Казахстан готовится к часу Х
Поддержать

Казахстан готовится к часу Х

Как раз в то время, когда Россия готовилась к митингам в стиле «Путин вор!», в Казахстане прошла информация о готовящихся поправках, с введением которых можно будет проводить финансовые проверки в отношении «публичных должностных лиц» (ПДЛ) третьих стран. Воспользуются ли наши правоохранители своим правом мониторить движение капиталов руководителей высокого ранга (вплоть до президентов и премьер-министров), если будут подозрения, что они занимаются отмыванием денег?

Один из главных лозунгов прошедших в России массовых акций протеста – «Путин вор!» – теперь достаточно крепко засел в сознании россиян, чему способствовали и силовые действия против митингующих. Было проведено журналистское расследование, собрана огромная аудитория, пошли активные протесты. Последователи Навального планируют продолжать выходить на митинги, но что дальше? Есть ли возможность привести клептократов к уголовной ответственности? Этот вопрос должен волновать не только россиян, но и казахстанцев (а также белорусов, туркмен, узбеков и далее по списку авторитарных стран).

Митинг, как начало

Можно сказать, что Алексей Навальный и его команда раскрыли «секрет полишинеля», рассказав о главном коррупционере страны, но здесь есть два важных момента. Во-первых, была расписана вся схема многомиллиардных взяток. Она нередко совпадала с существующей «вертикалью власти» и родственными связями, заодно демонстрируя выстроенную систему, в которой многие приближенные к Кремлю лица преподносились в новом свете. А во-вторых, все это было сделано с предоставлением документальных доказательств, что позволило юридически подкрепить прежние подозрения. В принципе, за этим журналистским расследованием должно было последовать расследование правоохранительных органов – если не в отношении самого президента, обладающего неприкосновенностью, то по его окружению. В крайнем случае, можно было слушания в Государственной думе организовать.

Впрочем, слушания, но в узком кругу и закрытом режиме, несомненно, проводились, причем, с участием героев фильма Навального – нужно было решать, что с ним делать и как заглушить ситуацию. Но, судя по всему, кроме силового варианта и отрицания результатов журналистского расследования, ничего придумано не было. Такой ответ режима только подтвердил все выводы, а заодно и увеличил число протестного электората, готового выйти на улицы даже в мороз. И вообще, сложилось ощущение, что не Навальный работает на власть, а власть – на Навального.

Но это так, к слову. Тем более, это внутреннее дело России, хотя в Казахстане последние события вызывали ожидаемый отклик в обществе. Кроме уже ставшей привычной «белой зависти», многие стали примерять этот опыт на себя – на страну, на ее правителей, протестный электорат, и нередко все это со вздохами: «Эх, кабы у нас был свой Навальный…». На эту тему можно много рассуждать, но можно сказать с уверенностью, что дело скорее не в Леше, а в обществе, которое готово или не готово призвать к ответу высокопоставленных клептократов. Но сегодня мы глянем глубже и дальше – как можно привлечь к уголовной ответственности «неприкасаемых» и возможно ли это в принципе?

Политики под прицелом

Мы уже отмечали, что отечественное законодательство достаточно жесткое по отношению к финансовым и коррупционным преступлениям. Существует серьезная база в виде Уголовного кодекса и ряда других нормативно-правовых актов, которые постоянно совершенствуются в сторону ужесточения наказания. Кроме этого, был разработан план работ по противодействию коррупции на 2021-23 годы, о котором мы упоминали в одном из прошлых материалов на заданную тему. Может создаться впечатление, что с точки зрения права у нас в этом плане все прекрасно. Или почти все.

Как раз в то время, когда Россия готовилась к митингам, в Казахстане прошла информация о готовящихся поправках, с введением которых можно будет проводить финансовые проверки в отношении «публичных должностных лиц» (ПДЛ) третьих стран. Проще говоря, наши правоохранительные органы получат возможность (а точнее, право) мониторить движение капиталов руководителей высокого ранга (вплоть до президентов и премьер-министров) иностранных государств, если будут подозрения, что они занимаются отмыванием денег или чем-то в этом роде. Странная новость, согласитесь.

На самом деле, нет ничего странного или нового. Эти новеллы являются следствием рекомендации так называемой Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Если кто не знает, это международная организация, учрежденная более 30 лет назад, которая разрабатывает правовые рекомендации для усовершенствования законодательств по части противодействия финансовым преступлениям. Всего там 40 рекомендаций так или иначе касающихся борьбы с отмыванием денег, к которым после 9/11 добавились 9 рекомендаций по противодействию финансирования терроризма.

