Чего боится власть, ограничив наблюдение за выборами?
Поддержать

Чего боится власть, ограничив наблюдение за выборами?

Практически запретив деятельность независимых наблюдателей на предстоящих выборах, власти показали, что боятся чего-то даже в практически идеальной для себя среде. Более того, велика вероятность, что это не последние ужесточения.  Чем ответит гражданское общество? То самое, которое проснулось в прошлом году и упорно не хочет засыпать опять. Что предпринимать электорату? За кого голосовать и голосовать ли вообще в сложившейся обстановке?

Материалы по теме

Вообще, можно было понять, что все к этому шло изначально. Каждая выборная кампания в стране давала новые «сюрпризы» в виде законодательных инициатив верховной власти и незаконных действий на местах. Поэтому ничего особо удивительного и сверхнеожиданного не случилось. Однако в нынешних условиях тотального недоверия к власти, разрастающегося социально-экономического кризиса и, мягко говоря, сомнительного имиджа страны на Западе, последствия могут быть непредсказуемыми. Тем более, судя по всему, это далеко не последнее, что приготовили власти накануне выборов. Есть целый спектр действий и бездействий, приготовленных властями на этот электоральный период – как апробированных, так и новых. О некоторых таких «НАНотехнологиях» мы не так давно писали. Но сейчас поговорим конкретно о том, что приготовили против независимых наблюдателей те, кто не любит, когда за ними наблюдают.

Ряд превентивных ударов по наблюдателям, стихийно, но довольно сплоченно родившихся на фоне токаевско-косановских выборов, стал наноситься еще в прошлом году. Были задержания, аресты, подкупы, угрозы, отказы в регистрации своих организаций, срыв учредительного собрания по проведению референдума и так далее. На прошлой неделе на дюжину НПО «наехали» налоговики, предъявив совершенно абсурдные обвинения, связанные формальными уведомлениями отчетности по получению грантов. При этом, многие из этих некоммерческих организаций специализируются как раз на наблюдении за выборами, обучению наблюдателей, составлению общей картины электоральной кампании и так далее. В общем, не нужно обладать дедуктивными способностями, чтобы понять – это делается для того, чтобы выключить из процесса эти узкоспециальные энпэошки.

И вот, в пятницу, 4 декабря, ЦИК РК рождает объемное постановление с вполне мирным, но настораживающим названием: «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года». В нем речь идет о том, как на выборах (особенно, в сам день голосования) должны себя вести доверенные лица, представители СМИ и наблюдатели. Если коротко – то непонятным образом вводились ограничения для этих категорий, причем основной упор был сделан на последних из них.

В первую очередь, Берик Имашев (именно его подпись стоит под документом) заявил, что отныне в качестве наблюдателей на выборы имеют право отправлять только те организации, у которых в уставе об этом прямо прописано – раньше это могли сделать практически любые некоммерческие организации. Кроме этого, был ужесточен порядок предоставления документов и заранее отсеяны те, кто на момент выборов может находится под надзором фискальных органов (как раз упомянутые выше НПО).

Но даже если пройти этот квест, то смысл наблюдения за процессом голосования и фиксацией нарушений практически сводится на нет запретом на фото и видео фиксацию граждан, которые не давали разрешение на их съемку. То есть, надо практически каждого голосующего сначала спрашивать, не против ли он и, возможно, даже фиксировать согласие документально. Это же, судя по всему, касается членов избирательных комиссий, которые, как показывает практика, чаще всего заставались за вбросом бюллетеней и другими махинациями на местах. Заявить о выявленных нарушениях в прямом эфире вы не сможете по другой причине – ЦИК запретил видеотрансляцию с подведомственных территорий.

А это законно?

