Почему мы так и не вспомнили своих корней?
Поддержать

Почему мы так и не вспомнили своих корней?

В отличие от других бывших союзных республик, нами не принято ни одного специального государственного Акта в отношении борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана.

Почти все государства мира после обретения независимости переоценивали свою историю, чтобы увековечить имена своих национальных героев, в первую очередь борцов (погибших и живых) за свободу своего народа, целостность и сохранность своей земли, ее независимость.

Так было на всех континентах Азии, Европы, Америки, Африки. Эти страны принимали специальные государственные программы по деколонизации государственной политики, общественной жизни и сознания своих граждан. При этом этот естественный процесс нигде не считался переписыванием истории. Напротив, это оценивалось как   восстановлением истины и справедливости. Во-первых, колонизаторы и их летописцы  никогда не заинтересованы в том, чтобы отразить правду об истории колонизируемого народа, они всегда расценивали свою роль как «насильственная модернизация». Во-вторых, колониально-тоталитарная политика и идеология представляла борцов за свободу и независимость колонизируемого народа не только как преступников, но и жестоко подавляла их борьбу.  И СССР здесь не исключение.

Одними из первых начали реабилитацию своей реальной истории государства Восточной Европы. Так, Литвой приняты 29 высших государственных актов (10 законов, 19 Постановлений Правительства) по реабилитации, восстановлению нарушенных прав лиц, боровшихся 50 лет против советской колонизации. Был даже учреждён новый Государственный Центр, а в Сейме Литвы образована постоянно действующая комиссия, контролирующая ход выполнения принятых законодательных актов.

Грузия приняла Государственный Декрет о восстановлении справедливости к подвигам лиц, боровшихся за независимость страны и подвергшихся репрессиям за участие в национально-освободительной борьбе. Даже в России были приняты такие законодательные акты, как закон «О реабилитации жертв политических репрессий», Указ Президента России «О реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессии», законы «О погибших защитниках отечества», «О реабилитации репрессированных народов» и другие акты. Таким образом, Россия, как правопреемница СССР, признала факт системных политических репрессий против целых народов на её территории.

В 1995 году Президент России Б. Ельцин подписал Указ «О восстановлении законных прав российских граждан — бывших военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и послевоенный период»,  восстановивший доброе имя сотен тысяч жертв тоталитарного режима, попавших в плен в основном по вине руководителей советского командования. Их судьбы в двойне трагичны: в плену они подвергались фашистами издевательствам и репрессиям, а на Родине они были объявлены Сталиным предателями и государственными преступниками, со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Президент Назарбаев на открытии в Астане монумента памяти жертвам голодомора

Надо сказать, что и в Казахстане после обретения независимости также были приняты важные шаги в этом направлении. В частности, приняты «Концепция восстановления исторического сознания», программа «Мадени мура», направленные в основном на восстановление исторических и культурных памятников, возрождение казахского языка, архитектурных сооружении.

Проводились научно-практические конференции, ставились памятники, посвященные отдельным историческим событиям и прославившимся  историческим личностям (в основном в ходе войн с джунгарами), в их честь названы улицы, издавались книги, писались статьи, сняты художественные и документальные фильмы.

Но они носят больше академический и разовый характер, посвящены общим подходам и рекомендациям, а также юбилейным датам, проводятся в формате торжественных мероприятий-тоев. При этом инициаторами подобных мероприятий являются не органы государственной власти. Они проводятся по настойчивой инициативе общественных организаций и ученых. Нет системной государственной программы, законодательной основы для их реализации. Местные органы власти, как правило, руководствуются конъюктурными, а иногда трайбалистскими соображениями чиновников разного уровня при решении о поддержке того или иного мероприятия.

Из-за отсутствия разработанных на государственном уровне принципов и политико-правовых стандартов у нас порой прославляются люди (писатели, поэты, руководители республиканского и регионального масштаба, учёные), служившие колониальной политике и идеологии, являвшиеся рупором и проводником этой политики, включая сталинизм. Среди них есть и те, кто ради личного благополучия участвовали в гонениях и репрессиях против защитников народа и Казахстана.

