Астана не резиновая. Чей лик может подпортить чиновникам большой праздник?
Поддержать

Астана не резиновая. Чей лик может подпортить чиновникам большой праздник?

В преддверии события, к которому с особым трепетом относятся казахстанские чиновники – EXPO-2017 участились разговоры о том, что не все в эти знаменательные дни могут находиться в столице Казахстана. Первоначально речь шла об ограничении въезда для лиц, имеющих судимость, но потом стало известно, что и законопослушным гражданам вход в город может быть запрещен. Причем все это происходило со ссылкой на некий международный опыт, правда, конкретных примеров, в какой стране на момент проведения EXPO – город превращался в осажденную крепость, приведено не было. Конечно, у многих в памяти всплыл советский опыт, когда в период проведения Олимпиады 1980 года из советской столицы срочно убрали всех проституток и социально неблагонадежных граждан, а город был фактически оцеплен.

Заместитель акима Астаны Андрей Лукин пояснил, что предложение о запрете въезда в Астану в период EXPO-2017 касалось заключенных, которые содержатся в колониях строгого режима и особого режима, а именно ЕЦ-166/10 и ЕЦ-166/5. Потом, правда, г-н Лукин поправился, пояснив, что 1 января готовятся к освобождению осужденные лица. Как правило, это все опасные рецидивисты, получившие наказания за убийства, изнасилования, разбои, сбыт и изготовление наркотиков, насильственные действия сексуального характера. Только одних наркобаронов аж 124 человека.

«С 1 января они имеют право избрать место проживания по своему усмотрению, пояснил замакима. Как правило, избирается почему-то Астана, где даже законопослушные граждане не всегда могут устроиться, а тут с 1 января прогнозируется прибытие для постоянного проживания в Астану порядка 380 человек. Конечно, им нужна социализация — они должны найти место жительства, работу. И после длительного нахождения в тюрьме нужно время. Исходя из этого, по психологическим характеристикам и социализации этих лиц, мы вынесли предложение, чтобы эти лица из колоний строгого режима и особого режима воздержались от прибытия в Астану с 1 января по 1 октября 2017 года», — сообщил он.

Также г-н Лукин заметил, что будут что-то делать с бомжами, так как из тысячи лиц без определенного места жительства лишь 290 человек имеют документы. Поэтому перед акиматом стоит сложная задача их документировать, выдавать соответствующие документы, социализировать. Но, к сожалению, признался чиновник не всегда, эти меры являются эффективными. Сообщил г-н Лукин и более удручающую информацию, предполагается, что почему-то именно в 2017 году в Астане количество лиц без определенного места жительства увеличится. С чем связан этот процесс возрастания доли бомжей в общем количестве народонаселения Астаны остается только гадать.

Стоит отметить, что впоследствии со стороны МВД заявление г-на Лукина было уточнено и стало известно, что в столицу не планируют пускать на момент проведения выставки и законопослушных граждан.

«Какие-то ограничительные мероприятия по въезду не только осуждённых, но и других, даже законопослушных граждан, будут предприняты на это время. Но я считаю, что это не нарушение прав человека в целом. В целом, на мой взгляд, разумное предложение, просто надо проработать, чтобы это не затронуло конституционные права граждан. Инициатива акимата сейчас обсуждается», — пояснил заместитель министра внутренних дел РК Рашид Жакупов.

То есть само EXPO, которое, вероятно, многие казахстанцы искренне ждали, как триумф страны превратится в мероприятие для избранных, куда простым смертным вход будет запрещен. Вообще эту практику можно распространить не только на период проведения выставки, можно по идеи превратить Астану в город чиновников, чтобы вид обычных граждан не портил с утра их благостное настроение.

Силовики считают, что их предложение не является нарушением прав человека. Так ли это мы попытались узнать у казахстанских юристов. Вот их мнение

Адвокат Акмолинской областной коллегии адвокатов Рамиль Байжигитов:

Рассматривая вопрос ограничения въезда в Астану ранее осужденных, а также законопослушных граждан на период проведения EXPO-2017 с точки зрения законодательства хотелось бы отметить следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Конституции никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Конституции каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора место жительства, кроме случаев, оговоренных законом. Таким образом, выше рассматриваемые вопросы предполагают нарушение конституционных прав граждан. Кроме того, хотелось бы отметить практику проведения крупномасштабных мероприятий в недавнем прошлом в соседних странах: в России — Петербургский международный экономический форум, в Узбекистане — заседание глав государств — членов ШОС в Ташкенте. Так на период проведения мероприятий, названные государства не ограничивали въезд в город, а лишь ограничились передвижением автотранспортных средств на территории проведения мероприятий и проживания их участников, а так же усилили миграционный контроль.

Адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «De Facto» Сергей Сизинцев:

Что касается, бывших заключенных — в представленной в Мажилис Парламента редакции проекта Закона «О пробации» специальных ограничений на посещение Астаны для данной категории граждан не установлено. Касательно законопослушных граждан — в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Конституции Республики Казахстан никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам места жительства. Согласно пункту 1 статьи 21 Конституции каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории, кроме случаев, оговоренных законом. Статья 14 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяет основное содержание правоспособности гражданина, одним из элементов которой является право свободно передвигаться по территории республики. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Правила регистрации внутренних мигрантов утверждены постановлением правительства Республики Казахстан. Пункт 16 указанных Правил устанавливает, что в интересах национальной безопасности и охраны общественного порядка в соответствии с законами устанавливаются ограничения в свободе передвижения в отдельных местностях Республики Казахстан. К таким местностям относятся закрытые административно-территориальные образования, запретные зоны и запретные районы. Правила прямо указывают, что установление иных ограничений не допускается. Таким образом, для того, чтобы возможность въезда граждан — и полностью законопослушных, и имеющих ранее судимость — в город Астану могла быть ограничена на определенный период или определенными условиями, требуется принятие специального закона по этому вопросу. На текущий момент такого закона не принято. Министерство внутренних дел, акимат города Астаны, местная полицейская служба не имеют возможности принимать никакие нормативные акты по вопросам ограничения свободы перемещения граждан, поскольку такое ограничение невозможно без принятия или изменения соответствующего закона.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.