В Нур-Султане пройдет казахстанско-итальянский форум поставщиков нефтегазовой отрасли
Поддержать

В Нур-Султане пройдет казахстанско-итальянский форум поставщиков нефтегазовой отрасли

Придя к власти в 2016 году Шавкат Мирзиеев, вопреки ожиданиям, последовал курсу большей открытости и некоторых внутренних структурных изменений. В наследство от каримовской эпохи ему досталась крайне закрытая и централизованная система принятия решений в экономике и политике.

Как и всякий авторитарный режим, узбекская правящая элита для обеспечения управляемости страной опиралось не на силу закона, а на репрессивный аппарат органов национальной безопасности.

По указанным и ряду другим причинам уровень прямых иностранных инвестиций в страну оказался на самом низком месте в расчете на душу населения среди всех пост-советских государств.  Как результат, низкий уровень жизни и безработица выталкивали сотни тысяч узбекских граждан в трудовую эмиграцию в такие страны, как Россия, Казахстан, Турция, Южная Корея. Экономика страны во многом поддерживалась благодаря remittance (денежным переводам от трудовых мигрантов), которые создавали определенный платежеспособный спрос в самом Узбекистане и поддерживали его экономику на плаву.

За три года Мирзиееву кое-что удалось изменить, а именно:

  • Введена определенная либерализация валютного обмена, хотя остаются еще проблемы, которые вынуждают население и бизнесменов обращаться к теневому рынку.
  • Предприниматели почувствовали чуть больше свободы. Узбекистан улучшил свое положение по индексу Всемирного банка «Ведение бизнеса», поднявшись с 141 места в 2015 г. до 76-го в 2019;
  • Местные СМИ стали немного смелее, граждане стали свободнее и критичнее высказываться в социальных сетях. В то же время многие из них скрывают свою идентичность, все еще опасаясь преследований за смелые высказывания;
  • Отношения с соседями по региону значительно улучшились, наступила разрядка после многих лет напряженности во взаимоотношениях с Кыргызстаном и Таджикистаном;
  • Власти стремятся наладить диалог с международными институтами; контакты с ними стали значительно более интенсивными;
  • Был освобожден ряд узников совести и религиозников, принято решение о закрытии печально известной колонии «Жаслык»;
  • Ряд одиозных фигур в руководстве СНБ отправлен за решетку;
  • Перестали отправлять на хлопок студентов, учителей и врачей в таких масштабах, как раньше.

Проблемы, которые создает новая власть

Но ряд серьезных проблем, унаследованных от режима Каримова, остается не решенным. а некоторые уже создает новая власть:

  • Нет никакого прогресса в установлении равенства всех граждан перед законом. Вне и над законом все еще стоят хокимы, высшие должностные лица и сам президент со своей семьей;
  • Правосудие все еще остается де-факто подчиненной исполнительной власти, хотя по Конституции должна быть независимой;
  • Административная система остается не реформированной. Назначения делаются, слишком часто исходя из принципа лояльности, а не профессиональных качеств;
  • Нет прогресса в установлении антикоррупционных механизмов. Хотя в мае была принята Программа анти-коррупционнызх мер, на практике пока не ощущается ее воздействие;
  • Нет устойчивого и непротиворечивого экономического курса. В результате решения находятся под слишком большим влиянием разного рода лоббистов. Одно решение практически отменяет другое. Скажем, одним решением ликвидируются льготы и преференции для отдельных секторов экономики и производств, а другим — некоторые из этих преференций снова восстанавливаются;
  • До сих пор отсутствует свобода ассоциаций и собраний. В стране нет не только реальной политической оппозиции, но и сектора независимых организаций гражданского общества. Вместо них правительство насоздавало лояльные им организации, так называемые GONGO. До сих пор преследуется ряд правозащитников и активистов. Все еще сохраняются драконовские ограничения на регистрацию новых НПО, принятые в худшие времена каримовского правления;
  • С системой принудительного труда так и не покончено, поскольку хлопковая отрасль все еще остается нереформированной, что продолжает порождать нездоровую потребность в принудительном труде;
  • Узбекистан утерял в степени своего суверенитета, став пешкой в руках Кремля по таким вопросам внешней политики, как аннексия Крыма, гибридная война России против Украины. В чем не откажешь предыдущему президенту, это в том, что тот все-таки дистанциировался от подобных агрессивных действий Кремля;
  • Под давлением Кремля принято преступное и совершенно непродуманное, на мой взгляд, решение о строительстве АЭС, ставившее под угрозу жизни граждан и безопасность страны.

