Казус Божко или откуда берутся чиновники «небольшого государственного ума»
Поддержать

Казус Божко или откуда берутся чиновники «небольшого государственного ума»

Язык мой – враг мой. Верность этого утверждения вице-спикер мажилиса парламента в последние дни почувствовал на себе. История с Владимиром Карповичем стала приобретать уже трагикомический характер.

 

 

Не первый день соцсети буквально переполнены призывами наказать или уволить чиновника, за то, что он, как они считают, провел условную границу между горожанами и сельскими жителями, которым в городах по представлению вице-спикера лучше не приезжать.

 Хотя так Божко, скорее вольно интерпретировали, сам он сказал куда более туманно и пространно:

«Необходимо снижать неконтролируемый приток сельской молодежи в города, устранять те причины, которые двигают молодежь уходить в города. Молодежь на селе должна иметь достойные условия жизни, работу и жилье, пользоваться современной социальной инфраструктурой. Да не только молодежь, но и все жители сел и аулов. У нас созданы великолепные технические предпосылки, построены комбинаты домостроительные, которые могут выпускать типовые дома за месяц-два и размещать в них сельских граждан. Вместе с тем, хотел бы сказать, что не строится это жилье, но едущие в село врачи, учителя, специалисты сельского хозяйства и другие, в основном молодые семьи, долго не могут решить жилищный вопрос. Дешевых кредитов для них на новое жилье не выделяется, также в селах недостаточно спортивных и культурных объектов. Если мы не будем улучшать условия жизни на селе, мы можем столкнуться с положением, когда на земле некому будет работать. И мы будем закупать продовольствие за границей».

Собственно ничего запредельного и кошмарного в этих словах нет, если не сказать наоборот – это и есть сермяжная правда. Села пустеют, все устремлены в города, отследить неконтролируемый поток не удается. Конечно, в правильной системе координат граждане бы возмутились не условным призывом чиновника не пускать сельчан в город, которого, в общем-то, и не было, а скорее тем, а что, собственно говоря делали и делают народные избранники, которые живут и неплохо за счет налогоплательщиков, чтобы в селах была другая жизнь, мониторят ли они ситуацию и как часто выезжают в поле не только в предвыборный период, но и в обычное время, чтобы узнать, как живет село?

Граждане не просто не доверяют чиновникам, ведь пропасть между ними и простыми людьми только растет, но с легкостью готовы поверить, что чиновник может сказать любую даже самую чудовищную глупость

Но люди охотнее поверили желтым СМИ с кричащими заголовками, что Божко призвал не пускать сельчан в город, провести условную черту оседлости. А вот здесь, вероятно, и кроется главная проблема для системы управления в Казахстане — граждане не просто не доверяют чиновникам, ведь пропасть между ними и простыми людьми только растет, но с легкостью готовы поверить, что чиновник может сказать любую даже самую чудовищную глупость. Увы, примеров таких немало, и в случае с тем же г-ном Божко многие стали вспоминать как его крепкое словцо в отношении украинского депутата чуть не привело к дипломатическому скандалу между странами.

Собственно, подобные словесные экзерсисы случаются в чиновничьей среде не только в Казахстане, но и западные политики нередко позволяют себе что-нибудь эдакое. Итог, как правило, для них плачевный – либо отставка, либо серьезная публичная общественная порка. Все дело в том, что на Западе сформировался и активно поддерживается институт репутации, который сейчас проходит серьезные испытания на фоне президентства Дональда Трампа.

Но, так или иначе, он есть и даже самые горячо любимые народом публичные личности могут вмиг спустить весь свой репутационный капитал в канализацию из-за нескольких неосторожных слов, как, например, это произошло с Бриджит Бордо после ее нескольких нелестных  высказываний о мусульманах или с Ларсом Фон Триером,  признавшимся в понимании Гитлера.

У нас подобного института репутации по факту нет, поэтому можно нести все что угодно и главное, за это, как правило, ничего не будет, особенно, если ты чиновник недосягаемого ранга

У нас подобного института репутации по факту нет, поэтому можно нести все что угодно и главное, за это, как правило, ничего не будет, особенно, если ты чиновник недосягаемого ранга.

Когда, наконец, на ответственных должностях будут только люди «большого государственного ума»  — вот в чем вопрос

История с Божко очень хорошо перекликается с другим недавним казусом, который также разгневал казахстанцев. Речь идет о пресловутом предложении заместителя председателя Комитета административной полиции МВД РК Талгата Мусаканова к астанчанам переместиться куда подальше, а лучше за город на момент закрытия выставки EXPO. Это предложение было настолько запредельным, что пошла волна негодования народных масс и пришлось давать задний ход. Директор по связям с общественностью выставки Сергей Куянов пожурил полицейского начальника, сказав, что его слова « не от большого государственного ума». Когда, наконец, на ответственных должностях будут только люди «большого государственного ума»  — вот в чем вопрос.

Но обе эти истории демонстрируют справедливость слов вождя мировой революции: страшно далеки они народа. Иногда, по обрывкам их фраз складывается впечатление, что  их тайными желаниями является мгновенное исчезновения мешающего им наслаждаться жизнью люда, который топчется где-то под ногами и все время чем-то недоволен.

Конечно, можно вспомнить и другие истории, когда чиновники, так сказать, лепили горбатого от предложения Байбека всем мыться, стираться и готовить одной водой, набранной в ванной комнате, до «Господина потому что потому что», или легендарное предложение Владимира Школьника для экономии бензина всем скопом ездить на одной машине. Мало ли глупостей за эти годы говорили казахстанские чиновники. Но если раньше общество хихикало над всем этим «словесным маразмом», то сейчас реакция куда серьезнее. И это хорошо, значит худо-бедно, но институт репутации все-таки формируется, граждане уже не готовы мириться с любыми глупостями чиновников. А это хороший признак того, что где-то уже зреет настоящее гражданское общество, которое не только слушает, да есть, а требует к себе уважения и исполнения со стороны чиновников их прямых обязанностей. И чем больше чиновники будут даже неумело оправдываться за сказанные и сделанные глупости, тем лучше, значит, мы растем как общество. Главное, чтобы еще и они выросли, как ответственные государственные мужи.  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.