В отличие от других бывших союзных республик, нами не принято ни одного специального государственного Акта в отношении борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана. Это говорит о  том, что мы не очень дорожим своей независимостью, а также о том, что мы должным образом не оцениваем, и не хотим возродить память о своих предках, совершивших подвиги во имя нашего Отечества.

Мы правильно сделали, что реабилитировали всех корейцев, чеченцев, ингушей и другие народы, которые были высланы в Казахстан, хотя их подвергли репрессиям на  территории других, ныне независимых государств.

Но в отношении представителей (и народа тоже) коренного населения-казахов, которые в течение нескольких веков подвергались различным формам государственного преследования, физически уничтожались карательными отрядами, изгонялись из родных земель, стали жертвами небывалого искусственно устроенного голодомора в результате которого медленной и изуверской голодной смертью погибла половина целого народа – не принято ни одного специального государственного Акта. А ведь внешняя, да и внутренняя ситуация в 90-ых годах прошлого столетия позволяла это сделать. Я могу это утверждать, поскольку занимался этими вопросами в Казахстане и внимательно изучал политическую ситуацию в бывших Союзных Республиках.

В результате агрессивной политики соседних государств казахский народ оказался в числе так называемых «разделённых наций», поскольку треть народа проживает вне пределов  исторической Родины. На сегодня по официальным данным за пределами Казахстана проживает более 5-ти миллионов наших соотечественников, не по своей воле оказавшихся на чужбине. В соседних с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, казахи проживали издревле. Они являются автохтонным населением этих земель. Однако, при размежевании и установлении административных границ советской властью внутри Союза, а также при разделе между империями территории без согласия местного казахского населения, часть казахских земель, например, отошла к Китаю. Поэтому казахи, жившие на исторической земле своих предков оказались в чужой стране.


Представители казахской интеллигенции, репрессированные в 1930-е годы

Ирония в том, что более справедливо поступила Советская власть во главе с Лениным: во-первых, поддержала требования лидеров «Алаш-Орды» и возродила частично казахскую национальную государственность  в виде Автономной Республики с центром в Оренбурге, во-вторых, при установлении административных границ внутри Союза основную часть исторически казахских земель по настоянию и убедительности доводов «алашордынцев» вернула Казахстану.

Надо признать, что и теоретически, и практически ленинская национальная политика была наиболее прогрессивной по сравнению с политикой прежних режимов Российской империи. Это Сталин и его соратники последовательно и полностью извратили её реализацию и советское государство на долгие десятилетия, пытаясь искусственно создать «советский народ», стало тотально ущемлять как национальные интересы и права коренных народов,  так и статус и суверенитет Союзных Республик, якобы добровольно входящих в СССР.

Кстати, отмечая положительное в ленинской национальной политике, надо сказать, что именно ленинское учение о самоопределении наций и создании советской федерации в конечном счёте  при распаде СССР, и предопределило государственную независимость Казахстана. Это мы должны не только помнить, но и должным образом оценивать. Например, в Финляндии до сих пор благодарны Ленину за то, что он, преодолев сопротивление своих соратников, помог обрести государственную независимость финскому народу.

В середине прошлого века Н. Хрущёв, К. Ворошилов, руководители Казахстана И. Юсупов, Дунаев и некоторые другие, о чем свидетельствуют архивы, под видом временной передачи отдали несколько наших районов Узбекистану. В последствии только часть нашей земли вернули обратно. Но, несмотря на все это, Казахстан, в соответствии с политикой Главы нашего государства Н.А.Назарбаева, как миролюбивая страна, уважающая международное право, дорожащая отношениями с соседями не имела и не имеет  ни к одной стране территориальных претензий. Установленные государственные границы должны быть незыблемыми.


