Коммунисты и листовки – Специальный проект «Желтоқсан-86»
Поддержать

Коммунисты и листовки – Специальный проект «Желтоқсан-86»

Часть четвертая: Это было недавно, это было давно

В этой части мы публикуем на первый взгляд не связанные между собой материалы, но на деле, сведения о наказанных коммунистах и революционная листовка – яркие показатели той страны, из которой мы выросли. Но вот переросли ли, это вопрос.

Exclusive.kz продложает публиковать материалы, связанные с историей трагических событий декабря 1986 года. Материалы предоставлены Фондом Алтынбека Сарсенбаева.

СВЕДЕНИЯ

о задержанных коммунистах в ходе массовых беспорядков

на 23 декабря 1986 года

  1. Всего — 42

в том числе из:

Алма-Аты

31

Алма-Атинской области

3

Джамбулской

2

Кзыл-Ординской

1

Семипалатинской

3

Чимкентской

2

  1. II. При обсуждении:

исключено

24

наложено взысканий с занесением в учетную карточку

2

ограничились обсуждением

2

III. Рассматриваются в первичных организациях — 14

Заведующий отделом организационно-партийной работы ЦК Компартии Казахстана К. Султанов

ЦК Компартии Казахстана о т. Нарибаеве К. Н.

Тов. Нарибаев К.Н. с апреля 1976 года работал заместителем министра, курировавшим вопросы руководящих и научно-педагогичес­ких кадров, преподавания общественных наук, а с июня 1983 года является министром высшего и среднего специального образования Казахской ССР.

За этот период в системе высшего образования получили широ­кое распространение протекционизм, землячество, круговая порука. Подбор кадров стал осуществляться не по деловым, а больше по родственным признакам, нередко на основе родовой принадлежности.

давляющее большинство начальников управлений Минвуза подобраны из выходцев  южного региона, (из числа казахов).

В Алма-Атинском институте народного хозяйства 25 работников являются между собою близкими родственниками,  среди них и самого бывшего ректора – Мамырова Н. К. Из соображений угодничества ректор Алма-Атинского архитектурно-строительного института т. Байболов С. М. принял на работу сестру жены и сына бывшего первого секретаря Алма-Атинского горкома партии А. Койчуманова.

Из-за ослабления контроля министерством и лично т. Нарибаевым, снижения требовательности к кадрам высшая школа оказалась засорен­ной преступными элементами.

На низком уровне оказалось преподавание общественных наук, сни­зилась эффективность воспитательной работы, особенно интернациональ­ного воспитания. Многие преподаватели — обществоведы не имеют базового образования.

Все эти нездоровые факты известны профессорско-преподавательскому составу, широким студенческим массам,  нанесли серьезный урон нравственному воспитанию молодежи.

Среди 24 рек­торов вузов и директоров филиалов Минвуза лиц коренной национально­сти 20,  из 188    деканов — 127,  из 793 заведующих кафедрами — 490. Доля их среди профессорско-преподавательского состава в вузах Алма-Аты превышает 57 процентов.  Снизилась доля русских,  принятых в аспирантуру.

Ежегодный прием в вузы республики лиц коренной национальности составил в среднем 61 процент. Такой подход получал широкую огласку, отбивал желание у молодежи некоренной национальности делать попытки  поступать в вузы. В 1986 году среди 81,2 тыс. абитуриентов было лишь 15,5 тыс. русских (19%).

В министерстве нет действенного резерва кадров, целенаправленная работа в этом направлении не велась.

Отдел считает необходимым рассмотреть вопрос о партийной ответственности т. Нарибаева К. Н. и его соответствии занимаемой должности.

Заведующий Отделом науки и учебных заведений ЦК Компартии Казахстана Е. Асанбаева

10 февраля 1987 г.

Некоторые моменты из судебных документов, и допросов свидетелей

На ХII Пленуме ЦК Компартии Казахстана, состоявшемся 4 июня 1988 года и рассмотревшем вопрос «Об организационно-политической деятельности партийных организаций республики по выполнению Постановления ЦК КПСС о работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» отмечалось, что «…оппозиция перестройки из числа тех,  кто не по заслугам пробрался в высшие эшелоны партийного и госу­дарственного у правления, кто всеми силами и средствами пытался затормозить ход позитивных преобразований в республике… «подгоняемые страхом неминуемой расплаты за содеянное, они-то и взбудоражили молодежь, злонамеренно использовав ее национальные чувства. Что же это за персоны? Все из ближайшего окружения Д. А. Кунаева: управляющий делами  помощник Первого секретаря ЦК, начальник ХОЗУ Совмина, начальник спецдивизиона ГАИ, а также ректоры некоторых Алма-Атинских вузов, находящихся в родственных отношениях между собой и с бывшим Первым секретарем ЦК. Сейчас все они освобождены от работы, часть из них исключена из партии, другие находятся под стражей…Противники перестройки, спровоцировавшие беспорядки в  Алма-Ате не были однородны по национальному признаку, среди них находились лица разных национальностей. Поэтому тем более нет ос­нований для обвинения казахского народа в национализме…водораз­дел проходит не по национальным границам, а по жизненным позициям, четко определяющим сегодня абсолютное большинство трудящихся, приветствующих перестройку, от жалкой кучки ее противников до тех, кто стремится сохранить личные привилегии, личное благополучие и возможность собственного обогащения любыми путями. Это единствен­ная верная, по-партийному принципиальная оценка переживаемого исторического момента…».

