На заработанное можно купить больше, но не везде
Поддержать

На заработанное можно купить больше, но не везде

В университете Вирджинии недавно случился большой скандал: Центр общественных связей имени Миллера принял на работу Марка Шорта, бывшего директора по законодательным вопросам при президенте Дональде Трампе. Два преподавателя разорвали отношения с центром, а около 4000 человек подписали ходатайство об отмене решения. И это не первый случай. В минувшем году один из менеджеров кампании Трампа был принят сотрудником в Институт политики Гарварда, что вызвало аналогичный протест.  

Администрация Трампа ставит перед университетами серьезную дилемму. С одной стороны, они должны быть открыты для различных мнений, в том числе тех, которые противоречат общепринятым или могут показаться угрожающими определенным группам. Студенты и преподаватели, разделяющие точку зрения Трампа, имеют право свободно выражать свое мнение без цензуры. Университеты должны оставаться форумами для свободного исследования и обсуждения. Кроме того, школы и институты государственного управления должны давать студентам и преподавателям возможность взаимодействовать с действующими политиками.

С другой стороны, существует опасность признания нормой и легитимизации президентства, которое иначе как одиозным не назовешь. Трамп ежедневно нарушает правила, на которых зиждется либеральная демократия. Он подрывает свободу средств массовой информации и независимость судебных органов, поддерживает расизм и сектантство, содействует предрассудкам. Он, не колеблясь, лжет раз за разом.

Те, кто работает в его команде, безусловно, запятнаны этим. Близкие соратники Трампа и его политические назначенцы – опора его власти, независимо от их личных достоинств и их попыток отмежеваться от высказываний Трампа. Такие качества как «интеллект», «эффективность», «честность» и «коллегиальность» – именно на них опирался директор Центра Миллера Уильям Дж. Антолис для оправдания назначения Шорта – уже не являются аргументами, если их носитель продвигает антилиберальную политическую повестку дня.

Пятно ложится не только на тех, кто занимается политическими вопросами, но и на тех, кто определяет экономическую политику. Члены кабинета Трампа и высокопоставленные назначенцы разделяют коллективную ответственность за содействие постыдному президентству. Они заслуживают осуждения не только за странные взгляды, скажем, на дефицит торгового баланса или экономические отношения с Китаем, но и, что важнее, за готовность продолжать службу, делающую их в полной мере соучастниками поведения Трампа.

Поэтому академические учреждения вынуждены ходить по лезвию бритвы. Они не могут ни отвернуться от Трампа и его окружения, ни игнорировать их взгляды – ибо это означало бы подавление дискуссии, что противоречит позиции университетов. С прагматической точки зрения, последствия также были бы неприятными: лагерь Трампа получил бы еще одну возможность демонизировать «либеральную элиту».

Но необходимы четкие правила взаимодействия. Важнейший принцип, который надо отстаивать – различие между выслушиванием мнения и почитанием. Ближайшее окружение Трампа и его высших назначенцев нужно принимать для обсуждения и дебатов. Когда они приезжают, к ним следует относиться цивилизованно, но отнюдь не на том уровне уважения или почтения, которого обычно заслуживают люди такого положения и на таких государственных должностях. В конце концов, у нас не та администрация, которой можно служить, не запятнав чести.

Это означает – никаких почетных званий (научный сотрудник, старший научный сотрудник), никаких именных лекций, никаких пленарных выступлений на открытии конференций или других мероприятий. Хотя отдельные преподаватели и студенческие группы должны иметь право приглашать назначенцев Трампа для выступления в кампусе, руководству университета от таких приглашений, как правило, следует воздерживаться. А лекции и презентации должны проводиться так, чтобы была возможность для многочисленных вопросов и бурных дебатов.

Без двустороннего взаимодействия нет ни обучения, ни понимания – есть только проповедь. Должностных лиц администрации, которые просто хотят сделать заявление и избежать расспросов, приглашать не следует.

Студенты и преподаватели, которые симпатизируют Трампу, могут воспринимать эту практику как дискриминационную. Но нет конфликта между поощрением свободы слова и обмена мнениями, что и призваны поддерживать данные правила, и ясным выражением собственных ценностей со стороны университета.

Как и другие организации, университеты имеют право определять, как им поступать, в соответствии со своими ценностями. Это может расходиться с тем, что хотели бы видеть конкретные группы, существующие внутри них – или из-за разногласий в ценностях, или из-за расхождения по поводу практических путей их реализации.

Например, некоторые студенты могут считать, что требования к определенному курсу обучения слишком строги или что экзамены – пустая трата времени. Университеты позволяют свободно обсуждать такие вопросы. Но они оставляют за собой право устанавливать правила по учебному плану и экзаменам. Тем самым они посылают важный сигнал остальному обществу о своей преподавательской философии и педагогических ценностях. Разрешить всестороннее обсуждение трампизма и при этом не воздавать ему почестей – аналогичная тактика.

Университеты должны поддерживать как свободу исследований, так и ценности либеральной демократии. Для первого нужен беспрепятственный обмен мнениями и взаимодействие с трампистами. Второе требует, чтобы контакт был тщательно выверен и лишен воздаяния почестей или признания тем, кто служит администрации, столь грубо нарушающей либерально-демократические нормы.

Дэни Родрик ‑ профессор международной политической экономии в школе управления имени Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета – автор книги «Откровенный разговор о торговле: идеи для оздоровления мировой экономики».

Copyright: Project Syndicate, 2018.
www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.