Казахские беженцы в Турции

Большая часть наших соотечественников, проживающих за рубежом – это вынужденные переселенцы, беженцы (их потомки) из Казахстана, спасавшиеся от   преследования и репрессий колониально-тоталитарных режимов или от искусственно созданного властями массового голода. По архивным данным в январе 1917 года, более 273 тыс. жителей восставших аулов Семиречья царскими карателями было загнано в Китай. В Джетысуйской губернии, по подсчётам самой администрации, 53 тыс. казахских хозяйств, аулов от г. Верного до границы с Китаем были разграблены и превращены в развалины. В международной практике в подобных ситуациях пострадавшим  людям дают статус беженцев и они попадают под защиту международных организаций.

Поэтому, после обретения Казахстаном независимости и изучения причин, по которым они были вынуждены покинуть страну, в соответствии с международными стандартами и практикой, на новое Казахское государство легла политическая, правовая и моральная ответственность по приему, и обустройству возвращающихся на историческую Родину наших соотечественников. Парламент должен был принять рад законодательных актов, где были бы определены их статус, причина изгнания их из Казахстана, оказание государственной помощи переселенцам, их адаптации и обустройству.

Исходя из этих международно установленных обязанностей и принципов, в поистине историческом, Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан», тщательно готовившимся и бурно обсуждавшимся в Верховном Совете Республики из 18-ти судьбоносных статей закона  2 были посвящены лицам, вынужденно покинувшим Казахстан или не по своей воле оказавшихся за ее пределами. Следует подчеркнуть, что  среди них было немало патриотов, боровшихся с колониально-тоталитарными режимами за свободу своей Родины.

В этом сакральном для нас Высшем Государственном Акте, объявившем на весь мир о свободе и независимости Казахстана, заменившем и действовавшим вместо Конституции было впервые признано, что беженцы из Казахстана спасали свои жизни, жизнь своих близких от смерти и преследования преступной властью, во-вторых, этим людям (и их потомкам) предоставлялось право возвращаться на Родину и иметь  гражданство   нашей страны, в-третьих, независимое государство Казахстан брало на себя обязанность принимать и обустраивать возвращающихся на Родину наших соотечественников, а тем кто остается за рубежом, оказывать всяческую помощь.  И наконец, было также объявлено, что новое государство обязуется поднять достоинство казахской нации, восстановить его в правах, возрождать и развивать язык, духовность, культуру. Мы тогда были бесконечно счастливы, что в этом законе нашли свое место наши предложения.

Но, к сожалению, эти судьбоносные, так необходимые для объединения (соединения) «разделённого народа» положения и принципы стали постепенно отодвигаться на задний план. По моей инициативе, когда я был депутатом Парламента, была создана Комиссия Сената, которая начала комплексное  исследование в числе других категории жертв политических репрессий и причин массового исхода беженцев из Казахстана, подготовив на этот счёт соответствующие законодательные акты и предложения. Но после окончания моего депутатского срока, правовой статус оралманов, как и многих других категории жертв колониально-тоталитарной политики, не нашли долгожданного политико-правового решения.

За 25 лет независимости Казахстан смог принять один миллион наших соотечественников. Это тоже немалое достижение. К сожалению, часть из них из-за ненадлежащего приёма на местах, не способности самих оралманов адаптироваться к нашей действительности, языковых проблем, коррупции уехали обратно или сожалеют, что приехали в Казахстан. Это тоже наша реальность.

В девяностые годы, несмотря на трудности, Глава государства Н.А.Назарбаев и сам активно поддерживал возвращение соотечественников на Родину, поручив эту политически важную работу патриотам Казахстана. Позже этой работой занимались чиновники, которые тихо саботировали подобные программы или больше заботились о своём благе, чем о будущем страны.

