мы построили какой-то непонятный госкапитализм, вместо нормальной рыночной экономики. И поэтому значительной части молодых специалистов, получивших прекрасное образование в лучших мировых вузах, в стране просто нет места – для них отсутствуют сферы приложения сил, в связи с архаичностью структуры экономики.

О том, как бизнесу следует приспосабливаться к новой реальности, с присутствующими поделился руководитель Astana Group Нурлан Смагулов. По его мнению, сегодня первостепенной задачей для государства должно быть стимулирование роста занятости.

«Мы видим массовое переселение людей из сельской местности. Наши города бурно разрастаются, приезжают люди без всяких навыков жизни в условиях урбанизации, их нужно как-то занять. Как это сделать так, чтобы не было социального напряжения в больших городах? Это самая большая задача. Поделюсь своим личным опытом. Сколько бы я не пытался создавать рабочие места в сельской местности, все эти рабочие места терпели фиаско. Если мы, к примеру, привозили новые комбайны, мы сокращали механизаторов. И когда мы привозили новые технологии, приходилось сокращать людей. Последнее, что мы сделали по животноводству: в село приехали две австралийские семьи, произвели продукты из мяса коровы породы черного ангуса на 5 тыс. голов и в итоге две деревни в этой местности остались полностью без работы. К примеру, в Австралии 3% занятых в сельском хозяйстве людей делают 20% вклад в ВВП. Казахстан в новых реалиях не готов сегодня создать такое количество рабочих мест. Казахстан должен создавать не просто новые рабочие места, а новые профессии, которых пока не существует», – сказал Смагулов.

Что касается интеграции в рамках ЕАЭС, то здесь Нурлан Смагулов видит некоторые положительные изменения, хотя попасть на рынок России по-прежнему очень трудно. Но другой альтернативы просто нет. Нам всем, и бизнесу, и правительству, нужно делать привлекательнее условия у нас, чтобы производство шло в Казахстан, считает предприниматель.

В своем комментарии для мультимедийного портала Exclusive Ораз Жандосов отметил, что «все понимают, что жить так, как жили при дорогой нефти, уже не получится». «Что-то менять все равно придется. И это не только мое мнение, понимание необходимости перемен становится всеобщим», — сказал известный экономист.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.