Сингапур: освободите мозги от налогов
Поддержать

Сингапур: освободите мозги от налогов

Все большее количество экспертов приходит к осознанию, что нынешний Налоговый кодекс все эти годы поощрял сырьевую направленность экономики. Министр национальной экономики на своей ленте в ФБ пригласил экспертное сообщество к обсуждению проекта Налогового кодекса. Посол Казахстан в Сингапуре Усен Сулейменов делится с опытом Сингапура, который во многом объявлен примером для подражания.

Налоговая система Сингапура построена на системе обеспечения «сдержек и противовесов» (что напрочь отсутствует в Казахстане в этой сфере.

Налоговая система Сингапура интересна для нас в том, что концептуально она построена на системе обеспечения «сдержек и противовесов» (что напрочь отсутствует в Казахстане в этой сфере), позволившей привлечь огромные средства в экономику острова-государства.

Парадокс в том, что сингапурские эксперты полагают, что налоговые льготы — не самый экономически эффективный способ привлечения инвестиций. С 2003 года в Сингапуре перешли к одноуровневой корпоративной системе взимания подоходного налога. При этом, налогообложение интеллектуальной собственности должно быть более благоприятным, чем налогообложение активов и материальных ценностей. Введение в 1994 году налога с продаж, преимущество которого в том, что он является налогом на потребление, а не на доход, способствовало равномерному распределению налоговой нагрузки среди всего населения.

На протяжении всей истории существования независимого государства, Правительство Сингапура активно применяет налоговые льготы и преференции для обеспечения экономического роста и стимулирования развития приоритетных отраслей экономики.

В 60-70-х годах налоговыми льготами в производственной сфере стимулировались производства с высокой добавленной стоимостью. В 80-х — ­90-х годах стали активно предоставляться льготы в сфере услуг. Для этого были введены понятия так называемого «статуса первопроходца» (Pioneer status) в сфере услуг, а также статуса «головного операционного офиса» в целях привлечения транснациональных компаний к открытию региональных офисов в Сингапуре. Компании, удостоенные этих квалификаций, получали право на налоговые льготы.

Были разработаны пакеты льгот для финансово-банковского сектора, транспорта, телекоммуникаций, логистики. В финансовом секторе фискальными методами поощрялось создание и деятельность в Сингапуре казначейских, фондовых, брокерских центров, компаний по управлению активами, венчурных фондов.

В области торговли и логистики были разработаны специальные схемы «уполномоченных нефтяных торговых компаний» и «международных торговых компаний». В 1998 году была внедрена схема «кибер-торговли», нацеленная на привлечение компаний, занимающихся электронной коммерцией и создание в Сингапуре регионального хаба в этой области.

Юридической основой предоставления льгот в Сингапуре служат «Акт о подоходном налоге» и «Акт о стимулах экономического развития», в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы:

  • вычеты на инвестиционные убытки для акционеров венчурных компаний, а также компаний с иностранными инвестициями и иностранных компаний, входящих в утверждённый перечень;
  • после согласования — роялти, технические платежи или расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) могут освобождаться от налогов полностью или частично;
  • прибыль, реинвестируемая в НИОКР частными компаниями, входящими в утверждённый перечень, может освобождаться от налогов полностью или частично.

Правительство проводит гибкую политику в сфере налогообложения, внося коррективы в зависимости от приоритетности отдельных отраслей, секторов экономики, их актуальности и с учетом налоговых режимов в странах, с которыми Сингапур конкурирует на мировом и региональном рынках.

Некоторые считают, что сингапурская налоговая система нуждается в совершенствовании.

Некоторые видные сингапурские специалисты считают, что сингапурская налоговая система уже не отвечает требованиям сохранения конкурентоспособности и нуждается в совершенствовании.

В связи с этим, в стране проводится работа по совершенствованию налоговой системы, основным содержанием которой являются рационализация и упрощение режима, сокращение количества льгот, уменьшение административных расходов.

По мнению специалистов, несмотря на важную роль мер налоговой поддержки в экономическом развитии Сингапура, они усложнили систему сбора налогов, повысили стоимость налогового администрирования и исполнения.

Сингапурские эксперты сегодня считают, что налоговые льготы — не самый экономически эффективный способ привлечения инвестиций. Особенно это применимо к тем случаям, когда большой выигрыш получают компании — инвесторы, которые и так пришли бы в страну при нормальном налоговом режиме. В настоящее время в Сингапуре больше склоняются к модели Ирландии, т.е. ровной низкой ставке корпоративного подоходного налога при высоких налогах для физических лиц и высоких налогах с потребления. Основными инструментами поддержки предлагается сделать налоговые каникулы и гранты конкретным инвесторам.

