Как один казахский министр казахов любил (видео)
Поддержать

Как один казахский министр казахов любил (видео)

Общественные деятели требуют создать независимую комиссию для ревизии всех реформ, которые проводит министерство образования и науки Казахстана.

Очередная реформа министра образования и науки Ерлана Сагадиева оказалась откровенно нелепой и опасной, и может закончиться либо очередным, уже несовестким, геноцидом казахского языка и казахской истории, либо отставкой министра.

Напомним, что согласно приказу МОН РК, в высших и других учебных заведениях Казахстана из классификатора специальностей исключен ряд предметов, таких как «Казахский язык», «Казахская литература», «Казахская история», «Лингвистика», «Востоковедение». Кроме того, из школьной программы были исключены «Әліппе» (Букварь) «Ежелгі қазақ тарихы» (Древняя казахская история).

Exclusive.kz обратился к известным гражданским активистам Казахстана, чтобы узнать их мнение о ситуации вокруг министра Сагадиева и его инициатив.

Трагедия в том, что за 25 лет у нас сменилось почти 20 министров, каждый из которых считал себя выдающимся реформатором. 

Айдос Сарым, президент Фонда Алтынбека Сарсенбайулы, политолог:

«В моих наездах на министра образования нет ничего личного. Я его не знаю и мог бы не знать до скончания его или моего века. Но мне порядком надоели те шарахания и нелепые эксперименты, которые кто-то по какому-то недоразумению назвал реформами в сфере образования и науки. Мне откровенно не нравится, что все эти чудачества и нелепости осуществляются без учета мнения специалистов и общественности в самом широком смысле этого слова. Даже у самого тяжело больного, который не знает, что ему можно, а что нет, есть выбор. Даже такой простой: лечиться или нет, соглашаться с лечащим врачом или нет.

Да и вообще трагедия нашего времени заключается в том, что за 25 лет у нас сменилось почти 20 министров, каждый из которых считал себя выдающимся реформатором. Вообще, надо сказать, что позиция реформатора в образовании — это должность расстрельная. И меня поражает, что в стране много людей, которые готовы идти на нее, несмотря на репутационные риски. Люди готовы стать министрами даже, несмотря на то, что их будут проклинать. Это означает как минимум, что входной билет на этот аттракцион надо делать неподъемно дорогим. Люди должны приходить на ту должность с готовностью умереть. Иначе и смысла нет.

Негатив министра будет топить правительство и президента. Такого ему не простят.

Откровенно надоел глупый пиар министерства, организованный троллинг, фабрики университетских ботов. Отсюда и моя жесткая риторика.

Министру, если у него осталось хоть капля инстинкта самосохранения, надо избавляться от своих советников и пиарщиков и начинать говорить со всеми группами, которые находятся в оппозиции к нему. Он никто, и звать его никак, если он не будет опираться на авторитетные группы внутри науки, образования. Конечно, можно попытаться говорить только среди нравящихся, понятных лично ему групп. Но тогда ему сидеть в этой должности крайне недолго. Сейчас в стране худые годы. Негатив министра будет топить правительство и президента. Такого ему не простят.

Если выяснится, что министр обманывал всю страну, то тогда он должен подать в отставку. Такой министр не имеет права занимать место в правительстве. 

Мухтар Тайжан, президент Фонда Болатхана Тайжана, гражданский активист:

Министр возглавляет целую отрасль – среднее образование, средне-специальное образование, высшее образование, всю систему научных разработок. Он отвечает за принимаемые им решения. Выше него только премьер и президент. Он самостоятельная фигура. Он ответственен за всю отрасль.

В Казахстане много кадров, есть мощные патриотические люди. Просто их надо слушать, слышать и давать им дорогу. Не приминать глупые решения, такие как система триязычие, как исключение таких предметов как казак тiлi, казах адебиетi из классификатора, как включение в вопросы ЕНТ вопросов о Баян Есентаевой. Разве это обязательные знания?

Кто ему позволил сокращать кафедры истории в вузах? Кто позволил сокращать изучение древней истории? В своем видео-обращении он сказал, что он этого не делал, а я был на круглом столе в министерстве образования, где официально представитель министерства сообщила, что история изучается с 1905 года, и всё. Было принято решение, что учителям, инженерам, математикам не нужна древняя история. Это нонсенс! Во всех странах изучают, именно в вузах изучается история. На этот счет есть мнение профессионалов, таких как доктор исторических наук, профессор Талас Омарбеков, Мамбет Койгельди, Койшибаев. Надо слушать таких профессионалов. Они письмо писали прошлой осенью о том, что сокращаются кафедры казахской истории. Эти кафедры в свое время открывал Ермахан Бекмаханов (известный ученый-историк – ред. Е) еще в 40-х годах прошлого века. А он (министр) кто такой, чтобы эти кафедры сокращать, сокращать само изучение казахской истории?

Давайте проведем полностью ревизию всех реформ в министерстве образования. До этого все реформы должны быть остановлены.

Если сейчас выяснится, что министр обманывал всю страну в своем видеообращении по поводу классификатора, то тогда он должен подать в отставку. Такой министр не имеет права занимать место в правительстве. 

Если я не прав – я принесу публичные извинения. Но для этого надо во всем разобраться.  Должна быть создана независимая общественная комиссия, состоящая из профессионалов, общественников, из тех, кому доверяет народ. И давайте проведем полностью ревизию всех реформ в министерстве образования. До этого все реформы должны быть остановлены.

Допустим, триязычие – это нарушение конституционных прав граждан получать образование на родном языке. Это миллионы наших детей, это наше будущее.