Как оказалось, Казахстан, как член ООН, не в полной мере выполнил «домашнее задание», в частности, это касается 12-ой поправки FATF, в которой речь идет как раз о ПДЛ. Если вкратце, то в ней говорится о том, что финансовые учреждения должны более тщательно проверять публичных лиц и политиков на предмет источника благосостояния, следить за их подозрительными транзакциями и «осуществлять углубленный постоянный мониторинг деловых отношений». Причем, это касается не только счетов больших чиновников и лидеров политических партий, но и членов их семей. Кстати, возможно, поправки эти каким-то образом коснутся совершенно свежих законодательных ограничений, запрещающих госслужащим открывать счета в зарубежных банках, но с оставлением такого права их родственникам. Тем более, как отмечают авторы нового законопроекта, что рекомендации FATF нашей страной выполнены только в отношении иностранных ПДЛ, а вот про своих, видимо «забыли».

Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что немалая часть отечественного антикоррупционного законодательства построена не только по рекомендациям и международных организаций, но и была призвана показать цивилизованному миру, что Казахстан непримирим в борьбе со мздоимством и не приемлет такой пережиток «банановых республик», как отмывание капиталов и их вывод за рубеж. Есть и более меркантильная часть – разработчики законопроекта, связанного с ПДЛ, не скрывают, что рекомендации FATF лучше выполнить в полной мере, так как могут последовать некоторые санкции. К тому же предстоит второй раунд «взаимной оценки» в Евразийском аналоге ФАТФ – в ЕАГ, но со своими, как говорится, легче договориться.

Закон есть закон

Таким образом, чисто теоретически наши чиновники оказались в «западне». На Западе им держать счета нельзя, а на родине – опасно. Конечно, трудно представить, что у нас арестовывают очень большого человека, руководителя клана или кого-нибудь из близкого окружения первого президента (не говоря уже о нем самом). И причины этому ясны – они неприкасаемые, и при существующей власти, как бы она не реформировалась, их арест не представляется возможным.

Конечно, могут быть какие-то исключения. Например, в случае, если кем-то нужно будет срочно пожертвовать или же найти «слабое звено» в более узком кругу, но это будет тоже самое использование борьбы с коррупцией для междоусобиц или избавления от конкурентов на престол. А чтобы режим начал жертвовать большими фигурами, то это маловероятно – для этого Казахстану нужны не только свои «навальные», но и массовые многодневные митинги, а это пока, как говорится, из разряда фантастики.

Если говорить про Россию, то нужно отметить, что и она должна следовать рекомендациям FATF, и поэтому российские финансовые институты обязаны мониторить своих клиентов, если они попадают под категорию ПДЛ. Конечно, трудно представить (хотя можно, если постараться), что российские чиновники будут хранить капиталы в казахстанских банках – скорее, наоборот. Но в любом случае, они должны отслеживать эту информацию. И это дает повод думать, что ее, при соответствующих обстоятельствах (запросе того же Агентства по противодействию коррупции или КНБ РК), можно будет получить без особых проблем и задержек.

Еще раз повторим, что антикоррупционная правовая база у нас неплохая, механизмы раскрытия финансовых преступлений внутри страны есть, соответствующие рычаги, в принципе налажены. То есть, при «Часе Икс» нужно будет просто «расставить флажки», заморозить активы и приготовить наручники. Другими словами, не нужно будет выходить за рамки закона, что-то срочно перекраивать или менять Конституцию для того, чтобы привлечь к ответственности того или иного клептократа. Кроме того, неплохой основой для предъявления обвинений в коррупции, отмывании денег, незаконном выводу их из страны могут стать аналогичные дела, возбужденные в западных странах. Это могут быть даже административные производства, целью которых были заморозка активов или же дела, связанные с включение того или иного должностного лица в санкционный список.

Сегодня это выглядит фантастически, но необходимо понимать (в первую очередь, самим коррупционерам и нарушителям прав человека), что дела подобного рода уже заведены – на кого-то только в материалах журналистских расследований, а на кого-то они давно готовы и ждут своего часа у антикоррупционщиков. Но самое главное – это отношение в обществе. Оно постепенно переходит от фазы зависти и, в некоторой степени, гордости (мол, наш президент самый богатый в мире главарь государства) к фазе возмущения и выражения протеста. И пример с субботними митингами в России лучшее тому доказательство.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.