Высшее устаревшее заведение
Поддержать

Высшее устаревшее заведение

По итогам первой «Открытой планерки», которая прошла в онлайн-режиме и была посвящена конкурентоспособности и качеству высшего образования в Казахстане, журнал Exclusive.kz представляет выборку наиболее интересных цитат участников обсуждения.

 

 

Вузы из прошлого

 



 

– Мы живем на 9-ой части мира, но у нас 16-18 миллионов населения. В стране, где основным источником дохода являются полезные ископаемые. У нас сегодня не передовая, технологически развитая экономика. Поэтому требовать «дайте нам передовое образование!» – некорректно. Я сейчас обращаюсь населению. Вот то, как вы думаете, как вы ежедневно живете, в плане потребления, в смысле того, что производите, также относитесь и к образованию.

При этом у нас хорошее наследство, если брать школьное образование. Сейчас среднее образование пока еще неплохое. Да, оно с каждым годом идет вниз, но оно пока не прошло точку невозврата. Если брать грамотность населения, мы по грамотности на очень высоких позициях. А вот если брать вузы, то здесь ситуация заметно хуже. Высшее образование быстро разрушилось, а новое до сих пор не построено. И вот, чтобы новое построить здесь нужно много составных. В первую очередь, должна быть правильная экономика. Если нет мощной, современной, технологичной экономики, то не надо кричать: «Где хорошее образование?». Образование обычно в районе экономики, хорошо, если лучше, но бывает и хуже. Корреляция должна быть между экономикой и образования.

В то же время, когда говорят про корреляцию между экономикой и образованием, то надо четко помнить, что это подход ХХ века. В новом веке, мне кажется, другая корреляция, но мы к ней, как независимая страна, не пришли, поэтому к ней надо идти. Сегодня в передовом мире считается, что образование работает сначала на развитие человека, а не на экономику. И не надо тогда искать экономическую «полезность» в высшем образовании. Человеческую надо искать!

 

Стандарты и качество преподавателей

 



 

– Когда мы, например, вспоминая про вузы, говорим о том, что сегодня вторая пятилетка индустриального развития требует такие-то компетенции – это совершенно конкретный вопрос, который касается чисто индустриального развития. Там могут выдвигаться компетенции конкретных отраслей, конкретного производства, там мы можем обратиться в высшее учебное заведение и конкретные организации, которые занимаются подготовкой конкретной специальности, можем ставить вопрос интеграции этого образования, этой науки, производства для того, чтобы соответствовать тому, что требует от нас государство. А для того, чтобы это сделать нужны соответствующие преподаватели. Сколько нужно преподавателей для того, чтобы готовить такого-то специалиста? Я думаю, с этим вопросом нужно ставить вопрос качества. А какие нужны сегодня преподаватели? Для того, чтобы студент вышел конкурентоспособным, видимо и преподаватели должны быть другими, то есть нужно накладывать другие требования к преподавательскому составу.

Еще в самом начале, когда мы определились, что наша система образования будет переходить к новым стандартам, мы приняли стратегию развития. Мы перевели вузы к кредитной системе обучения, мы все это узаконили. А преподаватели к этому были абсолютно не готовы! До сих пор рабочие учебные планы составляются неправильно. Что-то выучили, а конкретизации дают противоречивые результаты. Поэтому нужно, я так думаю, ставить вопросы: «Какие нужны сегодня преподаватели?».

Если мы говорим о том, что мы не должны вообще соответствовать стандартам, это несколько неправильно. Вообще, должен быть свой типовой стандарт даже в целях интеграции в общемировые процессы, в образование на международном уровне. Тут можно говорить о модульности. Все мы должны отходить от тех блоков, которые сегодня утверждены министерством или в отдельном вузе. Мы должны переходить к модульности программ, которые должны диктовать нам работодатели. Таким образом, вся образовательная программа будет сфокусирована на требования рынка.

 

Среда обучения

 


 

 


 

Университет – это не только преподаватель, это и студенческая среда. Это огромный источник развития. Как работодатель на собеседовании я спрашиваю у выпускников: «Участвовали ли они в групповых работах? Делали ли групповые проекты?». Сейчас в отличие от советского традиционного образования, к которому я с большим уважением отношусь, современное образование, в том числе казахстанское, оно организует эту среду. Когда ребятам нужно не под управлением своего научного руководителя, а вместе организоваться, разделить роли. Эта маленькая модель коммуникации. Если мы говорим, что мы ждем не только навыков и набор знаний, что мы ждем личность, которая успешна в обществе, они должны уметь общаться, в конкурентной среде они должны уметь общее дело делать. И вот современное образование, государственные и некоторые негосударственные они эту возможность дают. Они организуют групповые проекты, конечно, какое-то лидерство у преподавателя есть, но это самоорганизующаяся такая штука, команда, где проявляются роли, и ясно, кто тут – лидер, а кто – исполнитель. Становится понятней и проявляется нагляднее уровень дисциплины, ответственности. И, в этом смысле, на мой взгляд, позитивная тенденция современного образования. Оно дает возможность учиться не только по учебникам, учиться не только у преподавателя, но учиться у друг друга.

