В стране снижается выпуск удобрений
Поддержать

В стране снижается выпуск удобрений

В последнее время все чаще можно услышать о риске нажатия пресловутой красной кнопочки. Вот уже и проверенный боец советско-российской пропаганды Владимир Познер стращает, что ядерная война может начаться по банальной ошибке. А его тезка по имени и отчеству Путин рассказывает прикормленной публике на Валдае, что он отправится в рай, в отличие от нас с вами.

Но так ли все страшно? Насколько велик шанс сгореть в радиоактивном пепле? На самом ли деле началась новая гонка вооружений?  Об этом Exclusive.kz спросил у экспертов.

На фоне заявлений Трампа о том, что Вашингтон разрывает соглашение, достигнутое еще в советские годы, об ограничении ракет малой и средней дальности, картина вырисовывается еще более зловещая. Нобелевский лауреат и экс-президент СССР Михаил Горбачев пишет в западных СМИ, что началась новая гонка вооружений.

Недавно Нурсултан Назарбаев также высказал свои опасения, что мир подошел к опасной черте, похожей на ту, к которой он приблизился во времена Карибского кризиса. Назарбаев, как известно, довольно прозорлив.

Аскар Нурша, декан Школы государственной и общественной политики и права AlmaU:

Еще в 2001-2002 году США вышли из Договора о противоракетной обороне, приступив к совершенствованию своей национальной противоракетной обороны. По своим характеристикам она превращалась в глобальную.

В связи с этим, Россия начала охладевать к продлению договоров о сокращении ядерных вооружений. Но в период президентства  Дмитрия Медведева в 2010 году был все же заключен сторонами новый договор о СНВ-3, который вызвал серьезную полемику внутри России.

Одни считали, что США пытаются разоружить Россию, сильно сократив количество ее ядерных носителей. Другие считали, что состояние ядерного арсенала России плачевно, и если их не сокращать на двусторонней основе, Россия в силу естественных причин может остаться без ядерного оружия.

Во-первых, СНВ-3 был заключен на 10 лет, то есть срок его действия приближается к концу, если стороны не запустят механизм его продления. Но ситуация в мире изменилась, США и Россия вступили в дипломатическую игру по этому вопросу. Максимальное ужесточение подходов есть ничто иное, как часть переговорной стратегии, и начало торга.

Во-вторых, весь третий президентский срок Путина прошел во взаимных обвинениях России и США в нарушении Договора о РСМД. Модернизация данного класса вооружений, как мы видим, продолжается, отсюда и кризис. Если США выйдут из этого договора, то начнет обрушиваться второй элемент военно-стратегического паритета – вслед за развитием стратегической ПРО, США дают понять, что продолжат развивать ядерные средства доставки.

Перспективы гонки вооружений их не пугают, поскольку в годы холодной войны именно гонка вооружений не дала возможность СССР развивать невоенные отрасли промышленности и привела к технологической стагнации. Поэтому, возможно, это игра на грани фола в расчете заставить Россию пойти на уступки.

В-третьих, США и Россия – самые крупные держатели ядерных арсеналов в мире. Поэтому они и заключали между собой соответствующие договора о сокращении и ограничении. Но к ним подтягиваются сейчас другие державы, также активно развивающие ракетные технологии. Такие, как Китай, например. Поэтому отчасти представители России и США правы, когда делают заявления о необходимости распространения подобных договоров и на другие страны, чтобы они тоже были связаны обязательствами по ограничению своих вооружений.

Игорь Панкратенко,  заместитель директора российского Центра стратегических оценок и прогнозов:

Действительно, пара прошедших недель принесли нам такой вот своеобразный «привет из прошлого». Причем, один из них уходит во времена совсем уже забытые — в 17 век, это я о вопросе автокефалии Украинской православной церкви. А второй — из 1987 года, из XX-го века, когда Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности — РСМД или ДРСМД, кому как удобнее.

Пресловутое российское «экспертное сообщество», что интересно, возбудилось и в первом, и во втором случае практически с равной долей энтузиазма, хотя, казалось бы, где ракеты, а где каноничность территорий. Но в действительности для Москвы это проблемы вполне равнозначны.

По той простой причине, что и одну, и вторую российская сторона рассматривает в привычной ей манере — то есть, как покушение на миропорядок, который имел место быть раньше и совершенно не учитывал изменений, произошедших в последние годы.

Не будем сейчас о теологии и спорах вокруг «канонических территорий» — это совсем уж архаика, в отношении которой давно, все в том же 17 веке, выработан принятый всеми универсальный рецепт: «чья земля — того и вера». Который, если кто и решается внезапно оспорить, то только Москва. Вернемся — к ракетам.

