Шутки банковского надзора
Поддержать

Шутки банковского надзора

В банковской сфере началась маленькая «охота на ведьм». Это показательная порка перед требованием Нацбанка к докапитализации многих банков и возможной консолидации в сегменте банков второго эшелона. С банковским надзором шутки плохи всегда. Но особенно они чреваты в момент проведения каких-то кампаний.

Все формальности будут соблюдены

Временная администрация, назначенная в Казинвестбанк, состоящая из сотрудников Фонда гарантирования депозитов (ФГД) и Нацбанка, начала процедуры, которые следуют после приостановления лицензий регулятором.

Отвечая на вопрос Exclusive.kz о том, есть какие -либо игроки, готовые принять на себя обязательства Казинвестбанка в обмен на его активы, глава временной администрации Джемма Зинулина и заместитель председателя ФГД Куанышбек Абжанов ответили, что соотношение передаваемых активов в обмен на обязательства можно будет сделать только после объявления конкурса и получения предложений банков. Директор департамента Нацбанка по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Александр Терентьев признает, что в Казахстане довольно давно не происходил отзыв банковских лицензий и практически нет опыта операций PND (принятия на себя обязательств и активов). Даже если это и происходило, то всегда имело добровольный характер. (Возможно, речь идет не о банковском рынке, а прежде всего о таких операциях в процессе ликвидации НПФ в период до передачи пенсионных активов в управление государству). Участие ФГД в том случае, если кто-то из банков решится на принятие обязательств Казинвестбанка, в обмен на его активы, возможно, но будет ограничено суммой в 768 миллионов тенге – таком объем обязательств банка перед физическими лицами, попадающими под гарантии фонда.

Приглашаются храбрецы

В то же время, приглашение банков к выполнению обязательств Казинвестбанка выглядит формальностью с учетом риторики, сопровождавшей отзыв лицензий. Нацбанк объяснил эту меру тем, что большая часть кредитования банка ( 52% от кредитного портфеля), представляла собой финансирование аффилированных лиц. Эти кредиты постоянно реструктуризировались и по ним смягчались условия выплат. Ранее Нацбанк обращал внимание на отсутствие системы риск-менеджмента при кредитовании и низкую ликвидность залогового обеспечения по кредитному портфелю, а также на очень существенные проблемы с ликвидностью и разрыв между средствами, имеющимися в наличии и суммой отложенных платежных поручений клиентов. Принятие на себя рисков «Казинвестбанка» в этих условиях было бы » безумством храбрых», степень которого лимитирована на банковском рынке, даже если речь идет об очень небольшом игроке с активами в 0,7% от активов системы. Г-жа Зинулина отметила, что в настоящий момент временная администрация осуществляет мониторинг в банке, и оставляет за собой право обращаться в правоохранительные органы, если обнаружатся соответствующие нарушения.

До какой-то степени все происходящее напоминает маленькую «охоту на ведьм», пришедшуюся как нельзя кстати накануне возникновения требований к докапитализации многих банков и возможной консолидации в сегменте банков второго эшелона. С банковским надзором шутки плохи всегда, но особенно они чреваты в момент проведения каких-то компаний.

52 опрометчивых вкладчика

По оценкам г-на Когулова, в случае, если ни один из банков не примет на себя активы и обязательств Казинвестбанка, после судебного решения компенсация вкладчикам, попадающим под гарантирование, будет осуществляться за счет средств фонда. Учитывая, что возможности выплат со стороны ФГД составляют 500 миллиардов тенге, 768 миллионов для депозиторов Казинвестбанка, выглядят небольшой суммой. Под гарантирование попадает 99,4% счетов физических лиц в банке. Суммы свыше 10 миллионов в тенге или аналога 5 миллионов тенге в валюте были лишь у 52 клиентов -физических лиц. (Получение этих денег с учетом опыта банкротства Валют — Транзита выглядит крайне проблематичным). При этом суммы, принадлежащие 52 депозиторам, значительно превышают ту, что подлежит гарантированию. Согласно статистике Нацбанка, опубликованной пока по состоянию на 1 декабря, его обязательства перед физическими лицами составляли около 10 миллиардов 969 миллионов тенге. При этом в ноябре, когда начали действовать санкции Нацбанка по открытию новых счетов физических лиц, произошел довольно значительный отток средств физических и юридических лиц. (На 1 ноября обязательства перед физическими лицами равнялись 17миллиардам 296 миллионам тенге. В ноябре из банка происходил также отток средств юридических лиц, хотя менее интенсивно, чем в розничном сегменте с 94, 284 миллиардов тенге до 83,616 миллиардов). Это бегство депозиторов и вылилось в тот кризис ликвидности в Казинвестбанке, который был зафиксирован в момент отзыва лицензии.

«Нам эта сделка также показалась странной»

Важной новостью, сообщенной г-ном Терентьевым, стала информация о том, что уголовное дело по поводу операции по покупке облигаций компании «Бузгул Аурум» появилось после обращения в следственные органы Нацбанка 25 ноября прошлого года. Как отметил г-н Терентьев, эта информация предоставлена с разрешения следствия. Нацбанку не нравились «возникшие кривотолки», поскольку связывали проведенную сделку с средствами вкладчиков. В реальности, она была осуществлена за счет собственных средств фонда, но «нам эта операция также показалась странной». После завершения официальной части брифинга г-н Терентьев подтвердил СМИ факт состоявшегося задержания руководителей ЕНПФ, не сказав, однако, о ком именно из топов идет речь.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.