Трудовая миграция меняет вектор
Поддержать

Трудовая миграция меняет вектор

По оценке экспертов Международной организации по миграции, в свое время экономический рост превратил Казахстан в страну транзита и иммиграции, привлекающую квалифицированных работников из разных стран. Но, одновременно, наша страна привлекает все больше низкоквалифицированных трудящихся мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

Такое положение является следствием того, что число трудящихся-мигрантов из стран Центральной Азии в России стабильно уменьшается. И такая тенденция, согласно прогнозам, будет сохраняться в течение ближайших десяти лет. Небольшая часть мигрантов давно облюбовала новые страны, такие как Турция, страны Ближнего Востока и даже Америка и страны Западной Европы. Но большая часть в последнее время стабильно предпочитает соседний Казахстан.

В 2014 году российские власти ввели ограничения на въезд в Россию иностранной рабочей силы. В частности, граждане из стран СНГ могли работать в России не более 180 дней в течение года. За нарушение миграционного режима ФМС начала закрывать им въезд в Россию на 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести нарушения. Самое интересное, что нарушитель о наличии запрета на работу в России узнавал только при попытке въезда.

Кроме того, введение патентов на право работать привело к подорожанию труда иностранного работника. Так что работодателю стало выгоднее брать на работу россиян, а не трудящихся-мигрантов.

В 2016 году численность таких мигрантов из стран Центральной Азии продолжала падать в России.

«Россия частично потеряла свою привлекательность в качестве страны назначения для трудоспособного населения Центральной Азии, желающего найти работу за границей. Об этом свидетельствует снижение числа мигрантов из всех центральноазиатских республик, за исключением Кыргызстана, вступившего в ЕАЭС в 2015 году», — считают эксперты МОМ.

Кроме того, по мнению экспертов на мигрантов в России часто смотрят как на опасность в виде распространителей религиозных идей радикального толка. В отдельных случаях мигрантов из Центральной Азии связывают с экстремистской деятельностью.

Специалисты МОМ отмечают, что продолжающийся экономический спад, который начался в России в 2014 году, в следом — обесценивание рубля и валют стран Центральной Азии и широкомасштабное наложение санкций, в частности запрета на повторный въезд – это главные причины оттока мигрантов из России. «В результате многие из них почувствовали на себе действие новых или усугубившихся факторов уязвимости, от потери финансовых ресурсов до появления чувства безысходности и снижения самооценки», — считают эксперты.

Почти 950 000 граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана временно проживали на территории Казахстана в 2015 году по сравнению с около 500 000 в 2011 году.

По словам Деяна Кесеровича, координатора по Центральной Азии и главы миссии в Казахстане за последние пару лет число трудящихся-мигрантов в России снизилось в два раза, и, по сути, все эти люди обосновались в Казахстане.

В качестве альтернативы трудящиеся-мигранты из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана выбрали две страны – Турцию и Казахстан.

Согласно «Региональной полевой оценке по Центральной Азии» от 2016 года, сделанного экспертами МОМ, почти 950 тысяч граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана временно проживали на территории Казахстана в 2015 году по сравнению с около 500 тысячами мигрантов в 2011 году.

С 2014 по 2015 год количество узбекских мигрантов увеличилось с 530 683 до 797 982 человек, что составляет большую часть общего прироста миграции в направлении Казахстана

Граждане Узбекистана составляют наиболее многочисленную группу, располагающую самыми развитыми социальными сетями мигрантов благодаря родственным связям по обе стороны узбекско-казахстанской границы. С 2014 по 2015 год количество узбекских мигрантов увеличилось с 530 683 до 797 982 человек, что составляет большую часть общего прироста миграции в направлении Казахстана (смотрите таблицу).

Граждане Кыргызстана и Таджикистана мигрируют в Казахстан не в таких больших количествах, хотя за последние два года было замечено усиление миграционных потоков и из этих двух стран.

Таблица

Граждане стран Центральной Азии с временной регистрацией в Казахстане, 2011–2015 годы

Страна происхождения

2011

2012

2013

2014

2015

Узбекистан

404 468

431 919

495 167

530 683

797 982

Кыргызстан

93 848

103 001

93 127

94 313

114 385

Таджикистан

10 915

10 193

12 917

18 463

33 036

ВСЕГО

509 231

545 113

601 211

643 459

945 403

Источник: Государственная миграционная служба Республики Казахстан, май 2016 года

Узбеки, киргизы, таджики давно разделили между собой сферы деятельности в Казахстане.

Где обосновались мигранты

По словам многих трудящихся-мигрантов из стран-соседей, им  Казахстане легче слиться с толпой, а значит, и полиция, включая миграционные службы, меньше их беспокоят.

Узбеки, киргизы, таджики давно разделили между собой сферы деятельности в Казахстане.

Узбеки обосновались в ресторанном бизнесе, и в Алматы, и в Астане уже огромное количество кафе, тандырных и шашлычных с узбекским характером.

