Партия власти вступила в полемику с правительством
Поддержать

Партия власти вступила в полемику с правительством

Партия власти инициировала дискуссию о налоговом стимулировании экономического роста в то время, как правительство последовательно расширяет налогооблагаемую базу. Это две противоположные концепции. На левом берегу Астаны появились фундаментальные разногласия.

Экспертный клуб «Зерде» при Центре анализа и стратегических исследований партии «Нур отан» провел очень интересную дискуссию «Экономические механизмы стимулирования технологической модернизации и инноваций».

За последние десять лет доля НИОКР в ВВП Казахстана составляла 0,2% — 69 млрд. тенге. (Это как минимум в три раза меньше, чем заложено на увеселительные мероприятия в рамках ЭКСПО).

Фархад Куанганов, секретарь партии Нур Отан, привел печальные данные — за последние десять лет доля НИОКР в ВВП Казахстана составляла 0,2% — 69 млрд. тенге. (Для сравнения, это как минимум в три раза меньше, чем заложено на увеселительные мероприятия в рамках ЭКСПО). При этом, до сих пор все меры поддержки касались только научных организаций. Реальной поддержки спроса со стороны реального сектора так и не появилось, хотя этот тезис обсуждается уже долгие годы. На фундаментальные исследования у нас тратится у нас 24%, на прикладные 50%, опытно-конструкторские разработки 25%. В инновационных странах 15-20 % — доля финансирования фундаментальных разработок, 30-35% — прикладные, 40% — ОКР.

Главный тезис : налоговое стимулирование – ключевая мера для развития инноваций. При этом нужно финансировать не ученых, а предприятия, в чьих разработках они заинтересованы. В нашей же реальности Налоговый кодекс не поощряет даже реальный сектор, а уж тем более инновации.

В мире идет конкуренция за меры налогового стимулирования. Расходы на внедрение инноваций относятся на вычеты от 100 до 300%. То есть если вы вложили $10 млн, то вы не платите налог со следующих $20 млн.

Фархад Куанганов напомнил, что «такие институты как Академия наук и ее аналог в США привели к закрытости и засилью авторитетов. Их нежизнеспособность оказалась очевидна и в середине прошлого века родилась американская система «трех китов». Во-первых, стимулирование не ученых, а предпринимателей. В мире идет конкуренция за меры налогового стимулирования. Расходы на внедрение инноваций относятся на вычеты от 100 до 300%. То есть если вы вложили $10 млн, то вы не платите налог со следующих $20 млн. Китай пошел дальше – там не просто расходы на инновации отнесены к вычетам, но правительство также оплачивает таким предприятиям коммуникации, производственные помещения и обучение персонала. Теперь Китай занимает лидирующее место по внедрению инноваций в мире. Во-вторых, развитие университетской науки. Вузы превратились из мест обучения в площадку для рождения и тестирования новых проектов. И наконец, национальные фонды грантового финансирования, поощряющие инновации в научные исследования работают при главе государства в странах с президентской формой правления или при парламенте в парламентских странах с соответствующей подотчетностью перед ними. Кстати, именно фонду такого рода мы обязаны интернету».

Так или иначе, по мнению спикера, модернизация, о которой мы грезим, немыслима без налогового стимулирования. К сожалению, качественных исследований на эту тему нет даже в русскоязычном сегменте в целом, а о казахстанских вкладе и речи не идет. В прямой доступности только фрагментарные данные зарубежных экспертов, которые нуждаются в серьезной адаптации для нашего рынка.

А в это время реальный сектор погружен в архаику. По информации Казагро , в стране всего 300 тысяч единиц сельхозтехники, 80% которой можно смело выбрасывать. Ежегодное обновление технического парка не превышает 2%, а девальвация повысила стоимость новой техники более, чем на 100%.

За последние несколько лет практически не отмечается рост доли инновационных предприятий – он остается на уровне 8%. При том, что объем инновационной продукции вырос в 4,5 раза, его финансирование выросло в 10 раз.

