Фактор Украины. Часть 1
Поддержать

Фактор Украины. Часть 1

Драматическое развитие ситуации в Украине вызвало в Казахстане «эффект бумеранга»,  как в сфере политики, так и в экономике. Эта тема стала одной из главных в дискуссиях на XI ежегодной Международной конференции по риск-менеджменту, завершившейся на днях в Алматы. Среди алармистских настроений, которые на конференции господствовали, эксперты мучительно пытались отыскать путь к надежде…

1. Информационная безопасность

Именно украинские события спровоцировали в Казахстане три вида дискуссии.  Первая дискуссия, с участием экспертов и медийщиков, была по поводу информационной безопасности страны. Украинский катаклизм хорошо показал, как быстро казахстанцы становятся жертвами чужой информационной войны, при слабости казахстанских медийных игроков. Раскол казахстанского общества вокруг ситуации в Украине, был индикатором серьезного влияния российских СМИ на формирование общественного мнения внутри Казахстана. Такого, кстати, не было во время грузинско-российского конфликта 2008 года. Отто фон Бисмарк говорил, что: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов».

И казахстанцы были втянуты в чужую информационную войну, где трудно было отличить правду или полуправду от дезинформации и лжи.

Сейчас на информационном пространстве Казахстана доминируют три основных игрока: Россия, социальные сети (российские и западные), а также слухократия. И все это является доказательством того, что Казахстан уже давно потребляет чужой контент, а вместе с ним и чужую идеологию. Но в том же законе РК «О национальной безопасности Республики Казахстан», в статье 23, черным по белому написано о недопущении информационной зависимости Казахстана, и о предотвращении информационной экспансии и блокады со стороны других государств, организаций и отдельных лиц. 

2. Кто следующий?

Вторая дискуссия возникла по поводу возможности реализации украинского сценария в самом Казахстане, где стали звучать предостережения по поводу того, что события в Украине являются тревожным знаком и для нашей республики, где могут возникнуть свои сепаратистские настроения. Формально, казахстанские власти отрицают такую возможность. Но интересно то, что в прошлом году, Уголовный Кодекс страны, все-таки был дополнен новыми нормами об уголовной ответственности за сепаратизм, в том числе и за ненасильственный сепаратизм. Кроме этого, была реанимирована и модернизирована государственная программа «Нұрлы көш» для рационального расселения и содействия в обустройстве этнических казахов, которые решили вернуться в Казахстан из других стран. При этом приоритет в государственной поддержке отдается тем переселенцам, которые селятся не в южных регионах страны, а в других областях республики, в том числе северных.

3. Гибкость дипломатического позвоночника

Третья дискуссия была вокруг вопроса о том, как Казахстану сочетать свою традиционную многовекторную политику, которая в течение долгого времени создавала определенный баланс геополитических сил, с тесными интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза. Тем более что на наших глазах создаются очень опасные модели разрешения конфликтных ситуаций. Речь, в первую очередь, идет о поддержке сепаратистских настроений в других государствах.

Основная наша проблема в том, что с точки зрения глобальной конкуренции, ни в военном, ни в экономическом плане Казахстан не относится к сильным игрокам.

Именно поэтому с самого начала,  руководство страны сделало ставку на гарантии международных договоров и на нашем участии в многочисленных региональных объединениях. То есть национальная безопасность Казахстана зависит не только от вооруженных сил, а от многочисленных международных соглашений, к которым, кстати, относился все тот же Будапештский договор, который дал трещины в Украине.

К тому же, события в Украине и действия России поделили постсоветское пространство на три группы государств:

Первая группа состояла из тех стран, которые негативно восприняли российскую силовую акцию. К ним относятся – Грузия, Молдова и Азербайджан. Все эти страны объединяет то, что они имеют собственные проблемы с сепаратистскими территориями: Приднестровье в Молдове, Южная Осетия и Абхазия в Грузии, а также Нагорный Карабах в Азербайджане.

Во вторую группу вошли те страны, которые заняли нейтральную позицию в этом конфликте, но при этом стали воспринимать Россию более настороженно. Речь идет об Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане.

