Плато раздора: Байбек заявил о своей «подотчетности»
Поддержать

Плато раздора: Байбек заявил о своей «подотчетности»

Содержание стремительно утекающей недели вышло довольно жидким. Однако на способности высокопоставленных персон успешно держаться на плаву в любых неблагоприятных погодных условиях это, похоже, никак не сказалось.

Рваный темп рабочей недели заметно освежили осадки, которые накрыли Астану. Столица местами поплыла, но исполнительная власть даже ноги не успела промочить. Премьер Бакытжан Сагинтаев отреагировал на потоп согласно всем демократическим процедурам, заявив: «В результате дождей, которые не останавливались несколько дней, город потерял наглядный вид. Пострадали пешеходы, был затруднен маршрут общественного транспорта. В связи с этим, со стороны главы государства тоже было дано несколько замечаний, было дано ряд поручений по модернизации ливневой канализации. Все мы знаем, что за состояние города отвечает акимат города. Напоминаю еще раз, что за все эти катастрофические события и все что происходит в городе отвечает город».

Другое дело – представительная власть, которая в лице спикера сената парламента Касым-Жомарта Токаев тут же набросала в Twitter: «Несмотря на поручения президента, Астана хронически не готова к сильным дождям и другим проявлениям природной стихии. Страдают и жители столицы, и ее международная репутация. Эту проблему можно было решить задолго до 20-летия столицы. Сенаторы потребуют принять срочные меры». Осень покажет, как держат слово инертные казахстанские парламентарии.  

Реакция акима столицы Асета Исекешева была уж слишком предсказуемой. Он рассказал, что «жалоб жителей на сегодняшний день нет». Затем аким приступил к первым неотложным мерам: «Бакытжан Абдирович, сейчас в законодательстве о естественных монополиях не урегулирована услуга по отводу ливневых стоков. Мы хотели сейчас принять решение – создать предприятие в Астане, настало время, по отводу ливневых канализаций, которое будет держать на балансе эту систему и следить – на базе «Астана Тазалык». Просим в этой связи дать поручение министерству, мы отработаем, если вычесть «Тазалык» из программы приватизации, которая будет заниматься только услугами ливневых стоков».

Слабо информированные граждане сначала даже не поверили этой новости. Напрасно. Из любой мало-мальски кризисной ситуации казахский чиновник прежде всего должен извлечь какую-нибудь материальную выгоду. Опять же, число желающих осушить бюджет бюрократов с каждым днем только прибывает, как та вода после ливня или весенних паводков.

А в новой госструктуре они могли бы превентивно заниматься изучением истории всемирного потопа и современного международного опыта. Ведь, как тонко подметил аким столицы: «В таких городах, как Сингапур, Москва, Киев, во Франции и в США тоже были подтопления. Акимат держит этот вопрос на особом контроле при поддержке правительства».

Особый контроль акимата пока только ограничился наказанием героев столичных видеороликов. Доблестная полиция нашла двух мужчин, которые опозорили родину тем, что плыли на надувной лодке по улице Бауыржана Момышулы. Им инкриминировали «мелкое хулиганство» и оштрафовали на 12 тысяч тенге каждого.

Помимо этого акимат Астаны отправил на рынок безработных водителя автобуса, который затопила вода. Заместитель акима города Косман Айтмухаметов мотивировал: «Его предупреждали, что туда нельзя соваться. Тем более он видел ситуацию, он с людьми. Мы перекрыли улицу, выставили патрульную машину, поставили ограждение. Его сотрудники акимата района Алматы попросили не ехать, развернуться, но он не послушал и поехал». Все эти хулиганствующие элементы еще легко отделались, поскольку их непатриотичные маневры заставили краснеть и потеть госаппарат, а сановным людям в Казахстане это как-то не к лицу.

Репутация алматинского коллеги Асета Исекешева – Бауыржана Байбека – от сырости этим летом не слишком страдает. Зато аким Алматы на этой неделе страдал кратковременным, но обильным приступом либерализма. Когда речь пошла о том, что надо потратить всего лишь каких-то $200 миллионов на переосмысленный проект курорта «Кок-Жайляу» градоначальник объявил: «Мы проведем общественные слушания, ответим на все вопросы. Еще раз подчеркну, открытость и подотчетность – ключевые принципы в работе акимата. Важно, чтобы все стороны придерживались здравого смысла, опирались на аргументированные факты, а не популистские лозунги. Все решения должны быть осмысленными. Но, еще раз заявляю, если общественность нас не поддержит, мы откажемся от проекта!».