 

Цена вопроса

 



 

– У нас ничтожно маленькие деньги тратятся на образование! Среднее образование в Америке стоит 20000 долларов в год в вузах, а если возьмете наши цены, у нас порядка 2000 долларов. Но вы же хотите тратить на образование в десять раз меньше, а получать качество близкое к американскому! Отрасли не готовы платить деньги. Уважаемые отрасли, уважаемый бизнес сегодня не готовы платить. Если вы возьмете, допустим, Францию, то у них 12% налог на обучение. Каждое предприятие обязано тратить на подготовку кадров человека 12% от фонда заработной платы. Как только вы установили похожий норматив, и, если вы не тратите, у вас деньги государство изымает. А раз деньги изымают, что делает предприятие? Они тратят и начинают работать на развитие кадров. С другой стороны, эти деньги можно тратить совместно с вузом. Тогда вы приходите в вуз, говорите, что «у меня есть деньги, я хочу потратить, но я хочу видеть, куда вы их потратите», и начинается такая форма кооперации. У нас же сегодня кооперация на уровне исключительно результата. «Денег я вам не дам, у вас слишком дорогое образование», но, когда пришел человек на производство, одни претензии, что «вы не того и не так обучили». 

 

Высшая учебная миссия

 



 

– Мне кажется, дорогостоящие системы оценки персоналов говорят о том, что одна из самых главных компетенций – это способность быстро учиться, воспринимать новые знания. И это не только для it-технологий, это касается любой сферы, потому что сегодня высокие технологии проникает везде. Этому те же медики должны быстро учиться, принимать новые компетенции и осваивать новые технологии, и строители, и архитекторы, и дизайнеры.

Надо, вообще, начинать с миссии самого университета, если мы ставим во главу угла миссию – развитие личности или её совершенствование. Уже другое дело во имя чего? Во благо всего человечества, во блага общества, во блага семьи и все прочее, то все станет на свои места. Тогда все поймут, кто заказчик, кто подрядчик, а кто какой исполнитель. Эти базовые вещи надо определить. И нужна настоящая академическая свобода.

 

Коррупция и местный рынок

 



 

– Касательно коррупции берется маленький вопрос и его пытаются поставить во главу угла, а это один большой вопрос системы, который называется «коррупция». Когда есть конкуренция? Тогда, когда есть свободная рыночная экономика. Если она есть, тогда мы получаем конкуренцию, а если же у нас слишком много всевозможных регуляторов, тогда у нас ограниченная конкуренция. В рамках такой конкуренции, получить неограниченную конкуренцию в образовании, а за счет этого получить его высокое качество, попросту невозможно. Да, коррупция – это плохо. Да, она мешает. Но она один из факторов. Куда важней вопрос независимой системы образования. Недавно внесли в парламент закон, об автономии вузов. Ведь на самом деле сегодня никакой автономии вузов нет, а есть жесткие стандарты образования, которые не устраивают опять же экономику. Эти стандарты отстают сегодня даже от той нашей экономики, которой все не очень-то и довольны. У всех или большинства мнение, что университет – это место, где учат студентов. Сегодня обучение – это треть миссии университета, еще одна треть – наука, если получится, и только оставшаяся треть – влияние на экономику и развитие общества. Новые ценности должны в этих точках рождаться, распространяться, проверяться, обсуждаться. И вот таким местом, к сожалению, наши казахстанские университеты, не стали. Значит, государство должно быть драйвером, потому что пока я еще не видел модели, по крайней мере в этой постсоветской части мира, чтобы государство была отдельно, а образование – отдельно. Государство должно влиять, но не довлеть, но для того, чтобы оно не довлело должно быть общество. А где в Казахстане это общество?!

 

Прикладные ценности

 



 

– Способность и мотивация! Теоретики давно придумали эту формулу, где эффективность равна способности помноженной на мотивацию. «Я – могу» помноженное на «я – хочу». Поэтому в образовании очень важны элементы мотивации. Зачем учишься? Что для тебя важно? Вот этот ценностный ряд (мы называем это компетенцией) вот, что очень важно. Я абсолютна согласна, что необходимо вот этому начинать учить в казахстанских вузах. Я давно ушла от преподавательской деятельности и несколько потерялась в вопросе, что происходит в вузах сейчас, но я вижу тех же ребят, которые приходят к нам и я понимаю, что сегодня они приходят в компанию за определенной ценностью. Они приходят даже не за зарплатой, деньгами, они хотят видеть какую-то свою ценность, которую они сюда приносят. И вот это очень важно для них. 

 



 

– На практике мы ищем it-специалистов, это люди с абсолютно прикладным набором знаний, навыков. И мы четко представляем портрет человека, какие навыки мы хотим получить от студента. Но реальность такова, что фактический уровень студентов не соответствует нашим ожиданиям. Что мы делаем? Как работодатель расширяем свой поиск. Мы не смотрим людей только по специальности и по тем наборов навыков, которые предлагают вузы. Мы включаем в поиск и ребят с фундаментальным образованием – фундаментальных физиков, математиков. Они оказываются такими же конкурентоспособными, как ребята, которые получали специальное образование в области программирования.

Потому что нам на этом этапе важны не просто наборы навыков, а способность учиться, высокая мотивация и, в целом, способности. У нас очень большое «сито» (сколько людей мы посмотрели, и сколько людей у нас добежало до финала). Вероятность попасть в нашу компанию у ребят с фундаментальным образованием физики, математики и ребят собственно it-специалистов, которые программы специальные изучили, одинаковое. Мы не видим сейчас, какой-то проблематики, прикладное образование или фундаментальное, нам интереснее, чтобы высшее образование научило учиться.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.