Агентством НАТР, отвечающим на технологическое развитие было заключено 328 договоров на 12 млрд. тенге, создано 539 рабочих мест, а количество произведенной продукции оценивает в свыше 57 млрд.тенге. Тем не менее, в презентации Даурена Сабденова, заместителя председателя правления НАТР приведенные данные, ровно противоположные озвученному курсу модернизации страны. Например, за последние несколько лет практически не отмечается рост доли инновационных предприятий – он остается на уровне 8%. При том, что объем инновационной продукции вырос в 4,5 раза, его финансирование выросло в 10 раз. Как в этих условиях мог почти вдвое вырасти инновационный потенциал, не совсем понятно. При этом, 80% усилий сосредоточено на трансферте технологий.

Прочие источники финансирования НИОКР, куда входят иностранные инвестиции, заемные средства, средства предприятий составляют всего 5%. В то время, как в Южная Корее, Китае и Японии этот показатель составляет 75%.

Судя по данным Космана Кажкенова, эксперта ЦПАСИ, основным источником финансирования НИОКР является государство (59%). Другим крупным источником финансовых средств являлись собственные средства научных организаций (37%). Прочие источники, куда входят иностранные инвестиции, заемные средства, средства предприятий составляют всего 5%. В то время, как в Южная Корее, Китае и Японии этот показатель составляет 75%.

В странах, входящих в ОЭСР, на долю предпринимательского сектора затраты на НИОКР приходятся (60%) от объема финансирования научных исследований, тогда как в странах ЕС (54%), США (59%).

В структуре наших затрат на НИОКР опытно-конструкторские разработки занимают лишь 24%, в то время как в ведущих странах этот показатель находится на уровне 60-63%.

Компания может получить повышенный вычет при проведении НИОКР . Он равен 250%, если НИОКР выполняются на территории Сингапура и 300% за его пределами.

В то же время, в Китае ставка налога на прибыль в размере 25% может быть уменьшена до 15%. Налоговые каникулы первые 2-5 лет после первого получения дохода -100 %. Введены супер вычеты 150% от квалифицированных затрат на проведение НИОКР, а также отмена или сокращение вдвое налога на прибыль на доходы от трансфера технологий. А в Сингапуре компания может получить повышенный вычет при проведении НИОКР . Он равен 250%, если НИОКР выполняются на территории Сингапура и 300% за его пределами.

Кроме того, у компаний есть возможность заменить налоговый вычет в размере до 100 тысяч сингапурских долларов на необлагаемый налогами грант наличными в размере 30 % от величины вычета.

Впрочем, есть и свои сложности. Например, недостаток ясности об определениях и критериях инновационной деятельности, коррупционность согласования льгот или необоснованные отказы в льготах из–за консервативности налоговых инспекторов, не берущих на себя ответственности в оценке инновационности той или иной деятельности.

Казахстан критически отстал в части поддержки отечественных разработчиков IT продукций даже от партнеров по ЕАЭС. В России, Беларуси и Украине государственное стимулирование акцентируется не на поддержке “в качестве аванса” как у нас, а на “конкретных результатах” в виде налоговых льгот.

Тимур Айсаутов, директор «DAMU Research Group», считает, что Казахстан критически отстал в части поддержки отечественных разработчиков IT продукций даже от партнеров по ЕАЭС. В России, в Беларуси, в Украине действуют комплексные меры стимулирования, ключевую роль в которых выполняют прежде налоговые льготы. При этом, государственное стимулирование акцентируется не на поддержке “в качестве аванса” (льготные кредиты, гранты, аренда помещений и т.д.) как у нас, а на “конкретных результатах” в виде налоговых льгот.

В России с 2007 года уровень налоговых взносов на работников компаний разработчиков программного обеспечения снижен с 30% до 14% (в Казахстане — 35%) от фонда заработной платы, российские компании разработчики лицензионного программного обеспечения освобождены от НДС-18%, а с 1 января 2016 года предоставляются исключительные преференции российскому программному обеспечению в государственных закупках.

