О двоевластии в Казахстане, «подарке» России и выборах
Поддержать

О двоевластии в Казахстане, «подарке» России и выборах

Пассажи, которые позволил себе г-н Никонов, наряду с другими фактами, говорят о том, что Москва заинтересована в сохранении нынешнего режима в Казахстане, а Нур-Султан не только готов этому способствовать, но и, в случае чего, принять силовую помощь. Именно этим можно объяснить «недоумение» Казахстана, но не протест.

Материалы по теме

Сразу два наших президента приняли участие в заседании Высшего Евразийского Экономического Совета (ВЕЭС), прошедшего в онлайн-режиме в субботу, 11 декабря. А накануне депутат Госдумы заявил, что «Казахстана просто не существовало». Это не первое заявление такого рода, но сейчас, накануне парламентских выборов, это выглядит далеко не как совадение.

О чем речь

Сразу отметим, что отечественные СМИ не стали слишком много внимания этому заседанию, в лучшем случае, выдав официальные тезисы. Поэтому немного восполним этот пробел. Заседание прошло в онлайн-режиме, а председательствовал на нем президент Беларуси (с сомнительной легитимностью) Александр Лукашенко. На повестке дня был 28 вопросов, которые были во многом решены за полтора часа – это, примерно, по три минуты на один.

Сами организаторы мероприятия, в частности, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, большое значение уделили стратегии развития ЕАЭС до 2025 года. Напомним, что в мае нынешнего года президент Казахстана Токаев выступил с неожиданной критикой этой самой стратегии, заявив, что не стоит спешить с ее принятием. Этим Касым-Жомарт Кемелевич набрал «очков» в казахстанском обществе, которое особо не вдавалось в подробности «скандального выступления», в то время как речь шлу пусть о важных, но в тоже время формальных неувязочках, которые нужно было решить. По всей видимости, за прошедшие полгода их решили.

Из нынешней речи Токаева стало понятно, что его коллеги все же поддержали его майскую инициативу, хотя открыто (в ходе заседания) об этом не высказывались. Вообще, практически все решения, принимающиеся в рамках ТС и ЕАЭС, проходят мимо не только нашего общества, но и даже парламента. И руководство страны, кроме прошлого «демарша», никак этому не препятствует. Это касается и нынешнего главы Совета безопасности Республики Казахстан.

Действительно, многие обратили внимание на то, что в онлайн-заседании ВЕЭС приняли участие сразу два казахстанских президента. Нурсултан Назарбаев сделал это в качестве почетного председателя Совета – некоего «свадебного генерала» без особых юридических преференций. Можно подумать, что Нурсултан Абишевич получил то, о чем мечтал 30 лет назад – возглавить разваливающийся Советский Союз. Конечно, при этом интересы государства уходят на второй план, а заявления о том, что нынешние союзы не предусматривают лишения политического суверенитета на деле оказываются лишь словами.

Вместе с тем, участие сразу двух представителей Казахстана двойной линией подчеркивает, что Казахстан намерен и дальше продолжать «интеграцию», а прежние громкие заявления нынешнего квартиросъемщика Акорды являются лишь хорошей миной при плохой игре. Другими словами, никаких поворотных моментов в этом направлении не предвидится, и мы дальше будем втягиваться в экономическую, идеологическую и, как следствие, в политическую орбиту России.

Большая игра

Наверное, не стоит в лишний раз напоминать о том, как Евразийский и Таможенный союзы влияют на нашу независимость во всех ее проявлениях. То, что Назарбаев якобы был инициатором такой интеграции ни о чем не говорит – некоторых казахских ханов XVIII века тоже называют инициаторами сближения с Россией того времени. Кстати, объективные историки утверждают, что основная проблема «присоединения» лежит во взаимном непонимании друг друга и разном видении этого сближения, по сути, растянувшегося на полтораста лет. Проще говоря, у сторон цели и конечный результат были, мягко говоря, не едиными.

Сейчас примерно то же самое, разве что определенно появились общие цели – сохранить власть диктаторов. Экономический кризис и невозможность конкурировать на мировом рынке, конечно же, тоже является серьезным аргументом для попыток восстановления разрушенного в период «парада независимостей», но личные властные амбиции, все же, превалируют. У Кремля нынче есть и другие задачи, которые вполне четко выразил пару лет назад его официальный рупор Дмитрий Песков. В эфире радио «Комсомолки» он открытым текстом сказал: «Мы хотим восстановить Россию времен Николая II, это наш идеал». Понятно, что здесь речь идет не только о территории, но и о политическом устройстве и отношении центра к национальным окраинам (басурманам).