Нынешний скандал вокруг министра Сагадиева далеко не первый. Достаточно вспомнить триязычье или намерение за три месяца обучить преподавателей в совершенстве владеть английским языком. 

Расул Жумалы, политолог, востоковед:

Нынешний скандал вокруг министра Сагадиева далеко не первый. Достаточно вспомнить нашумевшую программу по переходу на триязычье или намерение за три месяца обучить преподавателей в совершенстве владеть английским языком. Теперь вот с его подачи из школьной программы исключены «Әліппе» (Букварь) и предмет «Древняя казахская история», прекращена программа «Серпін», реализуемая в рамках поручения Елбасы по переводу студентов из перенаселенных южных областей — в северные с их пустующими вузами. Мало того, в высших учебных заведениях убираются специальности «Казахский язык», «Казахская литература», «Казахская история», «Лингвистика» и «Востоковедение». Что это значит? Конечно, сумятицу и нервозность в системе образования, которая и без этих «новшеств» министерства загнана в кризис. Но это полбеды.

Иначе как вредительством подобные действия назвать нельзя. Не припомню случая, чтобы кому-то из чиновников всего за полтора года удалось так дискредитировать министерство, а вместе с ним всю власть.

Что есть народ без языка, культуры, литературы? Сброд манкуртов. И когда из учебной программы будущих поколений выводятся государствообразующие дисциплины, иначе как вредительством подобные действия назвать нельзя. Не припомню случая, чтобы кому-то из чиновников всего за полтора года удалось так дискредитировать министерство, а вместе с ним всю власть.

Что мы за страна, если основы независимости и самобытности позволяется подрывать с самого верха?

Что касается пояснений самого министра о том, что его, дескать, не так поняли, все не так, оснований верить мало. Во-первых, удивляет пренебрежение и надменность, которые чиновник демонстрирует к мнению общества — своему работодателю. Буквально вся страна выступила против его инициатив, но им упорно гнется прежняя линия. Во-вторых, я больше доверяю уже обнародованным фактам и мнению действительно авторитетных в стране ученых, академиков, общественных деятелей. В-третьих, господин Сагадиев и прежде вводил народ в заблуждение. В частности, когда утверждал, что программа триязычья никак не направлена против казахского языка, истории, литературы. Как видим, на деле происходит ровным образом наоборот. Не понимаю, как такой деятель вообще может руководить ключевым ведомством? Поэтому и как гражданин, и как родитель, считаю, что Сагадиев не должен оставаться на этом посту. Другое дело, проводником такой линии на саботаж государственного языка является не он один. За ним наверняка стоят серьезные силы. Вот что страшит. Что мы за страна, если основы независимости и самобытности позволяется подрывать с самого верха?

Принятие важных для всего общества решений происходит без их предварительного обсуждения. 

Земфира Ержан, главный редактор kieli7su.kz:

Нынешняя ситуация вокруг Сагадиева стала, прежде всего, следствием того, что принятие важных для всего общества решений происходит без их предварительного обсуждения. Так, переход на систему триязычного образования в стране должен предварять, как минимум, общенациональный референдум, поскольку речь идет о базовых принципах государственного образования, их долгосрочных перспективах, а главное – о национальных интересах. 

Кроме того, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что внедряемая концепция вообще ни на чем не основана (нет ни кадров, ни методологии), кроме как на самой презентуемой идее, очень спорной и не имеющей схожих прецедентов в мировой практике.

Реформы МОН ущемляют права государственного языка страны, предают забвению его национальные интересы. А потому должны рассматриваться в Конституционном суде.

Исключение же из системы вузовского образования ряда гуманитарных дисциплин, изучающих казахский язык и литературу, прояснил общий вектор реформ, которые проводятся в настоящее время министерством науки и образования.

Представляется, что реформы МОН противоречат основным положениям Конституции Казахстана. Они ущемляют права государственного языка страны, предают забвению его национальные интересы. А потому должны рассматриваться в Конституционном суде.

Оставаться ли нам казахами должен решать народ Казахстана, а не отдельные люди наверху.

Канат Тасибеков, писатель:

Министра Сагадиева я впервые увидел на TEDx во время обсуждения языковой ситуации в Казахстане. Он оставил впечатление прекрасного оратора, свободно говорящего на русском, английском (западное образование) языках, иногда вставлял и казахские выражения (опыт посещения аула в детстве). Говорил он тогда о трудностях развития казахского языка, и о том, что 99 процентов новостей науки публикуются на английском языке. Его выступление взорвало интернет, многие воспринимали это как какое-то откровение. Меня это показалось странным — человек констатировал факты, и никаких путей решения проблемы. Все это очевидно. Очевидно то, какое место занимает английский язык в мировом табеле о рангах. Очевидно значение русского языка в Казахстане. Мы знакомы с трудностями, с которыми сталкивается казахский язык. Вопрос в другом – что делать?

Кажется, на верху уже решили – как бы ни было больно, поставить крест на казахском языке, признать, что он не может быть языком науки и техники. Языки, как это ни печально, тоже имеют свойства умирать. Двигаться вперед, шагать в ногу со временем, быть более конкурентоспособными.

Стоп! Я не согласен! Язык – основа нации. Потеря языка — потеря национальной идентичности. Оставаться ли нам казахами должен решать народ Казахстана, а не отдельные люди наверху.


Между тем, Министерство образования и науки РК взяло несколько комментариев у руководителей и преподавателей разных вузов страны:

P.S.:

4 марта Министерство юстиции РК сообщило, что классификатор специальностей высшего и послевузовского образования на государственную регистрацию 2017 году не поступал.

В сложившейся ситуации министру необходим диалог. Наш портал готов предоставить свою площадку для работы общественной комиссии. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.