Почему «наследному президенту» Токаеву стоит пожертвовать партией Назарбаева
Поддержать

Почему «наследному президенту» Токаеву стоит пожертвовать партией Назарбаева

Почему в Казахстане смотрят российские блокбастеры, читают московскую прессу и заходят на ресурсы Рунета?

Вопрос тем более интересный, что бюджет нашей страны ежегодно выделяет совсем не маленькие деньги на так называемые «госзадания» для государственных СМИ и «госзаказ» — для частных.

О вредности последнего для независимой журналистики давно твердят поборники свободы слова, в которую, впрочем, в Казахстане почти никто уже не верит, хотя некоторые о ней еще помнят. Независимых медиа в сегодняшнем Казахстане осталось всего ничего, при том, что негосударственных – пруд пруди. И в этом нет ничего удивительного: тотальное безденежье большинства частных СМИ толкает их на «спасительную» иглу госзаказа.

Оппозиционер и журналист Сергей Дуванов не скрывает раздражения: именно госзаказ, уверен он, «убил» в стране аналитическую журналистику. А к госСМИ, сидящим на госзадании, доверия у читателей/зрителей нет и подавно. Поэтому, делает вывод Дуванов, Казахстан проигрывает в информационной войне с Россией: наши люди смотрят и читают почти исключительно российское и попадают в заложники соседской идеологии. «Результаты налицо: каждый второй в стране видит в президенте России Владимире Путине спасителя человечества от американской гегемонии и от нравственного вырождения, которое грозит нам из деградирующей Европы» — делает он неутешительный вывод.

Все это так. Но вот вопрос: почему казахстанский обыватель плюется от государственного «Хабара» и тут же, щелкнув кнопкой на пульте, «хавает» пропагандистскую «Россию-24»? Сделано профессиональней? Не намного. Картинка ярче и качественней? Тоже не всегда. Так в чем прикол? Может быть, в щедрости бюджетных вливаний?

Тут нам с матушкой Россией тягаться сложно — в абсолютном выражении. Но давайте, как говорится, делать скидку на масштаб…

Вот на днях политолог Данияр Ашимбаев вывесил в ФБ список получателей госзаданий, измененный совсем недавно — 28 октября. Кого тут только нет: от хореографической академии до геологического главка, от Назарбаев университета до Национального центра особо опасных инфекций… Нет только одного – логики.

В самом деле, почему агентству «Хабар» положено без малого 16,5 млрд.тенге, а тому же центру опасных инфекций в десять раз меньше? Противоядие «Хабару» народ давно нашел – кто в интернете, кто в ВГТРК. Ну и бросили бы эти деньги на борьбу с классической заразой!

А зачем сидит на бюджете гостелерадиокорпорация «Казахстан» с ее 21 с хорошим хвостиком миллиардов тенге, чьи сюжеты словно извлечены из архивов 50-летней давности? Такие деньжищи совсем не помешают Сейсмологической опытно-методической экспедиции с ее жалкими 409 миллионами. Зачем подносить снаряды бойцам, давно проигравшим сражение? Причем, в проигравших все эти госмедиа о казались вовсе не по причине их «бездарности», а из-за элементарной развращенности легкими деньгами госзаказов/заданий.  На этом пути мы сегодня, кажется, впереди планеты всей, не считая разве что Туркменистана с Северной Кореей.

Но любой опытный журналист не даст соврать: глянцевая полуправда плохо продается – тем более, за государственные деньги. В России это уже начали понимать и перенесли центр идеологической тяжести с новостей на …блокбастеры. «Ознакомившись с пособием «Блокбастер для чайников» и покопавшись в закромах собственного наследия, россияне выработали кино, которое должно привлечь молодежь.
Доминируют три тенденции: фэнтези, научная фантастика космической тематики и историческое кино о гордых русских воинах. Этот инструмент мягкой силы делает упор на патриотических ценностях, позитивном отношении и ностальгии, что в итоге формирует образ довольно безвкусного и консервативного кино» — пишет французская журналистка Ава Мержи (Ava Mergy). В Казахстане пока худо-бедно научились снимать исторические байопики, но они, как правило, трудно усваиваются широкой публикой.

Так может быть и нам стоит прекратить раздавать деньги полумертвым медиа-структурам и начать точечно финансировать проекты, которые хотя бы по формату соответствуют запросам аудитории? Почему бы, например, не запустить на том же «Хабаре» «ментовские» сериалы по аналогии с теми, что уже много лет идут по российскому НТВ? Такое кино – пусть даже оно и вторично – вполне пригодно в качестве «инструмента мягкой силы», формирующего патриотические ценности. Вторичность со временем перестанет бросаться в глаза, если за дело возьмутся профессионалы.

Правда, в последнее время стало хорошим тоном говорить о непрофессионализме медийщиков как чуть ли не главной причине поражения в войне за информационную независимость: мол, была раньше свободная пресса, независимые телеканалы, радиостанции, где работали самостоятельно мыслящие журналисты. А теперь остались одни конъюнктурщики, готовые писать о чем угодно и как угодно за государственные деньги. Это правда, но далеко не вся.

Корень проблемы в отсутствии на казахстанском информационном поле даже не здоровой конкуренции, а конкуренции как таковой. В стране не осталось (или почти не осталось) газет, дающих читателю точку зрения, альтернативную официальной. Выпуски новостей на телеканалах повторяют друг друга с незначительными вариациями, как, впрочем, и  новостные интернет-порталы.

И потребители информации закономерно уходят в соцсети: там нет госзаказа с госзаданием, зато в избытке споров и дискуссий. Либералы, консерваторы, ватники, националисты – кого здесь только нет! 

И на этом фоне попытки многомиллионными вливаниями продлить информационную агонию «монстров из прошлого» вроде «Казправды» (721 с лишним миллион госзадания) или «Егемен Казахстан» (877,5 миллиона) выглядят по меньшей мере смешно: ведь их читают почти исключительно те же, кто (или от имени кого) размещает эти госзадания – чиновники. При этом, неизвестно сколько «заданных» денег дойдет непосредственно до редакций…

Что делать? Отменить все – и заказ для частников, и задание для «государственников». Вот тогда выживут сильнейшие! Ну, а если без подпитки из казны не протянет никто народ этого даже не заметит: те, кто сидит в соцсетях, узнают новости раньше газет и телевизора, а те, кто в офлайне, будут привычно смотреть российское ТВ — благо, разговоры о его «запрете», популярные в определенных кругах лет десять назад, так разговорами и остались.

Но это еще не все. Эффективность российской государственной пропаганды в том, что в ней есть идеологическое зерно: вокруг одни враги, поэтому, мы, русские, должны доказать всему миру, что мы выстоим, прорвемся. Этот меседж находит отклик в сердцах россиян, как и всех, кто застал СССР. А что вещают наши медиа? Они показывают картину мира, которая абсолютно не соответствует той, которую мы видим в реальности.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.