Порт Актау. Двадцать лет развития морских ворот независимого Казахстана
Поддержать

Порт Актау. Двадцать лет развития морских ворот независимого Казахстана

В этом месяце страна отмечает двадцатилетие независимости. Круглая дата, немалая в истории отдельной страны и тем более — в истории отдельных ее предприятий. Сама по себе она подразумевает необходимость подведения итогов, оценки проделанной работы. Есть повод задуматься о достигнутых результатах, определить новые цели и задачи, ведущие к их достижению.
Среди амбициозных целей в масштабах страны — становление Казахстана к 2016 году как мирового торгового, логистического и делового хаба. Ее достижение требует развития транзитного потенциала, создания развитой логистической и транспортной инфраструктуры.
Для Казахстана, не имеющего прямого выхода к открытому морю, ключевым звеном в стратегии развития транспортных перевозок, в том числе транзитных, является Каспий. При этом важнейшим стратегическим транспортным узлом служит международный морской торговый порт Актау — единственные морские ворота независимого Казахстана.
В свое время, осознав его стратегическую значимость, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил: «Восстановление Великого Шелкового пути несколько столетий назад, давшего толчок развитию экономики, культуры, интеграции цивилизаций, сегодня служит возобновлению торгово-экономических, культурных связей между странами, где важная роль отведена портам Каспия, и в частности Актаускому морскому порту».
Сегодня порт Актау является единственным морским портом республики, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов.
Порт находится на стыке международных транспортных коридоров «Север–Юг», ТРАСЕКА, обеспечивающих выход в порты Каспийского, Черноморско-Средиземноморского и Балтийского бассейнов, страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.
Созданный в 1963 году в помощь развивающейся урановой и нефтяной промышленности, порт Актау с самого начала занял важнейшие позиции на Каспии и играл значительную роль в экономике Советского Союза.
В начале 1990-х некогда процветающее предприятие вместе со всей страной переживало нелегкие времена. Однако все изменила реконструкция. После модернизации, проведенной в 1999 году, Актауский порт стал флагманом перевозок на Каспии.
За последние одиннадцать лет объемы перевалки грузов в порту Актау увеличились в пять раз. При этом перевалка нефти и металла возросла за этот период практически в 3 раза, зерна — в 28 раз, других грузов — в 8 раз и паромных грузов — в 78 раз.
«На сегодняшний день наш порт — самый современный, технически оснащенный и высокотехнологичный порт на Каспии. Открытые площадки и транзитный склад обеспечивают надежное хранение различных грузов, — рассказывает директор РГП «Международный морской торговый порт Актау» Берик Уандыков. — Здесь есть три универсальных причала для обработки генеральных и навалочных грузов, причал для перевалки зерна, причал для судов типа ро-ро. Общая длина этих сооружений — более полукилометра, одновременно здесь могут швартоваться четыре судна. Построены железнодорожный паромный комплекс, три нефтеналивных причала, имеющие возможность одновременной обработки трех танкеров водоизмещением до 12 000 тонн».
Существующие производственные мощности порта позволяют обеспечивать ежегодную перевалку до 3 млн тонн генеральных и свыше 10 млн тонн нефтеналивных грузов. В порту успешно функционирует зерновой терминал с мощностью обработки до 600 тыс. тонн в год и единовременным хранением до 22,5 тыс. тонн зерновых. Вместе с тем порт располагает железнодорожно-паромным комплексом, позволяющим осуществлять накат и выкат вагонов, следующих в прямом и смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Именно по паромным грузам порт установил рекорд в этом году: только за 9 месяцев 2011 года перевалено свыше миллиона тонн грузов.
«Учитывая перспективный рост объемов грузоперевозок, а также полную загрузку портовых мощностей на протяжении последних шести лет, предприятием реализуется инвестиционная программа по расширению порта Актау в северном направлении», — говорит начальник управления корпоративного развития Арман Жакупов.
Целью проекта является расширение существующей портовой инфраструктуры, обеспечение растущих потребностей в доставке экспортно ориентированного сырья на рынки сбыта, а также рост поступлений в госбюджет и создание новых рабочих мест.
Практическая реализация проекта начата в 2006 году. В 2009-м в эксплуатацию введен объект «Мол» — одно из крупнейших гидротехнических сооружений на Каспии. До конца 2011 года в эксплуатацию будет сдан волнолом.
Следующим сегментом проекта станет проведение дноуглубительных работ в новой акватории и возведение трех сухогрузных терминалов, которые в совокупности будут обладать пропускной способностью порядка 2 млн тонн в год. Работы в этом направлении начнутся в 2012 году.
«Финансирование проекта осуществляется за счет займов АО «Банк развития Казахстана», предоставленных РГП «АММТП» на сумму $100 млн, в том числе $25 млн — под гарантию правительства Республики Казахстан. С учетом возникшей экономии часть суммы займа была реструктурирована и в целом снижена до $82,2 млн», — отметил первый заместитель директора Даурен Кутпанбаев.
Сегодня порт Актау предоставляет услуги, отвечающие всем требованиям международных стандартов. Работа порта осуществляется в соответствии со стандартами системы управления (ИСО 9001), экологической безопасности (ИСО 14000) и отвечает требованиям безопасности мореплавания и обслуживания судов.
Среди перспективных направлений — разработка и внедрение системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда в соответствии с OHSAS 18001. Кадры являются основным потенциалом и самым важным активом порта. Сейчас на предприятии трудится порядка семисот человек. Опытные портовики и молодые специалисты обеспечивают деятельность уникального в своем роде производственного комплекса, работающего в круглосуточном режиме 12 месяцев в году.
Особое внимание на предприятии уделяется вопросам социальной поддержки. Так, на постоянной основе оказывается благотворительная помощь пенсионерам и социальным организациям.
Немаловажную роль в деятельности предприятия играют и смежные транспортные организации — железнодорожные администрации и судоходные компании.
«Являясь государственным предприятием и субъектом естественных монополий, порт Актау на практике чувствует поддержку правительства и Министерства транспорта и коммуникаций по вопросам, требующим решения на уровне государственных органов», — отметил Б. Уандыков.
Между тем все элементы производственной системы порта в конечном итоге направлены на создание привлекательных условий для потенциальных потребителей его услуг. Для удобства клиентов в ближайшее время здесь будет создан центр обслуживания, работающий по принципу одного окна.
«В данной структуре будут участвовать таможенные и пограничные службы, которые в одном помещении будут предоставлять весь цикл услуг по таможенной очистке, по пограничному контролю, по оформлению соответствующих документов, с возможностью предоставления всего цикла, спектра услуг порта Актау», — пояснил Д. Кутпанбаев.
Кроме того, предприятие намерено создать свой интернет-портал, где в онлайн-режиме будет предоставляться информация о наличии предложений по судоходным компаниям и складским площадям, а также информация по тарифам не только в порту Актау, но и в других каспийских гаванях.
В целом нынешние показатели порта свидетельствуют об устойчивом повышении его конкурентоспособности и высокой экономической эффективности его деятельности.
В настоящее время общий объем грузов, перевозимый в Каспийском бассейне в водном сообщении, превышает 32 млн тонн. При этом доля порта Актау составляет порядка 38% от общего объема грузопотоков.
Доказательством успешной работы порта служат престижные международные и казахстанские награды. Среди них — премия Европейского центра изучения рынка, международный приз Century International Quality Era Award и премия правительства РК «За достижения в области качества».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.