Нет, это совершенно незаконно, что ясно даже человеку, далекому от основ юриспруденции. Можно легко разбить любой довод «имашевцев», как по-пунктно, так и в целом. Но лучше просто исходить из двух основополагающих моментов. Во-первых, ссылки на другие законодательные акты (ГПК, законы о связи, об общественных объединениях, о госудерственной регистрации и так далее) беспочвенны хотя бы потому, что закон о выборах носит статус конституционного и именно он регулирует саму процедуру голосования и наблюдения за ним. Другими словами, все другие законы являются второстепенными по отношению к нему, как и к Конституции. Во-вторых, Центральная избирательная комиссия РК, несмотря на то, что ее возглавляет сват старшей дочери председателя Совбеза, не является органом, который может выпускать какие-либо нормативно-правовые акты. Более того, он не вправе даже комментировать такие акты и законы – на это у нас есть Конституционный совет РК.

Но тогда почему ЦИК вдруг стал вводить все эти ограничения? Здесь тоже все на поверхности. Власти решили максимально обезопасить себя в столь ответственный период, что даже избавившись от участи в выборах не совсем надежной ОСДП, нужно было предпринимать дополнительные меры. По замыслу властей, казахстанцы должны были совершенно охладеть к выборному процессу, не говоря об участии в нем – примерно, как в 2016 году, когда большинство наших сограждан узнало, что был избран новый состав мажилиса лишь пост-фактум. Но тут что-то пошло не так, и пришлось сначала вывести из игры «социал-демократов», а потом заняться наблюдателями.

Не является ли это признаком агонии власти? Трудно сказать, но однозначно другое — прежние рычаги воздействия на общество уже не работают, сдерживающие факторы ослабли и устарели, поэтому нужно было что-то новенькое. При этом стоит отметить, что в теории права наблюдателей по нашему законодательству было одними из лучших среди диктаторских стран постсоветского пространства. Но времени менять законы у них не было, поэтому было решено задействовать тех, кто и без того грешен – Центризбирком.

И что дальше?

Понятно и то, что эти запреты призваны были не только сократить число независимых (подчеркнем) наблюдателей, но и отпугнуть тех, кто захотел заняться этим делом 10 января. Сейчас пока трудно судить, будет ли действенной эта мера, но можно однозначно говорить, что среди электората и гражданских активистов ограничительные меры ЦИКа были встречены резким возмущением и желанием оспорить их. В связи с этим, мы попросили некоторых представителей гражданского общества ответить на короткий вопрос: «И что дальше?».

Павел Лобачев, президент ОО «ЭХО»:

– Делать нужно все то, что и раньше – соблюдать законы Республики Казахстан. Мы это делали, делаем и будем делать. Центризбирком всегда тоже придерживался этого, даже соответствующие заявления делал, что не имеет права трактовать законы, а сейчас напрямую занялся такой трактовкой. Мы же, как организация, для которой электоральный сезон – это один из главных видов деятельности, в основном работаем по закону о выборах, где четко написано, кто и при каких обстоятельствах имеет право стать наблюдателем.

Хочу отметить, что наблюдатели от тех или иных некоммерческих и общественных организаций направляют своих наблюдателей на выборы не по каким-то политическим мотивам, для поддержки какой-то партии или протестного электората, а для осуществления своих прав. Например, ассоциация инвалидов может отправить своих – чтобы их представители следили за тем, чтобы в итоге не были нарушены их права и как инвалидов, и как избирателей. То есть, ЦИК одни росчерком пера лишил их и всех других такой возможности, а по сути конституционных прав. Поэтому мы, со своей стороны, будем добиваться восстановления законности. Сначала будем разбираться с претензиями налоговых органов – сейчас в основном этим заняты, а досконально постановление Центризбиркома не изучал, но понятно, что оно абсурдное.

Фатима Жандосова, гражданский активист:

– Ощущение, что власти идут на незаконные шаги от отчаяния – ограничение прав наблюдателей тому свидетельство. У властей уже не осталось ни кредита доверия народа, ни легальных методов сдерживания волны недовольства народа. Что делать?  Я считаю, что надо вложить деньги в разработку софта, приложения для альтернативного голосования по уникальным идентификаторам (например, ИИН и варианты с электронной подписью), чтобы показать голоса протеста. И в будущем демонстрировать их по любому вопросу. Может, оно потом будет только через выборщиков работать, может, это проявление тотальной демократии – еще не знаю. Пока это нужно, чтобы просто показать как-то несогласие с режимом. Лишаясь возможности наблюдать на участках, у нас еще есть возможность показать несогласие через избирателей.