Таджики открыли овощные лавки в городе, и к ним, кстати, приятно ходить – они умеют продавать, так, что все остаются довольными. На Зеленом базаре в Алматы сухофрукты и диковинные фрукты тоже продают мигранты из солнечного Таджикистана.

И узбеки, и таджики продолжают строить наши дома и ремонтировать наши квартиры. Там у них даже существует своя отраслевая конкуренция.

Киргизы тоже стоят на базаре, их можно встретить на стройках Казахстана, в ресторанном бизнесе. Но, надо отметить, что много граждан этой страны занимают высококвалифицированные позиции в крупных компаниях.

По результатам региональной полевой оценки экспертов МОМ, мигранты, следовавшие через Казахстан транзитом, после получения отказа во въезде в Россию на российской границе, решают остаться в Казахстане, стремятся устроиться на работу в нашей стране, вместо эмиграции в Россию.

Поправки в казахстанское законодательство

Между тем, полевые оценки ситуации в нашем регионе, которые проводились экспертами МОМ, трудящимся-мигрантам стало сложнее отправлять деньги домой из Казахстана. Причина заключается в низких ценах на нефть, которое привело к обесцениванию казахстанского тенге и в целом на казахстанской экономике.

В 2014–2015 годах денежные переводы из Казахстана в Кыргызстан упали на 15%, а денежные переводы в Узбекистан снизились на 17%.

По данным Национального банка Республики Казахстан, в 2014–2015 годах денежные переводы из Казахстана в Кыргызстан упали на 15% (с 73,82 до 62,32 миллионов долларов США), а денежные переводы в Узбекистан снизились на 17% (с 191,87 до 159,10 миллионов долларов США). При этом, за тот же период объем переводов частных лиц в Таджикистан увеличился с 11,87 до 15,74 миллионов долларов США; скорее всего, это произошло по причине резкого роста миграции из Таджикистана в Казахстан, почти удвоившейся с 2014 по 2015 год.

В Казахстане планируется внести поправки в миграционное законодательство, ограничивающие возможности трудоустройства для низкоквалифицированных трудящихся мигрантов.

При таких негативных последствиях ухудшения экономической ситуации в Казахстане планируется внести поправки в миграционное законодательство, ограничивающие возможности трудоустройства для низкоквалифицированных трудящихся мигрантов. В результате таких изменений многим трудящимся-мигрантам из Центральной Азии, и с запретом на повторный въезд в Россию, станет еще сложнее найти работу на законных основаниях в Казахстане.

Помощь мигрантам от МОМ и НПО

Большая часть трудящихся-мигрантов, по полевой оценке МОМ это цифра составляет 62%,  не имели связей и знакомых в Казахстане. В результате процедурой их легализации занимались случайные люди. Это, либо, случайным знакомым, либо посредникам и работодателям.

«Во многих случаях они жили и работали незаконно, подвергались обману и эксплуатации, не получали зарплату, а некоторые из мигрантов сообщили даже о фактах избиения других мигрантов работодателем», — говорится в отчете МОМ.

Там же есть сведения о том, что случаи, когда мигранты и обращались в НПО или МОМ, то делали это либо случайно, либо узнав о них из разговоров. «По-видимому, они не искали помощи извне из-за тех условий сильной зависимости и контроля, в которые их поставили работодатели и посредники, так как мигранты не доверяли официальным учреждениям и опасались реакции со стороны работодателей», — считают эксперты.

Мигранты боятся государственных учреждений и считают их источником санкций, а не информации и помощи, т.к. мигранты видели себя скорее нарушителями закона, а не жертвами.

Среди участвовавших в интервью мигрантов в Казахстане широко распространены два ошибочных представления: НПО и МОМ считаются государственными учреждениями; мигранты боятся государственных учреждений и считают их источником санкций, а не информации и помощи, так как мигранты видели себя скорее нарушителями закона, а не жертвами.

Из всей этой ситуации с трудящимися-мигрантами, их правами и положением в Казахстане, соответствующим органам в нашей стране необходимо сделать правильные выводы.

P.S.: О факторах уязвимости трудящихся-мигрантов из стран Центральной Азии читайте в следующих материалах.

«Данный материал стал возможным благодаря поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID). Международная организация по миграции (МОМ) несет ответственность за материал, который не обязательно отражает взгляды USAID или Правительства США.

Мнения, изложенные в представленном материале, принадлежат автору (-ам) и не обязательно отражают точку зрения МОМ или ее стран-участниц. Используемые обозначения и форма представления материала не являются выражением какого-либо мнения со стороны МОМ относительно правового статуса каких-либо стран, территорий, городов или районов или их управляющих органов или относительно делимитации их границ.

В своей деятельности МОМ придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу мигрантам и обществу. Будучи межправительственной организацией, МОМ, совместно со своими партнерами по международному сообществу, осуществляет деятельность, направленную на решение оперативных задач в области миграции, содействие пониманию вопросов, связанных с миграцией; стимулирование социально-экономического развития через миграцию и защитучеловеческого достоинства и благосостояния мигрантов».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.