Подавляющее большинство свидетелей, в том числе студенты, прив­леченные к уголовной, административной и иной ответственности, по­казали, что намерение выйти на центральную площадь города Алма-Аты и выразить несогласие с решением V Пленума ЦК Компартии Казахстане возникло у них стихийно.

В частности, студенты Аймурзаев К., Исмагулов О. А., Куандыков Е. А,  Е. А..Канетов А. Д., Рахметов К. А., рабочие некоторых предприятий, Аймаханов К. А. Арымбеков Ж. К. Декельбаев Е. А., Отарбаев К. и  другие показали, что все они по своей  инициативе вышли на улицы города,   чтобы провести «мирную демонстрацию», которая в последующем вылилась в массовые беспорядки.

Таким образом, следствием установлено, что какой-либо организационной деятельности, направленной на разжигание национальной  вражды или розни накануне и в ходе массовых антиобщественных выступлений в декабре 1986 года в г. Алма-Ате не проводилось.

Имевшие место отдельные националистические проявления со стороны некоторой части населения города и студентов вузов возникали стихийно и явились результатом упущений в их патриотическом и интернациональном воспитании.

Полученные в процессе расследования настоящего уголовного дела материалы дают основание сделать вывод о том, что кроме Увакова А. Б. в действиях проходящих по делу других лиц состав преступления, предусмотренный статьей 60 УК Казахской ССР, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14 п. 2.179, 180 Уголовно-процессуального кодекса Казахской ССР,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Производство предварительного следствия по уголовному делу № 85, возбужденному по факту нарушения национального и расового равноправия, прекратить за отсутствием состава преступления.
  2. Копию постановления направить прокурору Казахской ССР.

Заместитель начальника следственного отдела КГБ Казахской ССР подполковник С. Д. Мурзалин

Копия листовки из уголовного дела Дауранова И. Г.

ВСЕМ!  ВСЕМ! ВСЕМ!

Казахстанцы! Казахи, русские, люди других национальностей! Жизнь показывает, что между нами нет межнациональных противоре­чий. К рулю государства пробралась шайка Горбачева – Шеварднадзе — Колбина. Эти заплывшие салом на бесплатных государственных хар­чах держиморды, карьеристы, ханжи, демагоги,  прикрываясь лозун­гом перестройки,  раздают государственные посты своим приспешни­кам,  катают бесплатно жен по заграницам,  попросту выкачивают из государства все средства в свои карманы. Что им до простого на­рода? Честные люди всех национальностей не могут без душевной боли  вспомнить недавние дни в семи областях Казахстана, когда низ­колобый,  с ненавидящим взглядом проходимец Колбин распорядился в течение двух суток избивать полицейскими дубинками казахских студентов. Цвет будущей интеллигенции — 2 тысячи студентов — брошен в застенки. Их заклеймили как хулиганов, алкоголиков, наркоманов. Наглая клевета!  Люди искренне верили демагогическим выступлениям Горбачева, утверждавшего, что основа перестройки — откровенное выражение собственного мнения. Люди шли на демонстрацию протеста с портретами В.И. Ленина. Их единственным желанием было избавиться от навязанного свыше Колбина. 

Объединяйтесь! Требуйте более честного правительства в республике!

Казахстанский интернациональный комитет борьбы с шайкой Горбачева — Шеварднадзе — держиморды Колбина.

Советник судьи Конституционного Суда Республики Казахстан                                         Е.З. Бекбаев


Другие материалы проекта «Желтоқсан-86»:

Исцеление – интервью Нурсултана Назарбаева

Часть 1: Желтоксан – как это было

Часть 2: Документальная хроника

Часть 3: Мухтар и Олжас

Часть 5: Европа и Президент

Часть 6: Кто виноват? Из книги Кунаева

Часть 7: Назарбаев о декабре-1986

Часть 8: Окончательная оценка




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.