В третью группу вошли государства, которые являются партнерами России по ЕАЭС.

В любом случае, все это говорит о том, что передел влияния на постсоветском пространстве, переходит в более активную фазу. И сейчас этот передел идет с участием четырех стран: России, Турции, Китая и США. Первые два государства пытаются закрепить за собой статус субрегиональных держав. События в Украине, расширение ЕАЭС, а также увеличение активности Китая, судя по всему, заставили Вашингтон забеспокоиться по поводу ослабления своих позиций на постсоветском пространстве. При этом насколько можно понять, внутри американского политического истеблишмента нет единства по поводу вопроса о том, кто для США представляет наибольшую угрозу в этой зоне геополитических интересов: Россия или Китай. По крайней мере, бывший спикер палаты представителей конгресса США Ньют Гингрич на Евразийском медиа форуме в Астане заявил, что потенциальная агрессия Китая для США сегодня более неприятна, чем агрессия России. Что касается Китая, то он не скрывает амбиций получить статус не только военной, но и финансово-экономической сверхдержавы в ближайшей перспективе. При этом уже сейчас в экономическом плане Пекин фактически превращается в главного игрока на всем постсоветском пространстве, активно лоббируя свой проект «Экономический пояс Шелковый путь».

В целом, пример Украины очень хорошо говорит о том, что если страна ослаблена изнутри, то риск того, что она превратится в яблоко раздора между крупными геополитическими игроками, значительно увеличивается.

Если внутри государства существует два вида сепаратизма: сепаратизм власти от народа и «идейный сепаратизм», когда общество настолько расколото и фрагментировано, что напоминает детонатор, который легко взорвать, то такое государство становится игрушкой в руках других геополитических игроков. А эти игроки при желании могут разыграть любую политическую карту, национальную или религиозную. Нужно хорошо понимать, что в современном мире мало кто хочет видеть Казахстан сильным и конкурентоспособным государством. Для одних мы нужны как сателлиты, для других как источник сырья. Это жесткие законы глобальной конкуренции. Но с нами будут только тогда считаться, когда мы будем сильны изнутри — политически, экономически, идеологически.

Интересно то, что даже досрочные президентские выборы в Казахстане имеют косвенное отношение к событиям в Украине, которые, вызвали негативный мультипликативный эффект в казахстанской экономике, где большие проблемы создает не только плохая экономическая ситуация в России, но также падение цен на нефть, новая остановка в разработке месторождения Кашаган и замедление темпов экономического развития в Китае. То есть события в Украине не нанесли по казахстанской финансово-экономической системе прямого удара, так как товарооборот Казахстана с Украиной, по официальным данным, составляет около $4 млрд. долларов. Но и он упал на треть. Удар был нанесен косвенный, через Россию, которая ввязалась в войну санкций, что, в сочетании с падением цен на нефть, имело негативный эффект для торговых партнеров России, к числу которых относится и Казахстан.

Следует отметить, что в Астане еще в прошлом году стали все больше выражать озабоченность поводу возможных негативных экономических последствий для Казахстана в связи с войной санкций между Россией и Западом из-за событий в Украине. Например, в сентябре 2014 года на встрече президента Казахстана и премьер-министра страны Карима Масимова, глава государства дал задание правительству разработать сценарии, рассчитанные на различные направления развития мировых рынков и возможные кризисные явления, в том числе, в связи с санкциями против России.  Уже в декабре прошлого года, в правительстве Казахстана была создана рабочая группа по предотвращению негативного влияния ситуации в Российской Федерации на казахстанскую экономику. В эту группу вошли представители всех министерств экономического блока правительства, а также представители Национального банка РК для обеспечения стабильности макроэкономической политики в стране. Председатель Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов заявлял, что введение экономических санкций в отношении России  тревожит казахстанские власти, так как существует 36% российского импорта в Казахстан, а из республики в Россию идет 7% казахстанского экспорта.