Приоритетные задачи налоговых реформ:

  1. Сохранить льготы для новых и инновационных отраслей, обеспечить рост в тех областях, где Сингапур имеет базовые преимущества, но вынужден конкурировать с другими странами, предлагающими низкие налоговые ставки.
  2. Сократить и рационализировать систему льгот для упрощения администрирования и исполнения.

Налоговые режимы разрабатываются как по «горизонтальному» принципу — для отраслей и видов деятельности, так и по «вертикальному» — в зависимости от уровня и масштабов деятельности.

Учитывая, что важную часть сингапурской экономики составляет малый и средний бизнес, в целях его поддержки разработана и применяется специальная Схема по поддержке МСБ. Она предусматривает частичное освобождение от ПН на доход в сумме до 100 тыс. сингапурских долларов (при нормативной ставке ПН 22°/о):

  • на первые 10 тыс.синг.долларов дохода — 75-процентная льгота (уплачивается 25°/о от суммы, подлежащей уплате);
  • на остальной доход в сумме 90 тыс.синг долларов — 50-процентная льгота.

Большинство малых и средних предприятий способно уплачивать ПН в реальном размере от 5,5 до 11 %.

Применение данной Схемы позволяет большинству малых и средних предприятий уплачивать ПН в реальном размере от 5,5 до 11 процентов.

С 2003 года в Сингапуре перешли к одноуровневой корпоративной системе взимания подоходного налога. Её суть заключается в том, что теперь налогом облагается только доход предприятия, а полученные дивиденды освобождаются от налогообложения. По замыслу инициаторов, это создаст благоприятные условия для размещения в Сингапуре штаб-квартир и головных офисов международных холдингов.

Сингапур переходит от экономики, основанной на инвестициях, к экономике, основанной на инновациях, где знания являются основным конкурентным преимуществом.

Большое внимание уделяется созданию системы, благоприятной для развития интеллектуальной собственности и наукоемких отраслей. Власти исходят из того, что Сингапур переходит от экономики, основанной на инвестициях, к экономике, основанной на инновациях, где знания являются основным конкурентным преимуществом. Налогообложение интеллектуальной собственности должно быть более благоприятным, чем налогообложение активов и материальных ценностей. В первую очередь, налоговые льготы будут сохранены в наукоёмких отраслях.

Большие преимущества предоставляются тем новым и инновационным видам деятельности, которые существуют при малых ставках налогов в других странах.

В настоящее время в Правительстве с участием деловых кругов продол­жается обсуждение мер по совершенствованию фискальной политики.

Так, экспертами предлагается:

  1. В финансовом секторе: объединить 11 видов льгот в один пакет. Ответственным органам поручено разработать детальный механизм применения данного налогового пакета.
  2. Разработать пакет для стимулирования телекоммуникаций и информационных технологий, электронной коммерции с целью обеспечения позиций Сингапура в качестве регионального хаба в этих сферах.
  3. В сфере международной торговли: сохранить преимущества Сингапура в качестве пункта расположения офисов крупных торговых компаний в условиях ожесточающейся конкуренции. Применять Схему «глобальной торговой компании» — снижение налога до менее чем 10°/о при условии значительного объема бизнеса (оборота и расходов).

Будут разработаны меры для привлечения в Сингапур иностранных средних и небольших торговых фирм, которые в настоящее время не отвечают требованиям схемы «глобальной торговой компании» по минимальному обороту в 100 млн. долларов.

Эти меры осуществляются Комиссией по внутренним доходам при Министерстве финансов, ответственным за сбор налогов и контроль за их уплатой. При этом, сбор налогов осуществляется по территориальному принципу с доходов, имеющих источник образования в Сингапуре и с доходов, полученных в Сингапуре нерезидентами.

Основным видом налога является подоходный налог (ПН), взимаемый с физических и юридических лиц (корпоративный). Ставка корпоративного ПН с 2003 года уменьшена с 24,5 до 22 процентов. В будущем планируется снизить её до 20 процентов.

По мнению правительства РС, у НСП есть еще одно немаловажное преимущество ввиду того, что он является налогом на потребление, а не на доход.

