Адвокаты Казахстана просят защиты
Поддержать

Адвокаты Казахстана просят защиты

В юридическом сообществе Казахстана царит крайняя обеспокоенность новым законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Служители Фемиды убеждены, что он ограничит их свободу. Подробности Exclusive.kz рассказал Председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел.

 

 

— Ануар Курманбаевич,  в чем все-таки Ваши основные претензии к новому закону, регулирующему адвокатскую деятельность?

— На прошедшем заседании президиума Республиканской коллегии адвокатов после обсуждения Концепции проекта Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и проекта Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» члены президиума от имени всех адвокатов, выразили крайнюю степень обеспокоенности нормами законопроектов, направленными на ограничение независимости адвокатуры, посягательством на статус адвоката и попытками неуместного вмешательства государства в деятельность адвокатского сообщества.

 

 

Законопроект данную роль полностью ликвидирует, лишает адвокатуру большинства гарантий и статуса по сравнению с действующим законом

Я не случайно начал с официальной позиции РКА, такого мнения придерживаются не только адвокаты. Основные положения Концепции и законопроекта противоречат принципиальной позиции Главы государства о необходимости развития и укрепления института адвокатуры. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года подчеркивает ведущую роль адвокатуры как ядра системы оказания гражданам юридической помощи. Законопроект данную роль полностью ликвидирует, лишает адвокатуру большинства гарантий и статуса по сравнению с действующим законом.

Это идет в разрез с инициированной Главой государства работой по расширению состязательности сторон, по укреплению статуса адвоката, в том числе и в уголовном процессе. В отсутствие правовых гарантий своей деятельности адвокаты, постоянно находящиеся под давлением со стороны правоохранительных органов, а теперь еще и уполномоченного органа, не смогут в полной мере обеспечивать конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь.

Принятие законопроекта повлечет негативные и нежелательные социально-экономические и правовые последствия. При разработке концепции не был проведен анализ действующего законодательства и правовой мониторинг  законодательных актов. Все это не может не сказаться на авторитете данного проекта в юридическом сообществе и на отношении к нему.

— Почему вообще сейчас возникла необходимость менять действующий закон?

— Разработка законопроекта ведется с необоснованной поспешностью. Проект даже не включен в Концептуальный план законотворческой работы и План законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2017 год.

Проект не получил поддержки ни в одной из групп юридического сообщества, не только адвокатов. Значительная часть озвученных нами предложений была отвергнута. Обсуждения проекта с населением вообще не проводилось. Простые получатели юридической помощи, в интересах которых инициирована реформа, лишены возможности с ним ознакомиться и высказать свое мнение по нему. Это противоречит недавно озвученной позиции Президента, сказавшего, что все проекты должны обсуждаться с населением.

Идеи создания государственной адвокатуры, формированием дисциплинарных комиссий с участием представителей исполнительной власти противоречат самой природе адвокатуры в правовом и демократическом государстве, нарушают принципы независимости и самоуправления адвокатуры и явно не соответствуют Основным положениям о роли адвокатов, принятых Генеральной ассамблеей ООН.

Вопросов, связанных с подготовкой резонансного законопроекта, возникло столько, что мы вынуждены были обратиться в Минюст с двумя запросами.

В запросах мы пытаемся получить информацию для ответа на следующие вопросы:

— в рамках чьей инициативы разрабатывается законопроект?

— почему он не включен в текущие и перспективные планы?

— почему не соблюдается процедура его обсуждения?

Подробнее с текстами запросов можно ознакомиться на сайте Республиканской коллегии адвокатов: http://advokatura.kz/respublikanskaya-kollegiya-advokatov-zaprosy-v-minyust/.

Мы наблюдаем, что при разработке концепции проекта присутствует далеко не общегосударственный, а узковедомственный интерес. Разработчики сосредоточили свои усилия в области совершенствования юридической помощи на том, чтобы лишить адвокатов профильного закона и обязать их согласовывать все свои решения и действия с уполномоченным органом.

— Что мы имеем в конкретном случае?

— В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона «О правовых актах» проекты нормативных правовых актов, касающиеся торговли товарами, услугами или прав интеллектуальной собственности, размещаются на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов в срок не менее 30 календарных дней до их принятия для публичного обсуждения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и ратифицированными международными договорами. Закон «О юридической помощи», направленный по задумке разработчиков на регулирование оказания всего комплекса юридических услуг, безусловно, подпадает под эту категорию. Но проект концепции и закона даже не были размещены на сайте Минюста! Это было сделано только после направления нашего запроса 31 августа 2017 года. Только 7, 8 и 11 сентября по системе видео-конференц связи прошли обсуждения первоначальных вариантов законопроектов с участием Министерства юстиции Республики Казахстан и представителей адвокатуры. После трех дней горячих споров и обсуждений в режиме видео-конференции концепции законопроекта «О юридической помощи» имеем теперь концепцию законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

— Так в чем конкретно слабые стороны нового закона?

Новый проект сокращает значительное число гарантий адвокатской деятельности, расширяет полномочия контролирующего органа, исключает многие права адвокатов

— По сравнению с первым, не говоря уже о действующем законе, новый проект сокращает значительное число гарантий адвокатской деятельности, расширяет полномочия контролирующего органа, исключает многие права адвокатов. Предложенный проект не имеет ничего общего с укреплением статуса адвоката и расширением состязательности сторон, о которых говорил Глава государства. Наоборот, с принятием этого законопроекта адвокатуре грозит лишение большинства гарантий, которые есть у нее сегодня.

Учитывая то, что проект не получил поддержки не только адвокатуры, но и различных юридических сообществ, а значительная часть озвученных нами предложений была отвергнута, возникает вопрос — кто предложил внести эти поправки, так грубо попирающие статус адвокатов? К чему нужна такая поспешность в разработке? О каких «эволюционных» шагах можно говорить в таком случае? Эволюция, это развитие, а не уничтожение.

Могут ли поголовно заблуждаться 4,5 тысячи действующих адвокатов?

Обеспечивать право граждан на юридическую помощь путем принятия нового закона с многочисленными нарушениями норм, регулирующих разработку и принятие законов — это не лучший способ реформ.

Здесь как минимум присутствует неуважение к субъектам оказания юридической помощи и ее получателям. В ответ на это и они не будут уважать такой закон. Если закон будет принят, у нас не будет иного выбора, кроме как подчиниться ему, но, зная обо всех нарушениях, сопровождавших его принятие, уважать такой закон мы не сможем.

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.