Популярный японский автомобиль может исчезнуть
Поддержать

Популярный японский автомобиль может исчезнуть

На прошлой неделе президент Касым-Жомарт Токаев встретился с председателем президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимуром Кулибаевым. По официальной версии, обсуждалась экономическая ситуация в стране. Но что бы это значило на самом деле?

Сам факт визита в Акорду влиятельнейшего на сегодняшний день казахстанского олигарха представляется событием больше политического, нежели экономического плана. Сегодня второму президенту страны крайне необходима некая опора, позволяющая стать не просто «преемником» Нурсултана Назарбаева, а человеком, способным диктовать свою волю многочисленным элитным кланам и группировкам. Для этой роли ему пока явно не хватает политического веса. По мнению некоторых наблюдателей, второму президенту, как воздух, необходима собственная политическая партия, которая на будущих парламентских выборах могла бы ослабить статус назарбаевского Nur Otan как партии парламентского большинства. Тем более, что нуротановские функционеры не скрывают своей ориентации именно на первого президента, в частности, спикер мажилиса и по совместительству лидер парламентской фракции партии власти Нурлан Нигматулин открыто заявляет о необходимости «выполнить задачи, поставленные Елбасы».

 Если же к выборам (очередным в 2021 году или досрочным) Токаев подойдет лидером новой парламентской партии, то он получит один из двух важнейших для себя политических ресурсов – парламент, который будет если не подконтролен ему, то, во всяком случае, более  лоялен.

Так вот, по некоторым сведениям, в качестве платформы для создания такой партии рассматривается НПП «Атамекен». Этот вариант, на первый взгляд, кажется довольно экзотическим, и первый вопрос, который он вызывает: зачем это нужно Тимуру Кулибаеву?

Ведь сам Тимур Аскарович  некогда говорил: «У нас политический процесс развивается, и мы видим, что на месте практически процесс не стоит. Я считаю, не исключается, что кто-то из бизнесменов захочет более активно участвовать в политической жизни нашей страны. По определению, бизнесмены — это уже активная часть нашего населения, они готовы брать на себя ответственность, они готовы двигаться вперед, но я считаю, что совмещать эти два вопроса не стоит. Надо заниматься полноценно чем-то одним.»

Однако, если вспомнить, когда были сказаны эти слова, то многое становится понятным — в 2012 году бизнесу (даже крупному и близкому к Первой семье) идти в большую политику было еще боязно: президенту Назарбаеву такие «походы», мягко говоря, не нравились. Его ставшая крылатой фраза, сказанная в начале 2000-х на саммите предпринимателей: « могу любого из вас взять за руку и отвести в суд» прозвучала весьма недвусмысленно.

В таком контексте логично выглядит фиаско, постигшее в свое время несколько попыток привести бизнес во власть. Стоит вспомнить хотя бы Ержана Досмухамедова, партию которого (названную, кстати, «Атамекен») не зарегистрировал Минюст, а самого Досмухамедова осудили, «раскулачили» и в итоге выдавили из страны. А ведь еще вчера он считался баловнем судьбы и даже входил в Совет по делам предпринимательства при президенте.

 Бизнесу у нас никогда не прощалось не то что противостояние власти, но даже малейшее неповиновение ей. Достаточно вспомнить, что «дело Джакишева» началось с такой, казалось бы, мелочи, как отказ войти в «Самрук» со своим «Казатомпромом». Началось с давления, проверок, а кончилось известно чем…

Зато теперь подули другие ветры, и вот уже президент Токаев вслух приравнивает противодействие чиновников развитию бизнеса к «преступлению против государства».