Кроме изложенного, в 1994 году в Сингапуре был применен налог с продаж (НСП) в виде налога на товары и услуги (Goods and Service Tax, GST) по рекомендации специально созданной Экономической комиссии. До введения НСП в РС применялся корпоративный налог и налог на прибыль, оба со ставкой 40%, то есть прямое налогообложение. Причиной перехода от прямого к косвенному налогообложению стало стремление правительства повысить международную конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики. Кроме того, с учетом демографических показателей, в частности — старения нации, экспертами прогнозировалось значительное сокращение поступлений от подоходного налога. В данном случае, НСП способствовал равномерному распределению налоговой нагрузки среди всего населения. По мнению правительства РС, у НСП есть еще одно немаловажное преимущество ввиду того, что он является налогом на потребление, а не на доход. Таким образом, он стимулирует население к сбережению и инвестициям, вместо потребления. Наиболее важным аргументом также стал имеющийся у НСП так называемый «механизм саморегулирования», значительно снижающий возможность уклонения от его уплаты.

В Сингапуре НСП применяется ко всем видам товаров и услуг по месту сбыта товара и предоставления услуг. Освобождены от НСП практически все виды финансовых услуг, продажа и сдача в аренду жилой недвижимости и импорт драгоценных металлов. По нулевой ставке оформляется экспорт товаров и услуг за рубеж.

Регистрацию на оплату НСП должны проходить компании, годовой оборот которых превышает 1 млн. синг. долл. (752 тыс. долл. США). Если оборот не превышает указанной суммы, то зарегистрироваться можно по собственному желанию. После регистрации компания считается плательщиком НСП и должна включать процент налога в стоимость своего товара или услуги, который называется «исходящий налог», и он должен быть уплачен в налоговые органы. Расходы по НСП, которые компания понесла в виде производственных затрат, классифицируются как «входящий налог» и могут быть возвращены (если компания зарегистрирована в качестве плательщика НСП). Также, посредством автоматизированной системы «Electronic Tourist Repayment Scheme, eTRS», зарубежные гости островного государства имеют право осуществить возврат налога при отбытии.

По состоянию на 2015 год в Сингапуре зарегистрировано 93.1 тысячи компаний уплачивающих НСП. В разрезе по налоговым поступлениям за 2016 год НСП составил 7.7 млрд. долл. США. Лидерами списка плательщиков НСП стали: оптово-розничная торговля – 30.8%, сектор недвижимости – 17.5%, финансовые и страховые компании – 3.7%, строительный сектор – 14.3%, производственный сектор – 2.5%. Для сравнения, индивидуальный подоходный налог за тот же период составил 6.7 млрд. долл. США, корпоративный налог 10.1 млрд., налог на недвижимость 3 млрд.

В 1994 году основной задачей Правительства являлось не обеспечение роста налоговых поступлений, а адаптация налога наиболее безболезненным для населения способом. Потому первоначальная ставка налога составила всего 3%, были заявлены заверения о ее сохранении в течение последующих 5 лет. Наряду с этим были снижены на 3% корпоративный налог и на 3% подоходный налог, также был обеспечен пакет компенсационных схем. Это позволило Правительству провести безболезненную адаптацию нового фискально-регулирующего инструмента.

Ка отмечалось ранее, внедрение НСП состоялось 1 апреля 1994 года. Основной задачей Правительства на тот момент являлось не обеспечение роста налоговых поступлений, а адаптация налога наиболее безболезненным для населения способом. В этой связи, первоначальная ставка налога составила всего 3%, были заявлены заверения о ее сохранении в течение последующих 5 лет. Наряду с этим были снижены на 3% корпоративный налог и на 3% подоходный налог, также был обеспечен пакет компенсационных схем. Это позволило Правительству провести безболезненную адаптацию нового фискально-регулирующего инструмента.

В 2002 году экономическая комиссия обнародовала доклад о необходимости дальнейшего налогового реформирования в связи с агрессивной политикой стран-конкурентов по снижению ставок прямых налогов, с целью увеличения притока инвестиций, капитала и рабочей силы. В этой связи возникла необходимость дальнейшего переноса нагрузки с прямых налогов на НСП. Правительство приняло рекомендации Комиссии, и увеличили ставку НСП до 4% в 2003 и до 5% в 2004 году, параллельно снижая ставки по прямым налогам. При этом, каждое повышение сопровождалось увеличением компенсационных мер.

В 2007 году Министерство финансов Сингапура объявило об очередном повышении ставки НСП до 7%, что стало продолжением политики по снижению нагрузки на прямые налоги. Таким образом, корпоративный налог был снижен до 17%, подоходный налог до 20%. В этой связи Правительство разработало беспрецедентный пакет компенсационных мер, который обошелся государственному бюджету в 4 млрд. синг. долл. (3.2 млрд. долл. США). В частности, были осуществлены прямые денежные выплаты (кредиты по налогу, дивиденды, пенсионные бонусы), дополнительные платежи на обязательные накопительные счета в Центральном фонде обеспечения (счета на образование для студентов, медицинские счета пенсионеров), возвраты по коммунальным услугам, пособия малоимущим семьям. Наряду с этим, правительство полностью абсорбировало налоговое бремя малоимущих слоев по получению медицинских услуг. Также, сроком до 6 месяцев большая часть крупных супермаркетов абсорбировали разницу увеличения налога. Была учреждена «Комиссия по противодействию спекуляции», для предотвращения ценового демпинга под прикрытием повышения НСП.

