Главу КНБ Масимова назвали главным авторитетом среди политиков
Поддержать

Главу КНБ Масимова назвали главным авторитетом среди политиков

Рейтинг управленческой элиты возглавили персоны, которых трудно назвать публичными.

Центр социальных и политических исследований «Стратегия» представил рейтинг управленческой элиты Казахстана за первый квартал 2017 года. Одно за одним последовавшие телевыступление главы государства, публикация Послания народу Казахстана, расширенное заседание правительства с его же участием, не только сделали главу государства главным ньюсмейкером первого квартала, но и, несомненно, создали фон, на котором значимость чиновников от правительства должна повышаться по определению. В общем-то, что и подтвердили итоги рейтинга управленческой элиты за первый квартал 2017 года, – ожидания усиливаются. Новый виток модернизации – новый взгляд на представителей политической элиты страны, замечают эксперты ЦСПИ «Стратегия».

Выше 4-х баллов

Особенностью рейтинга управленческой элиты в 1 квартале 2017 года можно назвать уплотнение группы со средним показателем выше 4-х баллов. Из 47 персон, вошедших в список, 24 перешагнули порог в 4 балла.

На первой позиции в рейтинге продолжает удерживаться председатель КНБ Карим Масимов. Он единственный из управленцев, рейтинг которого второй квартал подряд оценивается выше 5 баллов из 7 возможных – 5,15. Наибольший акцент эксперты делают на его эффективности — один из тех немногих, кто имеет системное мышление, что дает большое преимущество.

Марат Тажин ворвался в рейтинг, оставив позади не только представителей министерского корпуса, но и своего начальника – Адильбека Джаксыбекова.

Вторую позицию в рейтинге занял первый заместитель руководителя администрации Президента Марат Тажин – 4,97 балла. С одной стороны, можно сказать, что его трехлетнее отсутствие в стране в силу несения дипломатической службы практически не сказалось на его авторитете как знатока внутренней политики. Согласно полученным результатам Марат Тажин ворвался в рейтинг, оставив позади не только представителей министерского корпуса, но и своего непосредственного начальника – руководителя Администрации Президента Адильбека Джаксыбекова у которого 4,95 балла. С другой стороны, высокие оценки Марата Тажина как эффективного политика могут оказаться всего лишь карт-бланшем в силу наличия в экспертной среде завышенных ожиданий от его назначения. Если одни делают скидку на то, что ему еще надо время, чтобы войти в курс дел, другие начинают говорить о том, что прогресса после его назначения не произошло.

Заметно усилили свои позиции в рейтинге, прежде всего, председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Тимур Кулибаев — 4,8 балла и председатель Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин — 4,64 балла. Если в рейтинге за 4 квартал 2016 года они занимали почетное 10 и 13 место соответственно, то по результатам 1 квартала 2017 года улучшили свой ранг в рейтинге сразу на шесть позиций – 4 и 7 место. Эксперты отмечают повышение их авторитетности как личностей и эффективности как менеджеров.

Что касается рейтинга премьер-министра Бакытжана Сагинтаева у которого 4,65 балла, то его в первую очередь оценивают с позиций эффективности как менеджера. По мнению экспертов, нынешнему составу кабмина по мере сил, получается, отодвигать момент коллапса. 

Фаворит прошлого рейтинга генеральный прокурор Жакип Асанов удерживается в ТОП-15 — 4,52 балла. Его характеризуют как профессионала, хорошего, грамотного юриста. По мнению экспертов, изменения, которые происходят в ведомстве под руководством Асанова, вселяют оптимизм, но пока сложно судить о результатах модернизации деятельности прокуратуры, трансформации этого силового органа. В генпрокуратуре внедряется проектное управление. Асанов уже собрал на этот проект таких профессионалов, как Багдат Мусин и Арман Евниев. Изменения происходят действительно заметные. Однако, до завершения трансформации трудно судить, насколько эффективной она окажется, и распространится ли этот опыт на других силовиков. Также со стороны экспертов было высказано предположение, что его поставили на должность, чтобы провести определенные законодательные изменения.

За счет чего повысились оценки тех управленцев, чей рейтинг в этот раз превысил 4 балла? Аким Астаны Асет Исекешев, получивший 4,49 балла и министр внутренних дел Кулмухамбет Касымов с 4,2 балла получили более высокие оценки как эффективные менеджеры. Хотя, по мнению экспертов, весенние паводки могут стать экзаменом на состоятельность для обоих.

Управляющий делами президента Абай Бисембаев с 4,25 балла и начальник канцелярии Президента Махмуд Касымбеков с 4,21 балла улучшили рейтинг за счет повышения авторитетности. На счет первого эксперты записали назначение Малика Мурзалина акимом Акмолинской области. Авторитетность Касымбекова можно отнести к разряду «за выслугу лет», считают эксперты ЦСПИ «Стратегия».

Помощник президента, секретарь Совета безопасности Владимир Жумаканов с 4,16 балла и министр энергетики Канат Бозумбаев с 4,08 балла получили более высокие оценки по параметру перспективность.

Министр финансов Бахыт Султанов с 4,06 балла, несмотря на критику Президента, со стороны экспертов получил более высокие оценки по всем параметрам. Ему в заслугу ставят поддержание жизнеспособности тенге.

Безусловные авторитеты

В число безусловных авторитетов, политиков имеющих в своем активе оценки авторитетности выше 5 баллов, по итогам 1 квартала вошло 8 управленцев. Отметим, что в 4 квартале 2016 года таковыми были признаны только 4 управленца.

