Метаморфозы Национального фонда
Поддержать

Метаморфозы Национального фонда

Россия и Китай потребовали назначить на 22 августа экстренное заседание Совета Безопасности ООН в связи с проведенным в США испытанием крылатой ракеты, первым после выхода Вашингтона из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

Ранее, во вторник, Россия обвинила США в нагнетании военной напряженности, что выразилось в испытании крылатой ракеты наземного базирования, сообщил ТАСС.

2 августа США официально вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который США и СССР заключили ещё в 1987.

«Россия несет исключительную ответственность за крах договора, – заявили члены НАТО, комментируя официальный выход США из Договора, — мы договорились о сбалансированном, скоординированном пакете мер оборонительного характера», – говорится в заявлении альянса.

В ходе пресс-конференции 14 августа, с литовским президентом Гитаносом Науседой глава правительства Германии Ангела Меркель ещё раз подтвердила мнение НАТО, заявив, что Россия «доказуемо нарушила ДРСМД».

«Я очень сожалею о том, что Россия доказуемо нарушила и тем самым предоставила повод для прекращения действия договора. В результате этого была утрачена часть системы ограничений вооружений в Европе и во всем мире». — сказала канцлер Германии.

Процесс выхода США из Договора начался в ходе прошлогоднего визита в Москву визита Джона Болтона, советника по национальной безопасности президента США.

Думать же о выходе из соглашения в Вашингтоне начали ещё при Бараке Обаме, в 2013, когда американская разведка получила подтверждение, что Россия ставит на боевое дежурство новейший ракетный комплекс «Новатор 9M729», обладающий ТТХ нарушающими условия Договора. В НАТО российской ракете присвоили код SSC-8.

Однако, если взглянуть на событийный ряд беспристрастным взглядом, то можно обнаружить, что основы для всей истории заложены были гораздо раньше.

Давайте отмотаем ленту событий до 2008 года.

В начале августа 2008 резко обострилась обстановка в зоне разграничения грузино-осетинского конфликта. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа. Днём 8 августа президент России объявил о начале «операции по принуждению к миру» в зоне огневого контакта сторон.

Пятидневная российско-грузинская война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Так, 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. А отношения Вашингтон-Москва в конце правления президента-республиканца Джорджа Буша-младшего достигли своей нижней точки, так как Америка встала на сторону Тбилиси. Но не надолго.

Уже в марте 2009, пришедший к власти в США президент-демократ Барак Обама, закрыв глаза на события в Грузии, неожиданно взял курс на улучшение отношений с Москвой. Архитектором новой политики в отношениях стал член команды Обамы, специалист по России Майкл Макфол. Именно он придумал название «перезагрузка».

«Когда я пришел в Белый дом с администрацией Обамы, у нас была конкретная стратегия, которую назвали «перезагрузкой». Мы определили цели внешней политики, которых хотели достичь в отношениях с Россией. Нужно было сотрудничество с Россией», — рассказывал Макфол, экс-посол США в России, в интервью «Газете.RU».

За время существования режима полного благоприятствования со стороны США Россия успела сделать немало. А именно: инициирование и реализация крупного геоэкономического (с прицелом на геополитику) проекта, получившего название «Таможенного Союза»; превращение Росатома в крупнейшую атомную компанию мира; прокладка газопровода в Германию Северный поток -1; перестройка ВПК; масштабная и многоуровневая модернизация Вооруженных сил; полное переоснащение ядерной триады, включая создание линейки новых атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения проекта 955 «Борей».

И главное, в контексте обсуждаемой темы, Россия в 2009-2010 приступила, согласно сообщениям разведки США, к работе над перспективными разработками новейших ракетных систем.

Вашингтон на стремительное усиление и развитие Россией наступательных вооружений, а также на выстраивание новой геополитической конфигурации, смотрел с благостным спокойствием вплоть до 2014 года.

Сегодня в существовании Договора РСМД поставлена жирная точка. Создание Россией новых ракетных комплексов дало США официальный повод для начала своей ракетной программы. И вот что примечательно.

6 августа советник по национальной безопасности президента США Джон Болтон заявил, что одной из основных причин выхода США из Договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (РСМД) стало наличие большого числа таких ракет у Китая.

«Думаю, вы говорите о комментарии министра обороны Марка Эспера о том, что мы хотим рассмотреть вопрос размещения ракет средней и меньшей дальности на Дальнем Востоке. Это потому, что у Китая развернуты уже тысячи таких ракет. Они не были участниками договора о ядерных РСМД, так что они свободно могли это делать», — сказал Болтон в эфире телеканала Fox News.

В 1987 году, когда США и СССР подписали ДРСМД, вопрос о Китае не стоял. У него были баллистические ядерные ракеты шахтного базирования, но по числу и характеристикам других типов ракет никто в мире не мог сравниться с США и СССР.

Теперь же Китай превратился во вторую по экономической мощи державу мира, которая открыто бросает вызов Вашингтону и имеет не менее четырех типов высокомобильных ракетных систем средней дальности. Они перевозятся на тягачах, могут быть спрятаны глубоко в горных укрытиях, передвигаются по шоссе, и пуск этих ракет может быть осуществлён откуда угодно.

Эти системы очень беспокоят США. Потому что американское присутствие в индо-тихоокеанском регионе опирается на авианосцы и старые, традиционные ударные силы, а все китайские системы серии «Дунфэн», особенно ДФ-21 (китайцы называют ее «убийцей авианосцев») позволяют нанести удар по авианосной группировке в радиусе одной-трех тысяч километров.

Таким образом, выход из ДРСМД для Америки давно стал критически необходим. И российская ракетная угроза, став поводом для выхода, не играет в этом отношении первостепенного значения, поскольку угрожают российские ракеты целям на территории Европы, которую США собираются прикрыть зонтиком своей ПРО, установка элементов которой уже идёт в ряде восточноевропейских стран.

Китайские же ракеты могут поразить непосредственно американские объекты стратегического значения. Поэтому минимизация ударных возможностей Китая в регионе и является важнейшей задачей Пентагона на текущий момент.

В конце прошлой недели заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон заявила в ходе телеконференции, что решение о том, размещать у себя американские ракеты или нет, будут принимать власти союзных США стран в тихоокеанском регионе.

«Это суверенное решение, которое будет приниматься лидерами этих стран, – сказала Томпсон. – Любое решение в этом регионе будет приниматься в ходе консультаций с нашими союзниками – это не одностороннее решение США».

Основными кандидатами на размещение ракет являются страны, с которыми США заключили договоры о взаимной обороне: Япония, Южная Корея и Австралия.

По словам Томпсон, Вашингтон надеется, что Пекин подключится к дискуссиям США и России о заключении соглашения об ограничении ядерных вооружений после того как срок действия договора СНВ-3 истечет в 2021 году.

«Чтобы быть ответственным субъектом, нужно проявлять транспарентность и ответственность. Мы призываем Китай также сесть за стол переговоров, – сказала Томпсон. – Этого требует мир. Так поступают ответственные страны».

Китай пока заявляет, что не намерен вступать в подобные трёхсторонние переговоры. Однако дорогу осилит идущий. Для недвусмысленного мотивирования Китая у США теперь развязаны руки. Так кому Трамп за это должен сказать спасибо: Путину или все-таки сразу Обаме?

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.