Айдос Сарым: Законы в парламент теперь будут носить имя их разработчика
Поддержать

Айдос Сарым: Законы в парламент теперь будут носить имя их разработчика

Топ-5 событий недели по версии Exclusive.kz

Глава государства  подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и  противодействия коррупции». Отныне любой министр или аким обязан подать в отставку, если его подчиненный признан виновным в коррупционном правонарушении по решению суда. Решение же об отставке либо сохранении в должности остается за  президентом.

Ранее, в конце  сентября зампред Агентства по противодействию коррупции (АПК) Олжас Бектенов заявлял, что в скором времени проект этого закона поступит в парламент. И вот спустя всего два месяца он вступает в силу.

По оценке многих наблюдателей это дает ведомству Алика Шпекбаева серьезную фору в наметившемся противостоянии с силовиками из других ведомств. С другой стороны, Касым-Жомарт Токаев получает отличную возможность «зачистить» правительство и акимовский корпус под предлогом борьбы с коррупцией, обойдя согласование с Советом безопасности, механизм которого прописан в его нашумевшем Указе № 184.

Так что, уже в ближайшее время казахстанцы, возможно, станут свидетелями не просто «хлопушек» в исполнении борцов с коррупцией, но и последующих громких кадровых решений. В свою очередь, это станет сигналом элитам, представителями которых являются (в большинстве своем) члены правительства и акимы: второй президент «идет на войну».

По сути, это  первая  серьезная заявка Токаева на «полнокровное» президентство. Более того, ее успешная реализация позволит считать процесс транзита власти завершенным. Если же подписанный закон не будет работать против «тех, кого надо», то Токаев останется в одиночестве перед сплотившимися ради сохранения своих позиций элитариями. Предсказать последствия такого сценария сейчас трудно, но они определенно будут катастрофическими для нынешней власти и в целом для страны.

«Черная метка» для Байбека?

Практически одновременно с новостью  об антикоррупционном законе стало известно: пинкертоны из АПК заинтересовались ситуацией вокруг самой  скандальной алматинской стройки – горнолыжного курорта «Кок Жайляу». Как сообщил в четверг эксперт антикоррупционного ведомства Нурбек Набиев, там решили проверить законность расходования средств на «наш ответ Куршевелю».

Причем, по словам эксперта, поводом для проверки стали публикации одного из алматинских журналистов, утверждавшего, в частности, что за 5 лет с 2014 по 2019 год – на прокладку электро- и газовых сетей и строительство канализационного коллектора из бюджета выделяли сначала 19. А потом еще 13 млн. долларов, но ничего не построили и не проложили.

По словам Набиева, если проверка подтвердит эти и другие факты – быть уголовному делу.

Тут самое время вспомнить: одним из конечных бенефициаров «стройки века», начавшейся еще при Ахметжане Есимове, называли его преемника в должности акима Алматы Бауыржана Байбека. А об особо «теплых» отношениях последнего с нынешним главой государства судачат на каждом околовластном углу.

Мало вероятно, что сын одноклассника Елбасы и его заместитель по партии попадет под уголовную «раздачу. А вот в том, что борцы с коррупцией будут землю рыть, но нароют косвенно (а возможно не только косвенно) дискредитирующие Байбека сведений, сомневаться не приходится. Ведь на сегодняшний день, как свидетельствуют наши осведомленные источники, глава АПК Алик Шпекбаев – едва ли не единственный высокопоставленный силовик, стопроцентно лояльный Акорде, а не Библиотеке.

Словом, «курортное дело» (если антикоровцы сумеют его возбудить) обещает нам много интересного. 

Дорогой бензин как следствие дешевого популизма

На этой неделе вновь разгорелись страсти вокруг топливных акцизов. Директор департамента таможенной и налоговой политики Министерства национальной экономики Азамат Амрин рассказал, почему с 1 января может подорожать «овес» для наших железных коней, а следом за ним – все жизненно необходимое.

По его словам, поступления в казну от существенно выросшей ставки акцизного налога пойдут на социальные обязательства государства увеличение зарплат госслужащим, расширение рядов получателей адресной социальной помощи (АСП). Наша дорогая власть весь этот выборный год обещала одним из нас лучшую жизнь, лишая всех остальных жизни хорошей. А иначе и быть не может – тот же г-н Амрин не даст соврать! «Основной принцип налогообложения состоит в том, что налоги должны соответствовать уровню и размеру услуг, предоставляемых государством»- заявил чиновник, поспешив подсластить пилюлю: «На сегодняшний день акциз на бензин составляет 8 тенге, цена бензина – 150 тенге. Мы увеличиваем ставку акциза с 10 500 тенге до 24 435 тенге, в цене за литр увеличение будет на 10 тенге. То есть акциз увеличится с 8 до 18 тенге. Таким образом, цена топлива вырастет примерно на 6% — с 150 до 160 тенге за литр».

