Эрдоган еще больше отдалил европейское будущее турок
Поддержать

Эрдоган еще больше отдалил европейское будущее турок

Итоги референдума в Турции, на котором победили сторонники президента Реджепа Тайипа Эрдогана по сути означают установление вождистского режима, где один человек будет решать за всех и переписанная Конституция гарантирует ему полную неприкасаемость.

До сегодняшнего дня разворот Анкары от цивилизованного мира в сторону клерикализма и популизма можно было воспринимать как проявления комплексов отдельно взятого главы республики Реждепа Эрдогана. Однако оказалось, что дешевый популизм готовы поддержать 51% населения от числа тех, кто имеет право голоса. Фактически, итоги референдума ставят на долгие годы крест на шансах Турции стать членом ЕС, об этом еще до оглашения результатов открыто говорили европейские политики.

Эрдоган, который в свое время обеспечил небывалый рост экономики страны, может в одночасье разрушить тот хрупкий общественный баланс, который сложился за долгие годы.

Турция, где парламентаризм играл важную роль в расстановке политических сил, делает ставку на суперпрезидента, но Эрдоган, который действительно в свое время обеспечил небывалый рост экономики страны, приведший к появлению среднего класса своими же руками может в одночасье разрушить тот хрупкий общественный баланс, который сложился за долгие годы. Сейчас экономическая ситуация в Турции резко ухудшилась, лира в числе наиболее обесценившихся за 2016 год валют, безработица растет, и на этом фоне Эрдоган предложил подменить повестку дня с решения конкретных проблем переключиться на абстрактную идею сильного и безальтернативного лидера. До 2019 года в стране будет переходный режим, а вот основные испытания начнутся именно тогда, в один год в Турции пройдут и парламентские и президентские выборы. И если за два года новый вождистский стиль Эрдогана не принесет ощутимых результатов, то Турция рискует не только быть еще больше отодвинута от вступления в ЕС, но и столкнуться с серьезными внутренними противоречиями. Армия недовольных турецким лидером значительно расширилась за счет тысяч посаженных в тюрьмы представителей профессуры, журналистов и военных, чьи сторонники могут в час X сыграть решающую роль в судьбе страны. Поэтому, вчерашняя победа Эрдогана в случае дальнейшего ухудшения экономического положения турок может уже в ближайшем будущем стать Пирровой победой, считают эксперты.

Антон Евстратов, эксперт по странам Ближнего и Среднего Востока:

Референдум, усиливающий власть президента, превращающий Турцию в президентскую республику, — логичный итог авторитарной, бонапартистской политики Эрдогана с самого занятия им премьерского, а затем и президентского поста. По факту, процедура волеизъявления народа попросту узаконивает то положение, которое имелось у президента до сих пор. Должность премьер-министра, которая будет отменена, уже давно фиктивна, а занимающие ее деятели — подконтрольны Эрдогану целиком и полностью — Давутоглу, попытавшись выйти из-под этого контроля, не продержался в премьерском кресле и нескольких дней. Министры и суды также по факту давно вполне подотчетны Эрдогану. С другой стороны, новая Конституция покончит с автономной политической деятельностью военных — они не смогут даже голосовать. Учитывая обостренные отношения Эрдогана с рядом высокопоставленных военачальников, многие из которых, как после известного переворота, так и до него, стали узниками турецких тюрем, данная норма, в случае ее принятия, — победа президента. Конечно, в мире есть много президентских, в том числе и очень успешных, республик. В Турции часто приводят в пример Францию или США, однако турецкие реалии — нечто качественно иное, и это понимает любой знакомый с ними наблюдатель. Вне сомнения, поражение в ходе референдума, могло бы если не уничтожить Эрдогана, то, по крайней мере, отбросить его далеко назад в том движении к авторитарной власти, которое мы наблюдаем все время его руководства Турцией. Однако вряд ли мы можем на это рассчитывать — сельские районы, глубинка — однозначно за него. Интересно, что согласно опубликованным по итогам процедуры референдума картам, большинство голосов новая Конституция набрала в центральных частях Турции, которые буквально окаймлены недовольными, пограничными провинциями. Мы увидим президента Турции Реджепа Тейипа Эрдогана, единолично правящего страной до 2029 года. Пока его поддерживает большинство, которое при нем стало жить реально лучше. Ситуация похожа на ту, что складывалась в Иране с поддержкой населения Махмуда Ахмадинежада — с той разницей, что Ахмадинежад, конечно, никогда не мог и не имел даже шанса сосредоточить в своих руках объемы власти, подобные эрдогановским. Однако, и тот и другой, почувствовав себя в силах, вступили в конфликт, как со своими силовиками, так и с Западом, а Эрдоган — еще и с Востоком в виде Сирии и Ирана. Для Ахмадинежада такая линия закончилась многолетним уходом из политики, и это — намек на то, какие испытания еще придется выдержать президенту Турции.

Движущей силой нынешних преобразований выступает глубинка, города и селения, которые расположены в центральной и северной части Турции. В крупных городах высок процент людей, которые считают проводимые реформы откатом от демократии, поэтому здесь можно ожидать и студенческие выступления и выступления оппозиции. 

Ильгар Велизаде, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ»:

Многочисленные предположения о том, что победят сторонники реформы политической системы, оправдались. В то же время никто не ожидал легкой победы. Это видно по результатам. Что касается действия оппозиции, то по опыту прежних лет можно предположить, что, скорее всего, результаты плебисцита не будут восприняты как безусловная победа одной из сторон. Скорее всего, будут митинги протеста, но серьезно повлиять на результаты референдума они все-таки не смогут. В крупных городах — Стамбул, Измир, Бурса, стабильно высок процент людей, которые считают проводимые реформы откатом от демократии, поэтому здесь можно ожидать и студенческие выступления и выступления оппозиции. В то же время, движущей силой нынешних преобразований выступает глубинка, города и селения, которые расположены в центральной и северной части Турции. Сторонники правящей партии из глубинных районов по опыту прежних лет, могут быстро соорганизоваться и мобильными группами переместиться в центральные города, организуя как бы контрпротест. Референдум открывает поле для конституционных изменений. В то же время, в самом парламенте непростая ситуация. В правящей партии также есть люди, которые скептически относятся к изменению формы правления, поэтому я думаю, что окончательно говорить о том, что Турция поменяла вектор развития, все-таки можно будет только после соответствующих поправок в Конституцию, которые будут внесены парламентом. Еще, говоря об итогах референдума, необходимо учесть тот факт, что на протяжении последних лет целенаправленная велась работа в этом направлении, общество готовили к этим изменениям. Эта подготовительная работа, которая заняла несколько электоральных циклов, не прошла бесследно.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.