Как можно теперь взять и отказаться от курорта, который, по подсчетам иных въедливых финансистов, может окупиться уже в ближайшие лет 50-100?! Это было бы гражданским неуважением к «ключевым принципам» жизнедеятельности местных чиновников.      

Допустим, Наиль Нуров, глава компании Almaty Mountain Resort, которая твердо намерена претворить проект в жизнь, трезво и практически оценивает потенциал демократии в Алматы. «Я бы хотел, пользуясь случаем, прояснить, что на общественные слушания выносится вопрос предварительной оценки воздействия на окружающую среду нашего проекта. На эти общественные слушания могут прийти все желающие, кто имеет по этому поводу мнение, естественно, предварительно зарегистрировавшись. Но, нужно понимать, что это не митинг, не площадка, на которой решения принимаются по тому, у кого самые громкие лозунги», – восстановил статус-кво бизнесмен.

Впрочем, аким Алматы упрямо настаивает на том, что в мегаполисе происходят какие-то системные перемены. «Огромной парковкой стал весь город. За 20 лет, благодаря росту благосостояния, количество машин выросло в десять раз. Незаметно машины вытеснили человека на обочину, зажали людей на узких тротуарах, «украли» у нас чистый воздух, как ржавчина съели все удобства. И все это с молчаливого согласия алматинцев. Мы сегодня системно меняем эту ситуацию», – пытается достучаться до духовно недомодернизированных горожан Байбек.

И уж совсем системные изменения к лучшему сегодня заметны в плане безопасности алматинцев и общей криминогенной обстановке в городе. Вроде бы еще слишком свежа трагедия, которая унесла жизнь фигуриста Дениса Тена, а начальник ДВД Алматы Серик Кудебаев, ни разу не зардевшись, уже рассказывает: «Алматы – прекрасный город и он все еще безопасен. В Алматы пять лет назад раскрывалось каждое десятое преступление. На сегодня этот показатель улучшился. Из десяти преступлений раскрывается девять».

А ведь отставки такого замечательного генерал-майора полиции еще недавно требовали эмоциональные жители страны и прочие деструктивные политические элементы. Каких эффективных менеджеров могла лишиться система, если бы власть проявила чуткость, непоследовательность и слабохарактерность, вдруг уволив с работы проверенного годами министра внутренних дел Касымова или главного полицейского Алматы Кудебаева!

Всю эту жидкую картинку благоденствия слегка испортил лично Нурсултан Абишевич. Направляясь в Туркменбаши, где проходило заседания глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала, президент заехал в Атырау. Экспромтом Назарбаев наговорил тут очень занимательные вещи.

Относительно МВД официальный лидер выразился так: «В мире полицейский – это друг, а у нас кто полицейский? Я всегда привожу в пример – в Грузии был эксперимент у полицейских. Всех уволили до одного, набрали в органы юристов и навели порядок в этой структуре. Я сейчас тоже думаю над этим. Сколько сейчас юристов наштамповали вузы, которые ходят с дипломами и не могут найти работу. Наверно, также придется сделать по примеру Грузии – уволить полицейских и взять на работу юристов».

Говорят, будто президент Казахстана – гроссмейстер отложенных политических решений. Значит ли это, что, несмотря на поразительные успехи и, оказывается, не утихающую годами реформу правоохранительной системы, МВД этой осенью ждет кадровая встряска?

С другой стороны, придутся ли впору грузинские демократические выкройки кадровым отечественным правоохранителям и праздношатающимся в поисках работы молодым юристам? На этот счет у битых скептиков остаются серьезные сомнения. Членам отечественной вертикали власти проблемы тех, кто расположился по горизонтали жизни всегда были строго перпендикулярны. Слишком высока общая инерция в институтах власти, а ее главный конструктор, как известно, не терпит никаких резких движений.      




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.