Правда, под конец своего спича г-н Амрин опять «поменял показания»: «небольшого мультипликативного эффекта» все же не избежать, но это всего 0,35% — сущий пустяк! 

А под занавес выдал совсем уже замысловатый пассаж о том, что «акциз это не единственная составляющая стоимости топлива. На рынке есть спрос и предложение. На мой взгляд, цена напрямую на 10 тенге увеличиваться не будет».

 В общем, по всему выходит: после новогодних праздников мы узнаем  из магазинных ценников немало интересного…

Квотный рефлекс

Хорошая новость для настоящих патриотов: Министерство труда собирается предложить правительству сократить квоту на иностранных работников.

«Мы сейчас формируем квоту на следующий год и намерены предложить правительству почти вдвое сократить эту квоту», — заявил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов. С августа под эгидой генпрокуратуры инспекция труда провела проверки 95 предприятий, где привлекают более 30 иностранных специалистов. К сожалению, на этих предприятиях выявлено 930 фактов нарушения трудового и миграционного законодательства. При этом на 25 предприятиях установлено 474 фактов диспропорции по оплате и условиям труда. Соответственно, были применены меры к руководителям этих предприятий: выданы предписания, наложены штрафы (около 400 на 92 млн тенге), 681 разрешение, которое им было выдано, чтобы работать в Казахстане, отозваны, и 393 иностранных работника были выдворены из страны», — сыпал цифрами  министр.

Нурмыбетов подчеркнул, что его ведомство занимает жёсткую позицию: «Если компания, которая привлекает иностранную рабочую силу, систематически допускает несоблюдение законодательства страны, то нужно его ужесточать». Соответствующий законопроект, по его словам, уже разработан и внесён на рассмотрение парламента.

Что ж, все это, конечно, замечательно. Но ведь не секрет: экспаты чаще всего выполняют работу, на которую у местных не хватает знаний, квалификации. Иностранцы говорят об этом прямо, наши признают сквозь зубы. Где гарантия, что завтра не вспыхнут новые протесты или –того хуже! –инвесторы не выкатят президенту Токаеву претензии: мол, с туземным контингентом работать отказываемся? Подобные упрек, кстати, регулярно звучали на заседаниях совета иностранных инвесторов при первом  президенте.

Так ведь недолго потерять самое дорогое — благоприятный инвестиционный климат…

Вода для своих

А тем временем в верхней палате парламента лили слезы по воде. После выступления депутата  Кайрата Кожамжарова стало как-то не по себе: выяснилось, что 51  процент казахстанских сел не имеют доступа к питьевой воде при том, что только за  последние восемь лет – с 2011 года на водоснабжение и водоотведение в сельской местности из бюджета выделено 589 млрд. тенге. В результате сегодня вода остается предметом роскоши для двух с половиной миллиона соотечественников.

Что же делать? Писать очередную госпрограмму вдогонку «успешно» проваленным в свое время  двум ей подобным — «Ақ бұлақ» и «Питьевая вода» с бюджетом 1,2 триллиона тенге? Но кто-кто, а уж Кайрат Пернешович по своей прежней работе хорошо знает: кончится это чем угодно – новыми уголовными делами и посадками, скандальными публикациями и пламенными речами в парламенте – только не тем, ради чего затевалось.

Выход предложила спикер сената Дарига Назарбаева — создать новый госорган, отвечающий только за воду и …разработать под него «государственную программу по сохранению водных ресурсов республики. Куда все эти предложения, рекомендации, наблюдения ученых войдут и найдут свое отражение. И эту государственную программу нужно начинать разрабатывать немедленно, тогда будет системный подход». Если эта прорывная идея будет реализована, то страна получит еще один бюрократический бастион с многочисленным центральным аппаратом и областными филиалами, а жители «обезвоженной» глубинки  так и не дождутся живительной влаги.

Зато Дарига Нурсултановна, посадив во главе «уполномоченного органа по водной безопасности» своего человека, получит контроль над стратегически важным ресурсом.

Не факт, что такая перспектива может улыбнуться президенту.

Вместо P.S.

В объявленном Exclusivе.kz голосовании за персональный состав будущего парламента новый лидер. Это Загипа Балиева, оказавшаяся в центре не прекращающегося скандала в соцсетях. Именно она активно оппонирует детскому омбудсмену Аружан Саин и строительному магнату Айдыну Рахимбаеву, предложившим заменить традиционные детские дома на так называемые дома мамы. Сторонники этой идеи утверждают: их поддерживают в бизнес-кругах и даже в правительстве.

А  вот  большинство наших читателей (2202 человека)  желают видеть Загипу Яхяновну в новом депутатском корпусе. Правда, противников экс-уполномоченного по делам ребенка тоже немало (921).

Зато в другом нашем голосовании за лучшего акима области бессменно лидирует рулевой Атырауского региона Нурлан Ногаев (267 голосов «за»). Здесь активность «избирателей далеко не столь впечатляющая: видимо, мало кто верит в то, что акимов мы когда-нибудь сможем выбирать…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.