Противники НСП утверждали, что данная реформа несправедлива по отношению к малоимущим слоям населения. Сторонники реформы видели в НСП пропорциональный налог на потребление, а не на доходы, так как сбережения и инвестиции не облагаются им, и только в случае потребления уплачивается НСП. Также, в совокупности с прямыми налогами, которые в РС являются прогрессивными, и в случае справедливого распределения прибыли среди малоимущих слоев, общая структура фискальной политики может считаться прогрессивной. В этих целях, для малоимущих слоев были установлены меньшие ставки по подоходному и имущественному налогам, дополнительное субсидирование здравоохранения, образования и социальных услуг, также учреждены специальные пособия в виде прямых начислений.

Малоимущие слои населения получали больше субсидий и компенсаций, нежели оплачивали в виде налогов. К примеру, 20% самых бедных слоев населения в среднем уплачивали в год 370 синг. долларов в виде налогов, что в разрезе налогового бюджета (в части НСП) составило всего 4%.

В результате предпринятых мер, налоговые поступления от самых обеспеченных 10% населения составили 38% налогового бюджета, тогда как 20% самого обеспеченного населения составляли уже 53% от общих налоговых поступлений. В то же время, малоимущие слои населения по факту получали больше субсидий и компенсаций, нежели они оплачивали в виде налогов. К примеру, 20% самых бедных слоев населения в среднем уплачивали в год 370 синг. долларов в виде налогов, что в разрезе налогового бюджета (в части НСП) составило всего 4%. При этом, они получали 910 синг. долл. в виде компенсаций вдобавок к постоянным привилегиям на сумму 1000 синг. долл.

Наряду с этим, были и те, кто считал необходимым освободить от НСП, либо снизить его ставку на товары и услуги первой необходимости с целью обеспечения доступности малоимущим семьям. Контраргументом правительство островного государство стал тот факт, что такая политика будет больше выгодна состоятельным слоям и не принесет значимых сбережений малоимущим слоям, так как, согласно статистике малоимущие семьи уплачивают всего 6% от своего дохода в виде налогов по указанным позициям. Также в случае снижения ставки, возникнет необходимость ее повышения по другим видам товаров и услуг, которые тоже лягут на плечи малоимущих слоев. Вместе с тем, подобная градация способна привести к сбоям в распределении производства и потребления тех или иных товаров, что увеличит общее недовольство населения и стоимость администрирования для бизнеса и в итоге будет перенесено на плечи потребителей. И напротив, одинаковая ставка НСП по всем видам товаров и услуг позволяет держать ее на низком уровне и делает систему НСП более прозрачной.

В разрезе поступлений по НСП только 25% уплачивается малообеспеченными слоями, остальные 75% вносят состоятельные граждане и иностранцы, через увеличенное потребление товаров и услуг, при этом они получают меньшую часть социальных услуг.

В целом, применение НСП в Сингапуре позволило улучшить инвестиционную привлекательность страны, действуя в качестве инструмента по снижению нагрузки на прямые налоги. Также, НСП помог задействовать эффективный механизм распределения нагрузки среди разных слоев населения и увеличить пакет социальных услуг. В разрезе поступлений по НСП только 25% уплачивается малообеспеченными слоями, остальные 75% вносят состоятельные граждане и иностранцы, через увеличенное потребление товаров и услуг, при этом они получают меньшую часть социальных услуг. Все это свидетельствует о том, что Правительство Сингапура исполняет свои обязательства по социальному обеспечению без применения дискриминационных тактик налогообложения.

Система «сдержек и противовесов» между фискальной и макро- и микроэкономической политикой страны стала ключевым вкладом в успех «азиатского тигра».

Несмотря на весьма естественные и неизбежные определенные издержки, правительство Сингапура обеспечило систему «сдержек и противовесов» между фискальной и макро- и микроэкономической политикой страны, что в свою очередь, стало ключевым вкладом в успех «азиатского тигра».

Слово за казахстанскими экспертами!

Усен СУЛЕЙМЕН,
Доктор Политэкономии (
PhD, Hong Kong University)




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.