В декабре 2014 года, в Совместном Заявлении Правительства и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2015 год, основной акцент делался на ухудшении внешних факторов для развития экономики Казахстана. В частности, упоминалось общее замедление экономического роста в мире и рост геополитической нестабильности в связи с событиями вокруг Украины, которые спровоцировали войну санкций, которая привела к падению темпов роста в России и к дестабилизации макроэкономической ситуации.

В целом, руководство Казахстана обеспокоено многочисленными пессимистическими прогнозами по поводу ситуации в российской экономике в 2015 году. Тем более, что тесная привязка Казахстана к российской экономике в рамках Евразийского экономического союза уже создала эффект бумеранга. Например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пересмотрел свой прогноз по росту ВВП Казахстана в 2015 году,  снизив его до 1,5%.

По мнению представителей ЕБРР, на замедление роста экономики Казахстана влияет падение цен на нефть, изменение условий торговли с традиционными партнерами (Россия, Китай, Европа), а также последствия украино-российского кризиса, которые негативно сказываются на настроениях инвесторов.

В то же самое время, интересно отметить, что представители разных казахстанских государственных органов власти делают акцент на разные финансово-экономические риски для экономики Казахстана в случае, если война санкций между Россией и Западом затянется или увеличатся ее масштабы.

Финансово-экономические риски

 1. Падение спроса на казахстанское сырье со стороны российских промышленных предприятий

Довольно часто, именно этот риск озвучивался в выступлениях президента Казахстана, начиная с сентября прошлого года. В частности, в одном из интервью государственному телеканалу «Хабар» Н.Назарбаев отметил, санкции Запада касаются многих секторов экономики соседнего государства. Возможно, некоторые российские заводы не смогут работать в полную силу. А это значит, они не смогут покупать казахстанское сырье в таком объеме, в каком покупали раньше.

Министр финансов Казахстана Бахыт Султанов также недавно сделал акцент на том, что российский кризис несет большие риски снижения спроса на отечественную продукцию. В результате, сокращается экспорт определенных казахстанских товаров.

Директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец на V Съезда работников горно-металлургической промышленности заявил о том, что горнорудные компании Казахстана из-за падения спроса со стороны России и Китая активно ищут новые рынки сбыта. Например, объем экспорта казахстанской стальной продукции в Россию снизился в первой половине 2014 года на 16%. Экспорт алюминия — на 26%, экспорт меди в Россию – сократился на 93%.

2. Падение курса рубля

В середине января 2015 года, руководство Национальной палаты предпринимателей Казахстана (НППК) призвало защитить казахстанский бизнес в связи  с обвалом российского рубля. По мнению НППК, обвал рубля ставит в неравные конкурентные условия казахстанских товаропроизводителей, особенно в приграничных с Россией регионах. Вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау также заявил о том, что российские производители демпингуют, пользуясь разной курсовой стоимостью рубля и тенге в северных регионах Казахстана.

В свою очередь, министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков считает, что девальвация рубля может поставить под угрозу экспорт казахстанской говядины в Россию, так как казахстанским фермерам стало невыгодно продавать мясо по новому российскому курсу рубля. 

Начиная с 2015 года, птицеводы страны также испытывают затруднения с реализацией мяса птицы и яйца в связи с тем, что из-за падения российского рубля в казахстанских магазинах появилась птицеводческая продукция по довольно низким ценам. Казахстанские угольные компании Экибастуза также несут потери по рублевым контрактам из-за падения курса российского рубля.

По данным Национального банка РК, более 18% предприятий Казахстана испытывают негативное влияние от падения рубля. Хотя эта цифра может быть гораздо выше.

В результаты опроса, проведенного Национальной палатой предпринимателей РК в 342 предприятиях из разных регионов страны в различных сегментах казахстанской экономики от машиностроительной до строительной, около 50% предпринимателей в Казахстане отмечают ухудшение условий кредитования. 30% бизнес структур значительно сократили или прекратили экспорт своей продукции. В то же самое время, 7% предприятий вынужденно отправили сотрудников в неоплаченные отпуска в результате девальвации рубля.