Так что если и говорить о главном разрушителе РСМД, так надо говорить о некоем несдержанном на язык российском политике.

И что самое интересное, о чем наглухо промолчат соловьи российской пропаганды, но с чем согласятся специалисты ОПОТС российского министерства обороны — Москву вполне устраивала ситуация, когда США все больше и больше отвлекали свои силы  из Европы, «заточенные» против РФ, на противостояние Китаю.

Поэтому, драматические восклицания и «заламывание рук» со стороны Москвы к нынешней реальности не имеют никакого отношения. Договор устарел, он требует коррекции, против которой, кстати, США не возражают. Но — с учетом новых факторов. И это их принципиальная позиция.

Москва может сколько угодно кричать о несогласии. Более того — даже продекларировать развертывание «новой гонки вооружений». Проблема для нее заключается в том, что никто эти декларации всерьез не воспримет. Страна с 2%-ой долей в мировом ВВП может декларировать что угодно — но никто не собирается воспринимать это всерьез.

Дмитрий Михайличенко, координатор аналитических проектов евразийского центра «Самрау»:

Думаю, мы сейчас уже наблюдаем гонку вооружений, как со стороны США, так и со стороны России. Все это дополняется нагнетанием в СМИ и информационным блефом с обоих стороны, однако тенденция очевидна. Для США эта стратегия уже оказалась однажды успешной, когда после второй мировой войны Вашингтон навязал СССР эту логику. Сейчас экономические мощности США неизмеримо выше, чем у России, поэтому эта логика также не выгодна Москве.

В то же время, транслируя излишне агрессивную риторику, Вашингтон может дискредитировать себя в глазах мировой общественности. Собственно именно на это, а не на эскалацию военных конфликтов делает ставку Москва.

Что касается Китая, то он, действительно, в более выгодном положении, так как эта страна находится на стадии экономического роста. Если рассуждать в этой логике — противостояние на уровне потенциалов вооруженных сил неминуемо. Все это создает новый ландшафт в отношениях между большими странами. Следствием этого будет являться риски и угрозы для сопредельных стран. 

Григорий Трофимчук, эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности:

Это не начало так называемой гонки вооружений, которая наблюдалась в прошлом веке, так как ничего и никогда не повторяется, как и «холодная война» в том числе. Это начало открытого давления США на Россию, уже без всяких сдерживающих факторов и ограничений, а также на Китай и ряд других стран. Что касается ядерного оружия, то его потенциал наращивать абсолютно бессмысленно.

С одной стороны, и у России, и у США есть все, чтобы уничтожить друг друга не по одному разу, а с другой, никто не будет применять это оружие, загрязняя территорию, так как речь идёт не о войне в пустыне. Поэтому речь, прежде всего, идёт о создании новых проблем для России по всему периметру и вооружения большинства её ближайших соседей. Вот уже и Армении предложено приобрести американское оружие.

Поэтому Россия не будет втягиваться ни в какую новую «гонку», тем более что у нее есть чем себя защитить и без этого. Она будет сдерживать Запад прямыми угрозами, что уже наблюдается в полной мере. К вопросу сохранения договора по РСМД надо подходить сегодня намного тоньше, так как одними встречными угрозами проблему решить нельзя.

К примеру, Россия могла бы сослаться на то, что его подписывал Горбачев, которого в стране ненавидят практически все, и тем самым хотя бы затянуть время, чтобы подойти к подписанию новых договоренностей на этот счет.

Тем более что процесс многостороннего согласования с такими странами как Китай, Индия и другими может занять десятилетия. Китай, теоретически, может стать следующей державой, способной контролировать мир, и в США это понимают. Однако у Китая нет многих свойств, характерных для того же СССР, чтобы всерьез претендовать на мировое военно-политическое лидерство, а не только экономическое.

В Вашингтоне понимают и это, поэтому будут использовать имеющееся время, чтобы надежно заблокировать Китай, в том числе создав ему региональные проблемы. Напряженность в мире уже существенно выросла, так что на спокойствие и стабильность рассчитывать, к сожалению, не стоит. Но она выросла уже в 2014 году, поэтому ничего нового здесь нет, сейчас лишь разворачиваются геополитические последствия тех событий.

Безъядерный Казахстан, естественно, рассчитывает на мир, внося дополнительные серьёзные инициативы по уничтожению оружия массового поражения. Наверное, его миротворческая роль на общем нестабильном фоне могла бы существенно возрасти.

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.