На нынешние выборы предлагаем избирателям платформу dauys.org, чтобы проголосовать там на выборах, сделав фото своего бюллетеня, как в Беларуси. У нас еще будет поле: бойкотирую и «против всех». Поэтому, пользуясь случаем, призываю – устанавливайте телеграм, регистрируйте свои номера. При этом я понимаю, что могут перекрыть каналы доступа к нашим сайтам, приложениям, каналам. Но есть чудесное стремление общества к переменам, к свободе, которое никуда не исчезнет. Я верю, что близок час, когда терпению придет конец и каждый гражданин Казахстана сделает верный шаг. За кого голосовать? Пока интрига. Что делать наблюдателям? Сражаться за свои права. В суде, в ОБСЕ, ООН, прокуратуре.

Нурул Рахимбек, международный эксперт по выборам:

– Прежде, чем сказать, что делать, предположу, что будет. Итак, 11 января. Оглашаются сначала предварительные, а потом итоговые результаты выборов, согласно которым безальтернативно побеждает «Нур-Отан». Партиям сателлитам тоже раздают проходной балл в мажилис и маслихаты, чтобы международному сообществу показать, что у нас не монопарламент.  А потом продолжатся монотонные будни, очковтирательства и никакой политики, что мы уже видим более двадцати лет. Картина с избирателями будет зависеть от гражданской позиции каждого. Если большинство проголосуют за другую партию, кроме «Нур-Отана», после ее победы (что из грани фантастики) она снимается с выборов и отказывается от голосов. Им не надо краснеть перед электоратом, они краснеть будут перед партией власти. Если граждане проголосуют против всех (путем отметок за все партии например), то народ будет возмущен тем, что такое большое количество проголосовало против всех, а победил Нур Отан. Уэлком, как говориться протесты. Если перетянет позиция бойкотчиков, то власть уже может открывать шампанское и не проводить никакие выборы вообще. И это произойдет только из-за отсутствия консолидированности гражданского сектора. Количество лидеров маленькое, слабая обратная связь от граждан и это позволяет гражданским лидерам двигаться в унисон своим амбициями и идеям, пророй даже если они и бредовые.

Собственно, победа «Нур-Отана» предрешена. Если вариант с голосованием против всех сработает – то повысится активная протестность, а это уже хорошо для следующих выборов. Повышенная протестность и никакая политика вновь выигравших старых приведет к смене системы на следующих выборах. Ни к чему не призываю, а просто показываю, что и как будет при различных вариантах действий. Сам же сейчас уже направил запрос в Венецианскую комиссию по поводу постановления ЦИК РК. Пока только так, через международные институты, можно оказать давление на Астану.

Ермек Нарымбай, общественный деятель:

– В первую очередь, надо постараться обжаловать постановление Центризбиркома, чем сейчас будут заниматься многие граждане. Нужно все равно идти наблюдать, независимо от исхода в суде. При этом, наблюдать массово, на каждом участке. То есть, нужно делать то, что они бояться, а боятся они именно тотального наблюдения. Избирателям массово при взятии бюллетеня делать избиркому публично внушение по вбросам и фальсификациям, а потом собираться к 20.00 у участков на молчаливые митинги для поддержки честного подсчета голосов, честных протоколов и их немедленной выдачи наблюдателям и вывешивания на стенде конкретного избирательного участка. Нужно чтобы электорат поддержал своих наблюдателей. Кроме этого, народу, тем кто по разным причинам не смог стать наблюдателем на участках, можно и нужно выстраивать на улицах внешнее наблюдение машинами с видеорегистраторами для регистрации числа всех пришедших избирателей, фиксировать «карусели» и так далее. То есть, нужно активно включаться в процесс с разных сторон. А потом вместе отстаивать свои голоса.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.