В этой связи, в Казахстане предложили ввести точечное субсидирование предприятий обрабатывающего сектора, прежде всего занятых в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, чьи товары реально конкурировали с российским импортом, а также установить временные импортные ограничения, в том числе посредством восстановления таможенного контроля с Россией. Ссылка идет на статью 29 Договора о ЕАЭС, где, на основании обеспечения экономической безопасности, указанном в пункте 6 статьи 29 Договора о ЕАЭС, оборот отдельных категорий товаров может быть ограничен. Таким образом, звучат предложения ввести торговые ограничения в отношении тех товарных групп, по которым наблюдается экономический ущерб для отечественных предприятий. Это могут быть ограничения ввоза (квоты), запрет на импорт, лицензирование импорта. НППК РК считает, что данные меры могут быть применены в обрабатывающей индустрии, машиностроении, пищевой промышленности и т.д.

Бывший председатель Национального банка Казахстана Григорий Марченко считает, что текущее ослабление рубля вызвано, прежде всего, санкциями и реакцией на эти санкции. В свою очередь, снижение курса рубля будет продолжать оказывать давление на тенге, так как Казахстан имеет очень высокий товарооборот с Россией при открытых границах.

В свою очередь, председатель Национального Банка РК Кайрат Келимбетов уже заявил о том, что курс тенге будет стабильным. По его мнению, Национальный банк намерен не допустить резких колебаний обменного курса в текущем году, так как в 2014 году был создан значительный запас прочности казахстанской экономики. Золотовалютные резервы страны достигли $102 миллиардов долларов, в том числе Национальный фонд вырос до $73 миллиардов долларов.

В то же самое время, К.Келимбетов признал, что  «…на данный вопрос влияют два фактора: фактор цены на нефть и фактор обменного курса рубля к американской валюте…». При этом, по мнению председателя Национального Банка РК, более серьезным риском для страны является не ситуация с российским рублем, а падение цен на нефть. 

Национальный банк РК может плавно девальвировать тенге при снижении среднегодовой цены на нефть ниже $50 долларов за баррель.

Хотя, в президентском окружении, еще с конца прошлого года, также возник вопрос о том, что следует провести раньше: девальвацию национальной валюты или же досрочные выборы. Но, если бы власть приняла решение снова провести одномоментную девальвацию тенге, как это было в феврале 2014 года, то тогда президентские выборы пришлось бы проводить в 2016 году, так как резкое падение курса национальной валюты снова серьезно ударила бы по экономическому положению большинства населения. А это, в свою очередь, вызвало бы очередной рост критики и недовольства властью. Судя по всему, политические интересы были поставлены выше экономических, и власть решила сделать ставку на плавную девальвацию тенге в течение годы. Об этом также было заявлено на расширенном заседании правительства 11 февраля 2015 года с участием президента. Таким образом, можно предположить, что еще одной причиной проведения досрочных президентских выборов является желание властей провести непопулярные экономические меры после самих выборов.

3. Банковская система

В отчете «Банки СНГ и Грузии: прогноз на 2015 год» от международного рейтингового агентства «Fitch Ratings» говорится о том, что банки стран СНГ столкнутся со сложностями. Данный прогноз определяется геополитическими факторами и ценами на нефть. Что касается российских банков, то сейчас в Казахстане функционируют такие игроки как: «Банк Хоум Кредит», «Альфа-Банк», «Банк ВТБ» и «Сбербанк России». Как отмечают некоторые эксперты, вполне возможно, что ухудшение ситуации с фондированием для дочерних российских банков (как следствие понижения рейтинга России до «мусорного») заставит их быть более агрессивными в вопросе привлечения новой депозитной базы в Казахстане.

В то же самое время, некоторые казахстанские финансисты считают, что у республики есть все возможности стать «тихой гаванью» для хранения иностранных капиталов, в том числе российских. По их мнению, если будет наблюдаться продолжение оттока капитала из России, гипотетически вероятно, то часть этих денег может прийти в казахстанские банки.

 Продолжение следует…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.