Можно ли заставить власти пойти на реформы без митингов?
Поддержать

Можно ли заставить власти пойти на реформы без митингов?

Exclusive.kz завершает обзор отчета Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности о мониторинге мирных собраний в 2018-2020 годах. Сегодня мы расскажем, как менялось количество «охраняющих» митинги полицейских, какую часть протестующих наказывают, как выбирают «нарушителей» и какую цену платят демонстранты за свое право на свободу мирных собраний.

Материалы по теме

«Закон Парето» в наказаниях демонстрантов

Обычно до суда доходит примерно 20% дел, связанных с несанкционированными мирными собраниями. Исключение – 2018 год, когда власти ужесточили преследование активистов ДВК, организующих несанкционированные митинги, когда были наказаны 69% участников.

Это показатель можно рассматривать в качестве демонстрации двойного стандарта в действиях властей по преследованию организаторов и участников несанкционированных мирных собраний. 80% всех мирных акций, проведенных с нарушением закона, остаются вне поля зрения правоохранительных органов. В разработку попадают только 20% представляющих, по мнению властей, угрозу политической системе, персонам из власти и интересам чиновников.

По-видимому, закон Парето действует и в законе о митингах: «Наказание 20% самых активных демонстрантов дают 80% результата, тогда как накажи 80% остальных — это дало бы лишь 20% результата». Об этом же свидетельствует статистика в отношении привлеченных к административной ответственности и осужденных за организацию и участие в несанкционированных акциях.

Количество привлеченных к ответственности участников мирных собраний за пять последних лет

2015 год

21

2016 год

114

2017 год

9

2018 год

119

2019 год

1346

2020 год (IVI)

165


В 2018-2020 году за участие в несанкционированных митингах к ответственности привлекалось в среднем не более 25% от числа участников этих акций, что сопоставимо с общим значением этого показателя в предыдущие годы. Исключением стал 2019 год, когда число осужденных выросло более чем в 10 раз. Это объясняется ужесточением карательных мер со стороны властей против активистов запрещенного в Казахстане движения «Демократический выбор Казахстана» и большим количеством задержанных в период протестов во время президентских выборов.

К примеру, 6 и 13 июня 2020 года в Алматы на бульваре Панфилова и «Арбате» прошли музыкальные шествия – «субботаж». Их участники, играя на музыкальных инструментах, требовали от властей прекратить политические преследования гражданских активистов. Эти акции организовали сторонники оппозиционного движения «Коше партиясы», которое было запрещено 19 мая 2020 года по решению Есильского районного суда столицы.

18 июня за нарушение статьи 488 КоАП были привлечены к административной ответственности Ноян Рахимжанов, Абайбек Султанов, Асхат Жексебаев и Кайрат Клышев за участие в «субботаже» 13 июня. В отношении пенсионерки Сахиб Жанабаевой было возбуждено уголовное дело по статье 405 УК РК «Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма».

Пока административно арестованные отбывали срок, в их отношении состоялись новые суды, и Ноян Рахимжанов получил еще 15 суток ареста за акцию 6 июня, а остальные по 5 дополнительных суток ареста за ранее проведенное музыкальное шествие.

«Казнить нельзя помиловать»: запятая зависит от остроты протеста

Местные органы власти и прокуратура реагировали на публичные акции достаточно избирательно. На одних собраниях они появлялись и делали предупреждения, на других их могло не быть или они присутствовали номинально, не вмешиваясь в происходящее. Все зависело от личности организатора, характера и тематики проводимых акций. Мирные собрания, посвященные социально-бытовым темам, а также одиночные акции зачастую игнорируются и акиматом, и прокуратурой.

При этом прокуратура и акимат предельно внимательно относится к любым акциям политического и остросоциального характера. В этих случаях следует обязательное предупреждение либо от прокурора, либо от представителя акимата еще накануне. А в день проведения активистов прямо от подъезда могут увести для проведения «разъяснительной беседы» и отпустить только через несколько часов после того, как пройдет время объявленной акции.

На поведение прокуратуры и акимата также влияет место проведения акции. Если это в центре города, вблизи государственных учреждений или в оживленном месте, то можно ожидать повышенного внимания и проведения разъяснительных бесед в кабинетах различных чиновников или людей в погонах.

Однако такая превентивная работа не исключает того, что еще до начала мирного собрания полиция может начать задерживать людей, не дожидаясь того, когда сотрудники акимата или прокуратуры их предупредят о незаконности акции и необходимости ее прекратить.

1 полицейский против 2-7 митингующих

Нужно отметить, что полицейские присутствуют практически на всех мирных собраниях. И даже, когда их не видно, это не означает, что их нет – просто в этом случае они наблюдают за мероприятием, будучи одетыми в гражданскую одежду, или находясь на отдалении.