Первое место по параметру авторитетность удерживает сенатор парламента Нуртай Абыкаев с 5,82 балла. На втором месте оказался Адильбек Джаксыбеков с 5,59 балла, сдвинув посла в РФ Имангали Тасмагамбетова, на третье место с 5,26 балла. По поводу Тасмагамбетова эксперты не имеют единого мнения. По оценкам одних, он как сбитый летчик, хотя авторитет Тасмагамбетова достаточно велик пока, но эффективность его работы вызывает сомнения. О перспективах говорить не приходится. Вряд ли в обозримом будущем будет повышение в силу многих обстоятельств, среди которых оторванность от дома из-за новой должности будет играть не последнюю роль. Другая группа экспертов рассматривает должность посла РК в РФ как реверсивную и «старик Яков еще пошумит».

Четвертое место в списке авторитетов сохраняет за собой Карим Масимов с 5,22 балла.

К «фантастической четверке» по итогам опроса присоединились председатель правления НК «Астана ЭКСПО 2017» Ахметжан Есимов и председатель президиума НПП Тимур Кулибаев — у них по 5,13 балла, а также Марат Тажин с 5,09 балла и Касым-Жомарт Токаев с 5,04 балла.

«Середняки»

В список политиков-управленцев группы с совокупными показателями от 3 до 4 баллов вошел 21 человек. В этой группе также отмечается повышение среднего балла оценки. Исключение составляет министр обороны Сакен Жасузаков, который остался «при своих» 3,7 баллов.

Заметное улучшение рейтинга отмечается у министра труда и социальной защиты Тамары Дуйсеновой — 3,83 балла; +0,63 процентных пункта. Она оценивается экспертами как эффективный и перспективный политик, который может работать на улучшение ситуации — проблемы вроде понимает, но в имеющихся системных условиях ничего сделать не может.

Также улучшились рейтинги председателя Конституционного совета Игоря Рогова — 3,67 балла, председателя Национального банка Данияра Акишев — 3,58 балла.

Несколько улучшились рейтинги управляющего Международным финансовым центром «Астана» Кайрата Келимбетова — 3,65 балла и министра по делам религий и гражданского общества Нурлана Ермекбаева с 3,48 балла. И, тем не менее, ни первому, ни второму не удается избежать критики со стороны экспертов. Критика Кайрата Келимбетова основана на его неэффективности — столько лет на госслужбе, но продуктивно работать не научился. Ермекбаев «попал под раздачу» за коррупционный скандал в министерстве и «неуклюжую попытку взаимодействия с общественностью» и «бюрократизм», несмотря на то, что «команда в целом подобрана грамотная».

Интересной для комментирования со стороны экспертов остается персона министра информации и коммуникаций Даурена Абаева — 3,64 балла. Эксперты констатируют, что министр до сих пор никак себя не проявил: «все еще работает в качестве исполнителя. Отсутствие инициатив, реагирование постфактум и отсутствие работы на перспективу. Хотя, возможно, сказывается недостаточность информации, исходящей из ведомства». Критике поддается и его кадровая политика: «все последние назначения на руководящие посты оставляют желать лучшего»; «Видно как меняют его назначенцев в СМИ – постепенно теряет кадровый контроль над этой сферой». Козырем министра остается его информационная открытость — удерживает статус одного из самых публичных и готовых к диалогу министров.

Пока не удается набрать обороты «министрам со 100-дневным стажем». В отношении министра оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбута Атамкулова эксперты изменили свои взгляды, повысив оценки его эффективности и перспективности. Но это все равно не позволило ему поднять выше 42 места, набрав 3,29 балла из 7 возможных.

Министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов, по оценкам экспертов, пока наращивает только ресурс авторитетности; эффективность и перспективность политика, несмотря на его компетентность, ставятся под сомнение: трудно быть главой МИД, когда всей внешней политикой занимается Нурсултан Назарбаев, считают эксперты. Хотя политика на информационную открытость МИД вызывает у экспертов симпатию: «активность в части открытости ведомства в последнее время — общественный совет, более качественная работа со СМИ — положительно скажется на его имидже, считают они.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов с рейтингом 3,49 балла занимает 37 место. Среди экспертов есть мнение, что «внутри страны к нему, пока присматриваются как эксперты, так и госэлита», поэтому быстрых взлетов в оценках у него не будет. И, тем не менее, его характеризуют как «очень авторитетного среди специалистов за пределами Казахстана», «неплохой управленец, лучше предыдущего: он интероверт, грамотен и корректен».

«Новички»

В первом квартале в рейтинге оказалось четыре «новичка». Г-н Тажин занял свое место среди «тяжеловесов».

Вновь созданное министерство здравоохранения возглавил опытный специалист и управленец Ерлан Биртанов с 3,38 балла, перед которым стоит сложная задача по «внедрению повсеместного медстрахования», и от того, как его ведомство сможет «договориться как с гражданами, так и с врачами», по мнению экспертов, будет зависеть его политическая судьба.

Место председателя Счетного комитета после скоропостижно скончавшегося Козы-Корпеш Джанбурчина занял экс-глава Карагандинской области Нурмухамбет Абдибеков. Его рейтинг ниже, чем предшественника — 3,19 балла против 3,58 балла у Джанбурчина. Эксперты неоднозначно оценивают данное назначение: «повышением новый пост Абдибекова назвать сложно. Скорее, этим опытным хозяйственником закрыли дыру в СК, образовавшуюся после смерти Джанбурчина»; «Скорее всего, его кандидатура стала компромиссной». Все сходятся на том, что «пока нужно подождать, как он поставит работу».

Руководитель канцелярии премьер-министра Нурлан Алдабергенов по итогам рейтинга занял 41 место с 3,36 баллами.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.