В мажилисе сформировалась оппозиция Токаеву?
Поддержать

В мажилисе сформировалась оппозиция Токаеву?

Exclusive.kz обнаружил принятую Мажилисом поправку, дающую иностранцам право на 25 лет получать земельные участки для лесоразведения. Она была отправлена уже в Сенате, где все внимание было уделено реакции депутатов верхней палаты. Действия же авторов поправки из нижней палаты Парламента никто не разбирал. Что же на самом деле произошло с самой ожидаемой за последние 5 лет поправкой в Земельный кодекс?

Напомним, в первоначальном варианте проекта закона «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам земельных отношений», разработанном минсельхозом по поручению Токаева, предлагалось полностью исключить из Земельного кодекса пункт 2 статьи 48-ой. Эта норма предусматривает приобретение иностранцами через торги прав на земельные участки на 25 лет для ведения сельскохозяйственного производства, лесоразведения, подсобного сельского хозяйства. Согласись тогда Мажилис с данной редакцией статьи, Сенат принял бы проект закона до конца апреля, как обещал Главе государства спикер Ашимбаев. Однако аграрный комитет Мажилиса, а также персонально депутаты Мусабаев С.Б., Ташкараев Г.А., Тулепберген М.М. и Уисимбаев А.С. решили, что Токаев поручал запретить иностранцам продажу и аренду только земель сельхозназначения, но не «лесоразведенческих». Под этим предлогом мажилисмены не стали исключать пункт 2 статьи 48-ой полностью, убрав из нее упоминание сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства, но оставив лесоразведение.

После общественного резонанса секретарь аграрного комитета нижней палаты Берик Оспанов в Facebook дал «разъяснение», что ведение сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства относится к землям сельхозназначения, а лесоразведение – нет, а значит, норма соответствует поручению Главы государства. По логике его слов, разводить леса иностранцы будут на дне Арала, а также на деградированных и пустынных землях. Однак, мы выяснили, что пункт 6 ст. 97 Земельного кодекса допускает передачу земель сельхозназначения для лесоразведения, а земли запаса, на которых также могут разводить лес, составляют 35% всех земель Казахстана.

Кроме того, Qazaq Times цитировал депутата Айдоса Сарыма о том, что Азиатский банк в рамках программы опустынивания намерен сажать саксаул и тамариск, и что эти программы придется отменить, «если мы сейчас ограничим их этим законом». Однако, как выяснил «Азаттық радиосы», необходимости сдавать землю в аренду для международных экологических инициатив нет.

Также мы выяснили, что на 26 апреля 19 сенаторов выступали против передачи земель иностранцам для лесоразведения, девять членов верхней палаты поддержали инициативу Мажилиса, а мнение остальных 20 зависело от головного, аграрного комитета Сената, который в итоге тоже выступил против поправки своих коллег из нижней палаты Парламента.

Итак, 29 апреля Сенат постановил, что земли для частного лесоразведения предоставляются только гражданам Казахстана и юрлицам без иностранного участия. В тот же день проект закона был направлен в Мажилис. Вероятно, в ближайшие дни Мажилис согласится с предложением сенаторов, и направит проект закона на подписание Главе государства.

А теперь вопрос: зачем весь этот сыр-бор и кто за ним стоял?

Итак, как мы отметили выше, автором нашумевшей инициативы являются депутаты Мажилиса Самат Мусабаев, Гани Ташкараев, Мейрамбек Тулепберген и Аскарбек Уисимбаев, а также аграрный комитет нижней палаты Парламента. Мы пока не выяснили персональную позицию каждого члена данного комитета при голосовании. А она как раз-таки у мажилисменов могла быть не солидарной. Как показала практика с сенатским комитетом по конституционному законодательству, даже у депутатов мнение может быть не единогласным. Общеизвестным же является то, что комитет по аграрным вопросам Мажилиса возглавляет Ерлан Барлыбаев, заместитель председателя партии «Акжол», член парламентской оппозиции.

Что из себя представляет агрокомитет по партсоставу? В комитете 14 депутатов: «НурОтан» — 9 депутатов (Берик Оспанов, Кайрат Абасов, Сырым Адамбаев, Амангалий Бердалин, Фахриддин Каратаев, Бауыржан Сартбаев, Беккали Торгаев, Мейрамбек Тулепперген, Аскарбек Уйсимбаев), «Акжол» – двое (Ерлан Барлыбаев, Азамат Абильдаев), НПК – один (Айкын Конуров), АНК – двое (Аветик Амирханян, Шамиль Осин). То есть абсолютное большинство в комитете составляет представители парламентского большинства.

Обратим внимание, что из четырех персональных авторов нашумевшей поправки все четверо – нуротановцы. И если Самат Мусабаев является членом комитета по экономической реформе и региональному развитию, а Гани Ташкараев входит в комитет по вопросам экологии и природопользованию, то Мейрамбек Тулепберген и Аскарбек Уйсимбаев – в комитете по аграрным вопросам. В свою очередь, этот же комитет записан в строку авторов поправки. Возникает вопрос, зачем было отдельно выделять авторство данных членов аграрки? Вероятно, потому что они являются реальными авторами поправки, а комитет приписали для усиления веса данной инициативы.

Возникает логический вопрос, какой смысл было передавать руководство комитетом представителю парламентской оппозиции, если он подыгрывает инициативам парламентского большинства, причем в таком принципиальном вопрос, как земельном?

Обосновывая необходимость института парламентской оппозиции на втором заседании Национального совета общественного доверия, Президент Токаев сказал, что нужно обращать внимание на взгляды активных граждан, на общественное мнение. По его мнению, для этого мы должны развивать альтернативность законодательной власти. Именно для этого он предложил законодательно закрепить вопросы политических меньшинств в Парламенте, избирая председателями комитетов представителей других партий. На деле же вышло, что «Акжол» превращается в подразделение фракции «НурОтан», одобряя и визируя инициативы членов этой партии. Ни о какой альтернативности законодательной власти речь уже не идет, пожелания Токаева благополучно похоронили. Не понятно, кому оппонирует парламентская оппозиция, если по такому принципиальному вопросу она согласилась с правящей партией. А может быть, в данном случае «НурОтан» объединился в НПК и «Акжол», чтоб оппонировать Президенту А если это так, то согласится ли Мажилис с предложением Сената предоставлять землю для лесоразведения только казахстанцам?

По сути, парламентская оппозиция не обладает реальными властными рычагами в Мажилисе. В комитете по агровопросам у «Акжол» вместе с НПК всего три голоса. Депутаты от АНК – тоже члены Нур Отан». А это значит, что руководство комитетами парламентскими оппозиционерами на данном этапе остается чистой формальностью. Если бы «Акжол» реально, а не формально хотел бы руководить аграрным комитетом, но направил бы в его состав больше своих депутатов. А пока все выглядит так, будто акжоловцы лоббируют интересы иностранного бизнеса.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.