Мониторинг показал, что казахстанская полиция при проведении несанкционированных мирных собраний ориентирована, как минимум, на обеспечение контроля над ситуацией и, как максимум, на прекращение собрания или его разгон и задержание участников. Ни о каком поддержании порядка при проведении мирного собрания нет и речи. Есть масса примеров того, что полиция не реагировала на провокаторов, пытавшихся спровоцировать митингующих на драки.

Понятно, что для обеспечения контроля над ситуацией при проведении несанкционированного митинга требуется различное количество полицейских. Это зависит от многих факторов. От количества митингующих, их требований, намерений и радикальности.

Для удобства сравнения и отслеживания динамики нами был рассчитан «индекс полицейского контроля». ИПК – это количество полицейских, приходящихся на одного митингующего.

 «Индекс полицейского контроля»

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020 (IVI)

0.53

0.50

0.41

0.35

0.14

0.32

1.07

0.79

0.50

Поясним, что именно демонстрируют индексы полицейского контроля, приведенные в таблице. Согласно данным мониторинга, в 2012 году индекс полицейского контроля составлял 0.53. Это означает, что на каждых двух митингующих в 2012 году приходилось по одному полицейскому.

С 2012 по 2016 год в Казахстане наблюдалась динамика снижения полицейского контроля при проведении мирных собраний. Самый низкий показатель полицейской «опеки» был в 2016 году (ИПК — 0.14) – это 1 полицейский на 7 митингующих. Главной причиной этого, на наш взгляд, являлось уменьшение как самого количества мирных собраний, так и уменьшение политической составляющей в требованиях граждан на этих мирных собраниях.

В 2017 году начался рост полицейского контроля – на каждых трех митингующих уже присутствовал 1 полицейский. Видимо, это объясняется началом активизации деятельности ДВК и в целом повышением протестности в обществе.

В 2018-2019 это показатель еще подрос: на каждого митингующего уже приходился один полицейский. Этот рост можно также объяснить активизацией ДВК и выходом на арену новых политических движений и инициатив, оппозиционно настроенных по отношению к власти.

Однако присутствие полиции на мирных собраниях не ограничивалось их наблюдением. В последние годы полиция все чаще использовалась для недопущения мирных собраний и массовых задержаний их участников. Есть примеры, когда организаторов и участников несанкционированных акций задерживали еще до начала акции, как, например, в 2018-2020 годах в отношении акций запрещенного движения ДВК и ряда оппозиционных организаций.

Через социальные сети и мессенджеры полиция и сотрудники спецслужб выявляли потенциальных участников митингов ДВК и проводили с ними превентивную работу, целью которой являлось запугивание людей, принуждение их отказаться от участия в мирных собраниях. Помимо этого, в день проведения публичных акций полицией проводились задержания отдельных гражданских активистов и сторонников оппозиции с целью помешать им участвовать в мирных собраниях.

Также массово задерживались люди, следующие к месту проведения мирного собрания. Им препятствовали идти к месту события, а тех, кто возражал, задерживали и увозили в автозаках. Причем, нередко задерживали и случайных прохожих.

Пытки, переломы, травмы – цена за участие в митинге

В 2019 году в 11 случаях в Алматы и в 11 случаях в Нур-Султане полиция применяла необоснованную силу при задержаниях, нанося травмы участникам мирных акций. Также в нескольких случаях задержанные участники мирных собраний сообщали о применении к ним пыток, в которых принимали участие, по словам задержанных, сотрудники КНБ.

Например, жителей столицы Ерлана Файзуллаева и Медета Арыстанова и Восточного Казахстана – Биржана Толеубекова, Руслана Нурканова и Ермека Байгулина захватила в Алматы группа силовиков вечером 25 октября 2019 года, когда те находились на съемной квартире, и доставила в управление полиции Жетысуского района.

Основание – все они, по версии силовых структур, намеревались принять участие в митинге «против китайской экспансии», намечавшемся на 26 октября. Ерлан Файзуллаев рассказал и описал в жалобе, что после его доставления в полицию с него начали требовать признания в принадлежности к запрещенному оппозиционному движению «Демократический выбор Казахстана». При этом его избивали и душили сразу несколько полицейских и сотрудник КНБ. После того, как Ерлан признал, что намеревался пойти на митинг, его поместили в изолятор временного содержания, а на следующий день осудили на 10 суток административного ареста «за призывы к митингу». После выхода на свободу он зафиксировал побои в больнице и получил подтверждающие документы. В том же отделении полиции был избит Медет Арыстанов, от него также требовалось признание в членстве в ДВК. После избиения его осудили, как и Ерлана, на 10 суток ареста. Пострадавшие совместно с правзащитниками пытались добиться возбуждения уголовного дела по статье «пытки», однако ни от полиции, ни от прокуратуры не удалось добиться регистрации дела.