Наши руководители и политики должны понять, что будущее Казахстана, укрепление национальной государственности и безопасности, духовное единство казахской нации, сохранение и развитие государственного языка, культуры, традиции и самодостаточности, а также защита главной и великой нашей ценности – независимости Казахской Республики будет во многом зависеть и от привлечения, и использования ресурсов пяти миллионов наших соотечественников (особенно молодой ее части), проживающих за рубежом. Поэтому наша страна должна на основе международных стандартов и обязательств выработать и реализовать планы воссоединения нашего народа.

Казахстан больше чем другие Союзные Республики бывшего СССР подвергся колониальной агрессии, больше, чем другие народы бывшего союза СССР пострадал от тоталитарного сталинского режима. Вот некоторые эпизоды этой политики:

  • в начале века массовое столыпинское переселение из центральных районов России безземельных крестьян на лучшие пастбищные, пахотные земли и создание искусственного противостояния с местным населением, а также насильственное подавление протестов и репрессии в отношении коренного населения с использованием военно-карательных и казачьих вооруженных отрядов.
  • привнесённые в Казахстан гражданская война и тотальная советизация, разрушение образа жизни, сознания и быта казахского народа, приведшая к голоду в начале 20-х годов;
  • насильственное подавление, карательные меры и репрессии в отношении участников сотен крестьянских восстаний в Казахстане против раскулачивания, конфискаций и коллективизации, а так же репрессии  в отношении духовенства;
  • искусственно устроенный властью голодомор в начале 30-х годов, унёсший половину казахского населения;
  • репрессии с последующим физическим истреблением самой прогрессивной, высокообразованной казахской элиты, объединённой в движении (партии) «Алаш» и Правительство «Алаш Орды», которые имели место во всех регионах Казахстана. Рядовые члены партии, работники филиалов в областях и районов, солдаты войсковых частей «Алаш Орды» в основном не реабилитированы;
  • под предлогом освоения целинных земель Казахстана массовое переселение миллионов людей из России, Украины, приведшее к тому, что казахи на своей исторической Родине превратились в «национальное меньшинство», со всеми вытекающими из этого последствиями. (Кстати, сегодня мы наблюдаем, как страны Европы не в силах принять всего лишь 2-3 миллиона беженцев, и какие проблемы  возникают при этом).
  • экологическая катастрофа и массовые заболевания вследствие осуществления открытых ядерных взрывов в центре Казахстана;
  • под видом «лаборатории дружбы народов» последовательное лишение казахского народа исторической памяти, языка, культурных и духовных ценностей, закрытие казахских школ и т.д.
  • даже в самые «тихие» 60-70-ые годы осуждение Махмета Кулмаганбетова, Хасена Кожахметова, преследование Жумабека Ташенова и других патриотов в различных сферах и регионах, репрессии национально-освободительных идей, запрет и уничтожение изданных патриотических произведений
  • завершающим аккордом, а точнее системным преступлением бывшей Советской империи против казахского народа явилось жестокое подавление декабрьского (1986 года) восстание, массовые карательные меры против повстанцев, обвинения в национализме и возбуждение уголовных дел против тысяч представителей казахского народа, поиск и преследование «казахских националистов».

К этому следует добавить жертв сталинских «всесоюзных» репрессий и второй мировой войны, которые коснулись и Казахстана. Например, мы даже не приступили к реабилитации и восстановлению доброго имени и памяти десятков тысяч казахстанцев, попавших в плен по вине и в результате допущенных советским командованием ошибок, поскольку не хотим дать имевшим историческим обстоятельствам и правовым ситуациям объективную по международным стандартам и с позиции суверенного Казахстана оценку, как это сделали в бывших Союзных Республиках.

О политических и организационно-тактических ошибках Сталина в руководстве вооруженными силами, физическом истреблении и арестах перед войной талантливых военных командиров, о крайне бедственном положении Красной Армии, об отсутствии необходимой военной техники для противостояния врагу, о полной дезорганизации и деморализации ситуации на передовой, об отсутствии координации, и надлежащего руководства войсками много писали российские и другие ученые. И в этой ситуации массовое пленение десятками и сотнями тысяч советских солдат было предопределено и неизбежно. Бесчеловечность и коварство Сталина заключалось в том, что он с целью скрыть эти и другие свои ошибки и преступления объявлял пленных предателями Родины – врагами народа.

