Строительство интегрированного газохимического комплекса продолжается
Поддержать

Строительство интегрированного газохимического комплекса продолжается

В то время, как весь мир серьезно озабочен невиданным со времен Великой депрессии экономическим кризисом, чем в это самое время занят наш Парламент? Какие законы он рассматривает в эти дни когда «день год кормит»? Судя по повестке заседаний, депутаты обитают не в стране. Введение в стране режима ЧП и грозящий экономике крах никак не изменили планы их работы. 

МВФ, воздерживаясь от прогноза сроков и объемов падения и восстановления экономик стран, допускает самые пессимистические сценарии. Настойчиво звучат призывы экспертных сообществ к правительствам стран предпринимать самые решительные действия для минимизации последствий пандемии.

Для нашей страны коронавирус – только одна из проблем, которая усугубляет и обнажает общее плачевное состояние дел. Наряду с уже знакомым нам ипотечным кризисом стране грозит долговой кризис, который во многом — следствие неповоротливости государственной машины, всепроникающая коррупция, тотальная депрофессионализация, безответственность чрезмерно разросшегося аппарата чиновников. Ко всем годами нерешенным проблемам каждый день добавляются новые.

Всемирный банк прогнозирует снижение спроса на сырье, значительное сокращение инвестиций и падение уровня потребительских расходов населения. Это все – новые реалии для нашей экономики, в условиях которых надо не только научиться жить, но и умудриться использовать для развития других направлений экономической деятельности и наполнения бюджета.

Все это требует пересмотра механизмов формирования бюджета, срочной ревизии законодательной базы на предмет избавления от всего, тормозящего процессы, и принятия новых правовых норм с учетом вызовов времени и актуальных требований сложившейся ситуации.

Даже те страны, которые далеки от системных проблем, свойственных нашей экономике, предпринимают меры по предоставлению значительной финансовой поддержки физическим лицам и бизнесу, отказу от возврата задолженностей, по введению налогов на сверхприбыли, снижению налогов для бизнеса, а также предлагают очень выгодные условия кредитования.

Кроме того, под давлением угроз, обусловленных пандемией, парламенты многих стран приняли решение о досрочном освобождении некоторых категорий заключенных (тех, у кого истекает срок лишения свободы или кто отсидел 75 % срока, у кого имеются проблемы со здоровьем, кто не представляет угрозы для общества, больных, людей преклонного возраста и т.д.). Это, помимо уменьшения для заключенных риска заразиться и умереть от коронавируса, позволит создать условия карантина тем, кто остается в тюрьмах.

Вместе с тем в спешном порядке пересматриваются бюджеты, стратегические концепции, международные контракты с учетом нынешней и прогнозируемой будущей ситуацией. И в этом принимают участие сильнейшие аналитики, специалисты по стратегии и кризис-менеджеры.

Именно это и называется «беспрецедентными мерами».

Чем в это самое время занят наш Парламент? Какие законы он рассматривает в эти дни когда «день год кормит»? Законы «О митингах», «О ветеранах», поправки по вопросам сокращения количества операторов жилищных программ, по вопросам запретных зон и районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил.

Приятие Мажилисом проекта закона «О митингах» без обсуждения широкой общественностью его окончательной редакции уже вызвало шквал критики, вовсе не способствующий единству и взаимной поддержке в столь непростое время. Необъяснимая спешка его принятия в условиях ЧП не добавляет доверия Парламенту, отказавшегося от предоставления проекта закона международной экспертизе. Этот факт говорит об уязвимости, возможно, карательной направленности закона и, к сожаленью, априори делает его яблоком раздора.

А на очереди — законы «О политических партиях» и «О выборах»! «И сегодня депутаты взяли в работу новые законопроекты, поступившие в Мажилис. В их числе проект Конституционного закона «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», проект законодательных поправок в Закон «О политических партиях». Среди новых также ратификационный законопроект – Соглашение о судоходстве» — сообщается на сайте Мажилиса Парламаента РК 8.04.2020 г. (http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/news-details/id47836/1/1).