За освещение митингов избивают и судят журналистов

В семи случаях в 2019 году полиция привлекала «титушек» для запугивания участников собраний и воспрепятствования работе журналистов.

Более чем в десяти случаях полицейские задерживали журналистов, имеющих все необходимые документы, еще в трех случаях полиция препятствовала их работе. Дважды полицейские избивали журналистов, занимающихся освещением разгонов акций протеста: журналиста Tengrinews.kz Шокана Алхабаева и журналиста из Великобритании Кристофера Риклтона, работающего на Associated France Press. Дважды независимые журналисты оказывались на скамье подсудимых по сфальсифицированным обвинениям за освещение действий полиции в отношении участников мирных собраний. Корреспондент «Настоящего времени» Светлана Глушкова была привлечена к административной ответственности и подверглась штрафу в размере 10 МРП, а также предупреждению по части 1 статьи 73-2 КоАП РК «Побои» и по части 1 статьи 653 КоАП РК «Проявление неуважения к суду». Корреспондент Радио «Азаттык» Сания Тойкен была привлечена к административной ответственности и подверглась штрафу в размере 20 МРП по статье 667 КоАП РК «Неповиновение требованию сотрудника полиции».

Как минимум в двух случаях за этот период в Алматы и в одном случае в Астане полицейские задерживали подростков, оказавшихся рядом с местом проведения несанкционированного собрания.

Время старой оппозиции в митингах закончилось в 2018-2019 годах

Из выводов КМБПЧ по завершению обзора практики регулирования мирных собраний в Республике Казахстан в 2018-2020 гг. интересно следующее. После устойчивого снижения митинговой активности в прошлые годы в 2019 и 2020 годах наблюдался существенный рост количества мирных собраний.

Характерно, что основной прирост дали акции с политическими требованиями. Их организаторами выступали в первую очередь сторонники запрещенного в Казахстане движения «Демократический выбор Казахстана», а также участники гражданских инициатив, возникших на волне гражданской активности после президентских выборов 2019 года.

Можно сказать, что именно в 2018-2019 годах в сфере мирных собраний закончилось время старой оппозиции, берущей начало в 2001 году, и начала проявлять себя новая оппозиция в лице более радикально настроенных организаций и новой волны молодежи, пришедшей в политику.

В митингах стало больше политики, количество протестов растет

В результате появления новых игроков в политической жизни страны в 2018 -2020 годы в сравнении с прошлыми годами наблюдалась существенная смена тематики мирных собраний.

Одной из самых популярных стала тема освобождения политических заключенных. Все чаще звучали требования смены главы государства и его окружения. Тема реформирования политической системы стала лейтмотивом большинства политических митингов.

Несмотря на усиление регламентации в части проведения мирных собраний, их запреты и откровенные репрессии против их участников, властям так и не удалось удержать низкую митинговую активность масс на уровне 2017 года.

Точно также не удалось заставить граждан исполнять требования закона о мирных собраниях в части получения разрешения на их проведение в местных органах власти. В 2019-2020 годах при росте митинговой активности, как и прежде, подавляющее большинство публичных акций проходило несанкционированно.

То есть де-факто большинство организаторов мирных собраний игнорировали норму закона о необходимости получения разрешения на мирное собрание. И это происходило несмотря на жесткие ограничения условий проведения мирных собраний и репрессивные меры, предпринимаемые правоохранительными органами против несанкционированных мирных собраний.

Начиная с 2018 года в казахстанском общественном мнении идет процесс изменения отношения к митингам вообще и к не санкционированным – в частности.

В прошлые годы усилиями официальной казахстанской и российской пропаганды была сформирована установка, что митинги, а тем более запрещенные, это подрыв социально-политической стабильности в стране. Такое отношение к митингам закрепилось у значительной части населения и стало одним из серьезных оснований неприятия «митинговщины» в качестве инструмента решения социально-экономических и политических проблем.

Однако мир меняется: события в Украине, Армении, Беларуси и Молдове внесли свои коррективы в понимание роли митингов и гражданской инициативы в жизни страны.

Все больше людей начинают понимать, что мирные собрания – это тот инструмент, без которого невозможно в нашей ситуации заставить власти пойти на реформы и изменения в стране. Это понимание становится одним из главных мотивов для людей, выходящих на мирные собрания. Существенный рост мирных собраний в последние два года подтверждает этот вывод.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.