Можно привести много подобных примеров, высказанных на разных уровнях – только в эфире «общесоюзных» каналов за последний год их прозвучало с дюжину, но мы остановимся лишь на откровенных намеках президента Путина о «подарках русского народа», высказанных накануне конституционного референдума, и более откровенного заявления депутата Госдумы Вячеслава Никонова, сделанного, кстати, почти в день саммита ВЕЭС. В эфире программы «Большая игра» он открытым текстом заявил: «Казахстана просто не существовало, северный Казахстан вообще не был заселен. Они существовали, но гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана – это большой подарок со стороны России и Советского Союза».

Понятно, что просто так доктор исторических наук такое сказать не мог – хотя у него несколько другая специализация, но откровенно перевирать даже то, что было сказано в советских учебниках, является не просто мифологизацией и «хайпожорством», но и продвижением политики Кремля. Также ясно, что разъяснения (но без извинений) Никонова, что он имел в виду другое, это игра на публику. Осадок-то остался – в том числе и у российской публики. Об этом говорит и провокационный плакат «Северный Казахстан – русская земля» на заборе посольства РК в Москве, появившийся опять-таки вечером 11 декабря. Совпадение? Вряд ли. Хотя это может быть просто пиар-акция никому не известного движения «Патриот».

А при чем выборы?

Но сейчас в большей степени нужно обратить внимание на реакцию казахстанской стороны. С этой точки зрения можно даже поблагодарить товарища Никонова, который выступил в качестве некоего теста. В первую очередь, следует отметить, что официальные структуры практически проигнорировали эту провокацию со стороны руководителя комитета Госдумы по образованию и науке – «недоумение», высказанное нашим МИДом, и «приглашение» туда дипломата второго ранга нельзя назвать серьезными шагами для высказывания четкой позиции. При этом, нужно помнить, что нынешний президент сам является профессиональным дипломатом, и можно считать, что «недоумение» (а не нота протеста) – это и официальная позиция Акорды. Более четкую позицию высказал сенатор Кул-Мухаммед, посчитав высказывание российского коллеги оскорблением, но это скорее исключение, подтверждающее правило.

Еще раз подчеркнем, что выходка Никонова – не первая и далеко не последняя. Немало проявлений открытого шовинизма и сепаратизма было и в самом Казахстане. И в большинстве случаев обходились дежурными извинениями, да и то, только после волны возмущения в обществе. Такой чересчур дипломатичный подход казахстанских властей выдает «мягкотелость» и податливость Астаны в вопросах национальных интересов и национальной же безопасности, которые, по странным причинам, отходят на второй план после пресловутой «многовекторной политики».

Во всей этой истории удивило и молчание политических партий, занятых сейчас игрой в «Выборы-2021». По идее, можно было легко «поймать хайп», заложив в недолгую электоральную память избирателей хорошее о себе мнение. Но никто на это не пошел. Этот факт в лишний раз доказывает не только провластность этих игроков, но и опасение этих игроков сказать что-то поперек «России-матушки».

Казалось бы, а при чем здесь наши выборы? Дело в том, что Кремль даже не скрывает своего желания повлиять на электоральные циклы за пределами своей страны. Не говоря про США и некоторые европейские страны, он чуть ли своим долгом считает вмешаться в выборы на постсоветском пространстве – Украина, Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова являются тому хорошими примерами, а почему Казахстан должен отличаться?

Ряд фактов показывает, что Москва кровно заинтересована в сохранении нынешнего режима в Казахстане, а Астана («Библиотека», Акорда и ряд кланов) не только готова этому способствовать, но и, в случае чего, принять силовую помощь. Не откроем большого секрета, если скажем, что в случае, если у казахской диктатуры что-то пойдет не так, «северный сосед» будет готов воспользоваться случаем – воплотить крымско-донбасский вариант или что-то в этом роде. Можно сказать, что российское общество (через того же Никонова или Соловьева) уже обработано в этом плане, поэтому можно быть уверенным, что вскоре можно ожидать продолжения подобных заявлений. Это будет выгодно обоим режимам, ведь наших избирателей можно запугать простым тезисом: «Если будут протесты и власть пошатнется, то к нам придут «вежливые люди» с севера».

Так что, вопросы двусторонних отношений и намеков на сепаратизм можно отнести к вопросам предвыборных технологий. Поэтому ждем «продолжения банкета», нового витка синофобии, проявлений внутреннего сепаратизма и заявлений ля-Жириновский при ехидном смехе Познера. И все это будет на руку обоим нашим президентам, что будет доказательством не двоевластия в стране, а двуличия этой самой власти.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.