Какая необходимость рассматривать эти резонансные законы в условиях ЧП и вынужденного карантина, когда общественность не имеет возможности принять участие в их обсуждении? Насколько это важно на ближайшие 2-3 месяца и, главное, способно ли спасти экономику от краха? В этом же ряду — скандальный Кодекс «О здоровье», который требует кардинального пересмотра в связи с обнажившимся плачевным состоянием системы здравоохранения.

Не становятся ли депутаты путами на наших ногах? В то время, когда весь мир устремился в гонку за завтрашним днем, наш Парламент застрял во вчерашнем.

Судя по повестке заседаний, депутаты обитают не в стране. Введение в стране режима ЧП и грозящий экономике крах никак не изменили планы их работы.

Как и вся страна, Парламент должен работать в условиях форс-мажора. Пересмотреть планы, составить перечень архиважных и срочных законов. И начать следует с самого широкого обсуждения законов с реальным сектором, с практиками и аналитиками. Время дорого. Сейчас в первую очередь должны быть оптимизированы те законы, что гарантируют выход из кризиса, более того, станут основой для динамичного развития страны в ближайшие годы. Нельзя допустить банкротства казахстанского бизнеса, 40-50-ти % которого именно это и угрожает. Если это случится, мы окажемся в ситуации затяжного кризиса 1990-х годов.

Повышение стоимости нефти не имеет для нас принципиального значения на фоне резкого сокращения объемов ее добычи. Рассчитывать на открытие границ и возобновление экспорта потребительских товаров означает продолжать затягивать удавку на шее отечественной экономики и поддерживать производителей других стран. И потому вопросы реального импортозамещения, поддержка отечественного бизнеса на условиях, которые предлагались зарубежным инвесторам, пересмотр системы тендеров, условия ЕАЭС, сокращение армии чиновников, оптимизация нацкомпаний, вопрос целесообразности квазигоссектора, который выполняет функции министерств и т.д., и т.п. выходят на первый план. Бизнес-сообщество уже предлагает пакеты аргументированных предложений, которые следует поддержать. Экономику спасать будет бизнес, — не чиновники.

Настало время ревизии международных договоров, заключенный в «тучные» годы. Каждый из них должен быть пересмотрен с точки зрения конкретных выгод для бизнеса и граждан страны. Время партнерства ради партнерства прошло. Значение имеет только выражаемая в конкретных цифрах выгода. Цель может быть только прагматичная, меркантильная — стимулирование национальной экономики и защита национальных интересов.

Необходимы парламентские расследования по расходам всех прошлых госпрограмм. В их провале есть немалая вина Парламента, призванного контролировать реализацию бюджетных программ.

Помимо исправления перекосов собственной экономической политики, основанной на непотизме и коррупции, следует исключить всякую возможность встраивания череды посредников и минимизировать зависимость бизнеса от чиновников. В бездействии любой госструктуры можно видеть лишь одну причину – стремление сохранить олигархическую экономику и коррупционно-клановую систему принятия решений.

Давайте уже реализуем много раз упомянутые «беспрецедентные меры»!

Семей покупает юрты на 64 млн тенге, потому что были запланированы юбилейные мероприятия; Алматы собирается менять таблички с названиями улиц (на 60 млн тенге), потому вчера это было в планах; Парламент рассматривает не самые актуальные на сегодня вопросы, не будучи способным мобильно реагировать на вызовы времени и на ходу менять коней. Призывы к единству и мобилизации следует адресовать не народу и бизнесу, которые уже пытаются выживать в форс-мажорной ситуации, а чиновникам и депутатам, живущим вчерашним днем и позавчерашними планами.

В то время, когда мир вступает в новую эпоху, предпринимая решительные шаги по преобразованию экономической, социальной политики, оптимизации международных контрактов, Казахстан рискует по-прежнему оставаться в прошлом веке.

Сейчас мы имеем реальный шанс в экстремальных условиях и в сжатые сроки избавиться от всего того, что тормозит развитие страны. И свой вклад в этот процесс обязан внести Парламент.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.