Но все эти проблемы хоть и вызывали недовольство населения, пока не приводили к заметной дестабилизации социально-политической обстановки в стране.  Это проблемы, которые Мирзиеев унаследовал от прежнего режима и не проявляет особого рвения решать. 

Ситуацию, однако, изменили массовые, и, в большинстве случаев, незаконные сносы жилья и недвижимости граждан. Они инициируются в одних случаях в результате сговора местных хокимов с застройщиками, а в других — амбициозными, но экономически необоснованными строительными проектами, навязываемыми самим Мирзиеевым, находящимся под влиянием коррумпированных лоббистских кругов.

Первые признаки проблемы появились в 2017 году, когда в угоду строительству Международного бизнес-центра “Tashkent City” были принудительно выселены две махалли в центре столицы. Многие из них были вынуждены месяцами жить во временно выделенных  квртирах, перед тем как были переселены в новые дома, отдаленные от центра города и с плохим доступом к социальной инфраструктуре.

В 2018 г. Мирзиеев дал указание о строительстве аналогичных бизнес-центров по всей стране, при этом не решив вопроса, на каких условиях будут выселяться жители, проживающие на территории будущего строительства,  как будут защищены их жилищные права.

Дальше больше.  Почувствовав вкус к сносам вполне добротных домов и выселению оттуда резидентов для строительства на их месте новых, более дорогостоящих квартир и других престижных объектов, власти в союзе с застройщиками стали оказывать давление на жителей и других районов города, а потом и по всей стране. При этом совершенно игнорировались нормы права, которые требуют:

  • наличия генерального плана Ташкента и других городов, как основание для сносов домов и нового строительства;
  • строительства объектов общегосударственного значения как еще одно основание для сноса и переселения;
  • согласование решения о сносе и выселении с самими жителями;
  • письменное оповещение их за шесть месяцев до намечаемого начала выселения;
  • наконец, адекватная компенсация, которая бы позволила обеспечить переселенцам равноценное по стоимости и условиям проживания жилье.

Как правило, ни одно из этих условий не соблюдалось. Так, ни в Ташкенте, ни в других городах так и не утверждены генеральные планы их развития и строительных работ.  Несмотря на отсутствие должных правовых оснований, власти начали давление на жителей многих махаллей по ускоренному их выселению. Из-за этого стали возникать конфликты между жителями указанных махаллей и властями.

Следующим объектом такого давления стала махаля Байналминал в Мирабадском райне г. Ташкента. Но жители махалли, объединившись, стали дружно отстаивать свои дома от незаконных сносов и, что интересно, в целом сумели отстоять свои права.

В других районах, где местные жители оказывали менее активное сопротивление, власти смогли добиться сносов и строительства на их месте новых объектов. Веб-издание Коммерсант.уз опубликовал список из 45 таких объектов (махаллей, поселков, отдельных многоквартирных домов и т.п.), которые стали объектом незаконного сноса без предоставления адекватной и своевременной компенсации.  Список был составлен активистами группы «Ташкент – Снос». Но в реальности таких случаев гораздо больше по всей стране.

Народ вышел на улицы

В результате произвола властей, в ряде районов страны стали вспыхивать новые очаги протеста и конфликты местного населения с властями. Три таких конфликта вылились в массовые выступления или радикальные действия жертв сноса по защите своих жилищных и имущественных прав.

22 июля в сети распространилась информация о том, что в Яккабагском районе Кашкадарьинской области предприниматель облил бензином и поджог заместителя районного хокима, который явился сносить его новый двухэтажный магазин и цех. При этом предпринимателю не выдали никакого письменного уведомления о решении местного хокимията о сносе. Сам замхокима, присутствовавший при сносе, сел в экскаватор и собрался сносить двухэтажный магазин, несмотря на то, что в нем еще были люди. Хозяин магазина не выдержал и совершил акт поджога. 