Беларусь вообще считается ведущей «IT-страной» в Восточной Европе . Все товары ввозимые резидентами белорусского технопарка “Парка высоких технологий” освобождаются от НДС.

А Беларусь вообще считается ведущей «IT-страной» в Восточной Европе . Все товары ввозимые резидентами белорусского технопарка “Парка высоких технологий” освобождаются от НДС. Резиденты Парка освобождаются от НДС (не включает розницу) по оборотам от реализации своей продукции и уплаты налога на прибыль. Налоговые послабления (правовой режим) для резидентов Парка высоких технологий (технопарк, г.Минск) действует на всей территории Белоруссии, вне зависимости от того, где физически размещены офисы компаний.

Аргументы и доводы о узости рынка абсолютно несостоятельны. Объем производства IT программ в Беларуси в 2015 году составил $1120 млн., при внутреннем потреблении всего лишь $86 млн. дол.

Аргументы и доводы о узости рынка абсолютно несостоятельны. Объем производства IT программ в Беларуси в 2015 году составил $1120 млн., при внутреннем потреблении всего лишь $86 млн. дол.

В Украине с 1 января 2014 года для местных IТ-компаний на 10 лет введён льготный налоговый режим, включающий полное освобождение от уплаты НДС (не включает розницу) — 20%, снижение налога на прибыль с 21% до 5%. В США IT компании (в большинстве штатов) полностью освобождены от НДС (Sales Tax) , а в Индии с 1998 года налоги для ИТ-компаний практически «обнулили» (доля IT-отрасли составляет 10 % ВВП, экспорт более $120 млрд.).

Руководство НАТР сдержанно согласилось с доводами, и даже проинформировало, что приняло беспрецедентные по жесткости меры. Например, отправило в НПП новые правила выделения грантов и сократило срок рассмотрения заявок с девяти до двух месяцев.

НАТР заработал только 1 миллиард тенге за счет размещения на депозитах средств, выделенных на гранты. А отечественные разработчики в это время годами не могут дождаться выделенного финансирования.

Нурлан Исин, глава Ассоциации IT-компаний Казахстана считает, что «НАТР только бумаги перекладывает, средства не осваиваются». Он привел шокирующий факт о том, что «НАТР заработал только 1 миллиард тенге за счет размещения на депозитах средств, выделенных на гранты. А отечественные разработчики в это время годами не могут дождаться выделенного финансирования».

Информация о тендерах на сайте размещена только в русской версии, в то время как львиная доля выпускников вузов получила образование на казахском языке. Он считает, что этого не только достаточно для того, чтобы отменить все тендеры, но и обратиться в Генеральную прокуратуру.

Мурат Абенов, глава соответствующего Комитета НПП «Атамекен» сделал несколько достаточно громких заявлений, получивших молчаливое согласие аудитории. В частности, он считает, что вопрос в прозрачности механизма отбора проектов для финансирования. «Может быть, пора честно признаться в том, что нам нужно тупо заниматься трансфертом технологий? – спросил он. – Я не нашел информации на сайте НАТР, кто, за что и сколько именно получил денег. Нужен общественный контроль!» – призвал он Нур Отан. Мурат Абенов также обратил внимание присутствовавших на то, что полная информация о тендерах на сайте размещена только в русской версии, в то время как львиная доля выпускников вузов получила образование на казахском языке. Он считает, что этого не только достаточно для того, чтобы отменить все тендеры, но и обратиться в Генеральную прокуратуру.

Все это выглядит довольно убедительным и заманчивым. Но чувство ликования от найденного наконец рецепта портит два фактора: такие меры обсуждаются уже почти 15 лет, но они остаются на бумаге. Возможно, потому, что для их реализации нет остаточно развитой профессиональной среды. И дело даже не в том, что у нас 14 ученых на 10 тысяч населения.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.