В их числе, трагические судьбы казахов и казахстанцев, не по своей воле оказавшихся в «Туркестанском легионе». Понятно, что военнопленные-казахстанцы не являются борцами за независимость Казахстана и у нас нет намерения считать их героями нашей Родины. Но объявлять их врагами народа и предателями никак нельзя. Казахстан они не предавали. Фактически само советское правительство предало своих военнопленных, отказавшись от признания международных Гаагской (1889, 1907 гг.) и Женевской (1929 г.) конвенции, определявших права военнопленных.


Солдаты Туркестанского легиона

Надо, наконец, после всестороннего исследования, дать объективную и справедливую по международным стандартам оценку общественно-политической и научной деятельности одного из главных борцов за свободу и независимость Казахстана в двадцатом веке легендарному Мустафе Шокаю. Для этого необходимо обнародовать и изучить все его труды, исследовать все обстоятельства его длительной и системной борьбы со сталинизмом, а также обстоятельства и мотивы о  якобы, «сотрудничестве» его с руководством фашистской Германии всего лишь за 5 месяцев его жизни (июль-декабрь 1941 г.).

В названной выше Комиссии Сената, работу которой я возглавлял, были собраны материалы и доказательства того, что М.Шокай был принципиальным борцом за интересы своего народа и Казахстана, ставший жертвой манипуляций одновременно двух самых кровавых политических систем двадцатого века: диктаторско-репрессивного режима Сталина и преступного, человеконенавистного  режима Гитлера.

Объективный анализ фактов показывает, что в переговоры с руководством Германии он вступил с главной целью – спасти жизнь, облегчить условия содержания военнопленным-казахстанцам, выходцем из Туркестана, а также военнопленным из Советского Союза. Истинные обстоятельства деятельности М.Шокая с военнопленными оценены его современниками, а также бывшими узниками концлагерей, показавшие, что фактически он спас от гибели тысячи людей, среди которых были представители разных национальностей: татары, буряты, грузины, калмыки. Очевидно одно: свою родину – Казахстан, родной народ М.Шокай никогда, ни при каких обстоятельствах не предавал. Все остальное это способы шельмования и преследования спецслужбами и пропагандой преступных политических режимов с целью его дискредитации и очернения.

Шокаеведы утверждают, что авторами написанных книг, статей, безосновательно и огульно обвиняющих его в предательстве и «сотрудничестве» с фашистами, являются исполнителями заказов КГБ СССР или ярыми противниками суверенитета и независимости Казахстана. Мировозренчески эти люди сами не приемлют свободное и независимое существование нашей Родины – Республики Казахстан, поэтому всегда очерняют патриотов, выступающих за эти идеалы. Им очень хочется поставить М.Шокая в один ряд с генералом Власовым или Бандерой, которые с оружием в руках воевали с советскими солдатами.

Есть доказательства свидетельствующие, как фашистское руководство Германии, убедившись, что М.Шокай не будет с ними сотрудничать и выполнять их задания, приняло решение тайно ликвидировать его, поскольку выдвинутые М.Шокаем условия и его популярность среди военнопленных и тюркских народов, мешали фашистам реализовать свои планы. Поэтому, как свидетельствуют его спутница жизни-супруга Мария Горина и близкие люди, он был отравлен в немецкой больнице 27 декабря 1941 года, а «Туркестанский легион» был образован после его смерти, в феврале 1942 года. Все эти и другие обстоятельства и факты должны быть объективно и комплексно исследованы на высоком научном и государственном уровнях с принятием справедливого и окончательного решения.

Продолжение читайте во второй части.

Сабыр Касимов, общественный деятель, Президент Республиканского Общественного Фонда по реабилитации и увековечивании памяти лиц, пострадавших в борьбе за свободу и независимость Казахстана «Каhармандар».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.