Для Кулибаева наступил чрезвычайно благоприятный момент, чтобы конвертировать финансовый капитал в политический и взять реванш у той же Дариги Назарбаевой, которая занимается этой конвертацией давно и отнюдь не безуспешно. К тому же, сейчас, в разгар транзита власти прикрыть свои бизнес-интересы пропрезидентской партией ему было бы очень кстати. Мало ли чем дело кончится…

А создать такую партию на базе НПП для Тимура Кулибаева задача не простая, а очень простая. Деньги есть. Прошлогодний бюджет «Атамекена» составил 11,8 млрд. тенге, за этот год данных пока нет, но цифра едва ли будет меньшей,а вцелом за четыре года начиная с 2015-го палата «проела»39,1 миллиарда тенге, из которых 23 миллиарда  – взносы предпринимателей, 16 миллиардов – средства республиканского бюджета. Организационная структура тоже есть и весьма впечатляющая: региональные палаты созданы в 14 областях и двух столицах – Алматы и Нур-Султане, а уж набрать необходимые по закону 40 тысяч партийцев – вообще не проблема, стоит только боссам подведомственных НПП крупных предприятий «мобилизовать» трудовые коллективы.

Вот, собственно, и все – партия «Атамекен-2» (или, если угодно, «Нагыз Атамекен») к борьбе за мандаты готова!

Впрочем, во всей этой схеме есть, как минимум, два скользких момента.

 Момент первый. Непонятно, чьи интересы будет отстаивать в парламенте эта партия? Квази-госсектора? Но именно с ним президент Токаев обещал «разобраться» в своем сентябрьском послании народу. Мало-среднего бизнеса? Это тоже вряд ли. По статистике численность действующих субъектов МСБ, развитие и защита которого декларируется, как главная цель Нацпалаты, сократилась за 2015 -2017 годы на 96,5 тысячи, а количество занятых в этом секторе – почти на 40 тысяч человек. Зато растут траты бизнес-заступников на бесконечные конкурсы, форумы, выставки.

 Вот лишь некоторые расходы, связанные с организацией и проведением мероприятий за счет средств республиканского бюджета в 2017 году:проведение конкурса “Алтын сапа”, бизнес-форумов, международных выставок – 330,8 миллиона тенге, консультационные услуги – 505,3 миллиона тенге, реализация программ развития продуктивной занятости и “Дорожной карты бизнеса-2020” – 3,3 миллиарда тенге.

Но самое главное – бизнес, особенно малый и средний, мягко говоря, не доверяет «Атамекен». И для этого у него есть все основания.

 В общем, по всему выходит, что наш «Нагыз Атамекен» будет представлять в законодательном органе интересы олигархата. А если точнее, то одного олигарха – Тимура Аскаровича Кулибаева.

А второй скользкий момент – положение, в котором оказывается президент. По сути, Касым-Жомарт Токаев становится «казахским Зеленским» и будет вынужден постоянно оглядываться на «Кулибаева-Коломойского». Такой расклад для Токаева выглядит ничуть не привлекательнее сегодняшнего- «Акорда – Библиотека».

Впрочем, даже если допустить, что версия о существовании партийного проекта «Атамекен-2» ошибочна, и Кулибаев заходил к Токаеву просто поделиться мыслями об экономике, их заинтересованность друг в друге очевидна: первому позарез нужна политическая легитимность (которой он рискует лишиться после окончательного ухода Назарбаева), а второму… второму, как ни странно необходимо то же самое (причем, по той же причине).

P.S. На следщующий  день после аудиенции у президента Тимур Кулибаев выступил на очередном съезде НПП Атамекен. От этого выступления ожидали сенсации: якобы глава Нацпалаты должен объявить о своем уходе с поста председателя ее президиума и о преобразовании «Атамекена» в политическую партию.

Однако, любителей «горячего» ждало разочарование: разговор на съезде шел исключительно об экономике (ссылка). Означает ли это, что Тимур Аскарович и Касым-Жомарт Кемелевич не смогли договориться об условиях политического партнерства или президент сделал олигарху такое предложение, от которого тот не смог отказаться? Или такое предложение сделали самому президенту?

В пользу последнего  предположения свидетельствует тот факт, что несколькими днями раньше  Халык банк купил облигации, компании ASTANA LRT на 400 миллионов долларов. Если вспомнить резко критическое отношение президента к этому скандальному проекту и сделанное им сквозь зубы признание необходимости достроить LRT, то, похоже, теперь для Касым-Жомарта Токаева  от Тимура Кулибаева зависит нечто гораздо большее, чем успешное окончание строительства пресловутой линии ЛРТ.   

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.