Следующим в череде протестных действий стал Хорезм. В мае-июне 2019 года на улице Ашхабад в Ургенче Хорезмской области местные власти начали выселять и сносить дома местных жителей. К июлю власти снесли дома около 400 хозяйств и выделили им земли в кишлаке «Чондиркиет» в Ургенчском районе. Многих переселили в палатки, установленных в открытом поле, причем в 40-градусную жару. 26 июля сотни жителей, которым не оплатили компенсацию, и тех, которые живут в палатках, перекрыли дорогу «Ургенч-Ханка». В результате на дороге образовались пробки.

Испугавшись волнений, Мирзиеев срочным образом делегировал в Хорезм премьер-министра Абдуллу Арипова, который прибыл в Хорезм с машинами, набитыми наличностью, и организовал раздачу денег в качестве компенсации. Раздача денег происходила прямо на улице.

Наконец, 8 августа в махалле «Гулобод» города Намангана около трехсот человек вышли на акцию протеста против сокращения территории местного кладбища почти в четыре раза. По словам протестующих, в 1994 году под кладбище было выделено 8,5 гектаров земли. Сегодня площадь кладбища составляет 2,5 гектаров. Причина сокращение площади кладбища в том, что местные власти отдают его территорию, кусок за куском, различным фирмам для строительства.

Таким образом, движение сопротивления незаконным сносам стало набирать обороты. Население почувствовало, что своими письменными заявлениями и жалобами справедливости добиться невозможно, а если массово выйдут на улицы, то только тогда власти начинают реагировать и решать проблему.

Встревоженный этой тенденцией, президент Мирзиеев, наконец, начал принимать меры. Во-первых, он вынес порицание трем хокимам Хорезмской, Кашкадарьинской и Ферганской областей. Но вместо того, чтобы снять их с работы, он ограничился тем, что заставил их публично извиняться перед народом.

Одновременно было принято решение о создании нового механизма принятия решения о сносах. 3 августа подписал распоряжение «О дополнительных мерах по безусловному обеспечению гарантий имущественных прав граждан и субъектов предпринимательства». Согласно распоряжению, с 5 августа работа по изъятию земельных участков и сносу объектов недвижимости граждан и субъектов предпринимательства будет проводиться в три этапа. На первом этапе пакет материалов по территориям, где запланированы сносы, вносится хокимами в Кабинет Министров. Затем в правительстве готовится заключение согласно градостроительным требованиям и финансовым расчетам. После чего заключение вносится премьер-министру для рассмотрения и принятия решения.

Следом за этим, 8 августа, был опубликован проект постановления Кабмина «Об утверждении порядка оценки строений, подлежащих сносу». Теперь оценка строений осуществляется строго на основании кадастровых документов. Заказчиком оценки могут выступать только собственник объекта.

Президент также поручил Генпрокуратуре усилить надзор за посягательством на частную собственность, что только оттенило тот факт, что правоохранительные органы и суды оказались полностью недееспособными своевременно, по собственной инициативе и объективно решать споры между владельцами домов и объектов предпринимательства, с одной стороны, и местными властями, с другой.

На деле, местные милиция и прокуратура действовали в одной компании с зарвавшимися хокимами в их противоправных действиях против местного населения. Это отсутствие инициативы правовых институтов и реально действующих механизмов решения разногласий сторон обозначило тот факт, что в стране до сих пор отсутствует независимое и эффективное правосудие.  Как следствие, конфликт между населением и властями часто заходит слишком далеко, накаляя обстановку в обществе и вынуждая исполнительную власть принимать пожарные меры.

Ситуация со сносами немного улеглась благодаря этим пожарным мерам, но протесты могут вспыхнуть вновь, поскольку проблема в корне пока так и не решена – существующие правовые институты остаются крайне неэффективыми, являясь по сути приводным ремнем решений исполнительной власти, слишком часто незаконных решений.

 Население уже приходит к выводу, что свои права они могут отстоять не через обращение к формальным институтам права, а посредством выхода на улицы и радикальных действий против местных властей.  Тем самым население обретает вкус к радикальным действиям как единственному способу решения своих проблем. И эта радикализация настроений будет продолжаться и дальше, пока реформы системы управления не будут доведены до конца.

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.