Дефицит воды может спровоцировать войну в Центральной Азии
Поддержать

Дефицит воды может спровоцировать войну в Центральной Азии

Киргизы грозят отключить воду казахам

Такой неутешительный вывод можно сделать по итогам проекта Европейского Союза «Продвижение диалога для предотвращения разногласий по вопросам, связанным с охраной окружающей среды и управлением водным ресурсами в Центральной Азии».  В связи с его завершением в Алматы собрались ведущие эксперты по водной проблематике, которые констатировали, что вопрос воды остается самым болезненным для региона, он потенциально конфликтоопасен.

«Без системного партнерства и диалога по вопросам управления трансграничной водой в регионе может возникнуть серьезная конкуренция за водные ресурсы. Сегодня в регионе сформировалось общее понимание, что игнорирование вопросов совместного использования природных ресурсов обходится дороже и попросту экономически невыгодно. Потери региона при отсутствии партнерства в совокупности составляют не менее 4,5 млрд. долларов США», — сказал исполнительный директор Регионального экологического центра Центральной Азии Искандер Абдуллаев

Специальный Представитель Европейского Союза по вопросам Центральной Азии Петер Буриан заметил, что ЕС может помочь, но европейские элиты убеждены, что национальная ответственность и региональное лидерство всех действий, направленных на решение этих важных вопросов в самой Центральной Азии является важнейшим элементом успеха и устойчивости принятых решений

В свою очередь Искандер Абдуллаев заметил, что водный вопрос этовопрос политический и на первый план выходит необходимость политического диалога, налаживание взаимодействия на уровне законодательств, это вовлечение в переговоры тех людей, которые принимают решение – политиков, дипломатов, парламентариев.

Все эти замечательные и благостные призывы прозвучали практически в унисон с громкими угрозами парламентариев Кыргызстана использовать водный рычаг против Казахстана.

Депутат Жокоргу Кенеша Умбеталы Кыдыралиев из партии «Республика-Ата-Журт» во время парламентского часа с участием премьера КР Сапара Исакова предложил ему «поднять вопрос насчет воды на уровне центрально-азиатских стран».

«Кыргызстан же может воду продавать, ведь мы покупаем нефть и газ и тратим средства на содержание своих ГЭС. Мы воду просто так в вегетационный период отдаем. Если этот вопрос не поднимем, у нас нет рычагов. А экономика не будет развиваться, если будем зависеть», — сказал депутат.

В ответ Исаков заявил, что у Кыргызстана много рычагов воздействия на соседей, и он готов их использовать. 

«Мы их не использовали пока, и я думаю, до этого пусть не доведут, потому что мы в отличие от других сдерживаем себя, и эти рычаги не используем. Но если к этому ситуация подойдет, мы начнем пользоваться всеми рычагами, мало времени осталось. Если ситуация останется такой же плохой», — вдруг пригрозил Исаков.  Ранее Бишкек уже угрожал, что может слить воду из Кировского водохранилища, что приведет к тому, что в приграничных с Кыргызстаном районах Казахстана возникнет дефицит воды.

Стоит отметить, что расположенное в Таласской области Кировское водохранилище находится на границе с РК, и его воды служат для орошения земель летом. Для Кыргызстана, который находится в верховьях, этот слив не будет особо заметен, а вот Казахстан может пострадать.

Использование водного вопроса для решения политических вопросов – это тревожный сигнал для региона, хотя и ранее страны верховья нее раз говорили, что это их главный рычаг во взаимоотношениях с соседями, которые не воспринимают их всерьез в силу слабости экономики. Однако вода в 21 веке может стать ресурсом куда более значимым, чем, например, нефть,  поэтому это отношение свысока может оказаться весьма недальновидным.

Ещев 2012 годуавторитетнаяInternationalCrisisGroup представила данные своего исследования о том, чем чреват водный вопрос для Казахстана.

В нем отмечалось, что  вода уже давно является основной причиной конфликта в Центральной Азии. Две страны — Кыргызстан и Таджикистан — имеют избыток; остальные три Казахстан, Узбекистан и Туркменистан не получают свою долю от великих рек региона — Сырдарьи и Амударьи. Давление нарастает с каждым годом, так как население в Центральной Азии с 2000 года увеличилась почти на десять миллионов человек, и ограниченные пахотные земли истощаются в результате чрезмерного использования и устаревших методов ведения сельского хозяйства. Обширная коррупция и неспособность выстроенной еще в советские годы инфраструктуры функционировать по-прежнему без сбоев, на фоне отмечаемого экологами региона изменения климата и все более засушливого лета, вероятно, будут иметь долгосрочные негативные последствия.

В свое время ныне покойный Ислам Каримов, будучи как раз в Казахстане открыто пригрозил соседям, что из-за воды в Центральной Азии может начаться война. В основном эта угроза в целом осторожного на такие громкие выпады Каримова была обращена к Таджикистану, который вопреки его воле вознамерился построить Рогунскую ГЭС, прорыв которой может привести к масштабной экологической катастрофе в регионе. Сейчас Ташкент и Душанбе менее болезненно реагируют на этот вопрос и уже слышны примирительные нотки, однако проблема Рогуна и других ГЭС так и не сошла с повестки дня.

Директор проекта в Центральной Азии International Crisis Group Дейрдре Тайнан заметила, что коррупция, скрытые интересы и негибкие позиции всех государств региона препятствуют поиску взаимоприемлемого решения.

 «Стратегия совместного развития с упором на реформы сельского хозяйства и энергетической области будет в их интересах, но такой поворот потребует радикального сдвига в позициях региональных лидеров», — подчеркнула она.

Для Казахстана водная проблема более чем актуальна, учитывая, что соседи уже неоднократно намекали, что готовы использовать этот аргумент в спорах с Астаной.

Согласно оценкам специалистов необходимые капитальные инвестиции в модернизацию водного сектора до 2040 года предусматриваются в размере 8,2 трлн тенге, из которых 5,4 трлн тенге предусмотреныиз средств республиканского иместных бюджетов, а 2,8 трлн тенге – за счет частных инвестицийи заемного финансирования состороны международных институтов развития. Прогнозируется, что к 2040 году спрос на воду в Казахстане вырастет на 56% и составит 25 млрд куб. м в год против нынешних 16 млрд куб. м. Общий объем дефицита воды в Казахстане к 2040 году может составить около 12,2 млрд куб. м воды.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.