Неприкасаемых нет: Нетаньяху, Трамп, Джулиани, Джонсон…
Поддержать

Неприкасаемых нет: Нетаньяху, Трамп, Джулиани, Джонсон…

Нина Хрущёва

До заключения перемирия всё внимание мира было сосредоточено на израильских авиаударах по сектору Газа, и, наверное, это было выгодно премьер-министру Биньямину Нетаньяху, против которого ведётся судебный процесс по обвинению в коррупции. Нетаньяху далеко не единственный лидер-популист, над которым нависла юридическая угроза. Аналогичные следственные действия начаты в Австрии, Великобритании и США. Неужели демократические страны нашли, наконец-то, средства (и волю) для разгрома внутренних врагов?

Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим сначала на главного представителя антидемократического популизма – бывшего президента США Дональда Трампа. Он оказался под прицелом следователей в Нью-Йорке (за потенциальные преступления, связанные с налогами и бизнесом) и в Атланте (за попытку отменить результаты президентских выборов 2020 года в США).

На спине некоторых ближайший соратников Трампа тоже появились мишени. Против Рудольфа Джулиани, бывшего мэра Нью-Йорка, ставшего личным адвокатом Трампа, ведётся федеральное уголовное расследование, связанное с его деятельностью на территории Украины.

Джулиани стал известен в 1980-х годах как федеральный прокурор, боровшийся с мафией. Если ему действительно будут предъявлены обвинения, он станет уже не первым человеком из числа «друзей» Трампа, которые подверглись уголовному преследованию. В их числе Пол Манафорт, руководитель избирательного штаба Трампа, и бывший советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн. Но разница в том, что сейчас Трамп уже не президент, и поэтому Джулиани не сможет рассчитывать на помилование.

По мнению сторонников Трампа, подобные расследования совершенно нелегитимны: прокуроры представляют «глубинное государство», которое пытается защитить коррумпированные элиты от администрации Трампа, героически им противостоявшей. Тем временем критики Трампа, наверное, потирают руки: бывшего президента и его клику, много лет откровенно презиравших американские законы, наконец-то, настигло возмездие.

Ах, если бы.

Большинство прокуроров, которые ведут дела Трампа и его соратников, делают это так, будто на цыпочках ходят. Иногда кажется, что они ищут не просто «дымящийся пистолет» (то есть неопровержимое доказательство преступления), а дымящуюся пушку и аккуратно сложенную рядом груду трупов. Как будто ради расследования преступлений меньшего масштаба не стоит начинать атаку на «мир Трампа».

Если говорит шире, то, наверное, преждевременно делать вывод о том, что демократические институты Америки доказали свою устойчивость, выдержав стресс-тест Трампом. Как выяснилось из недавно рассекреченного судебного документа, в прошлом году трамповское министерство юстиции получило секретное разрешение большого жюри на идентификацию пользователя Twitter, который высмеивал члена Палаты представителей Девина Нуньеса, близкого союзника Трампа.

При президенте Джо Байдене Минюст отозвал это требование. Но данный шаг не отменяет того факта, что штатные прокуроры Минюста не воспротивились выполнению беззаконного приказа администрации Трампа.

В результате именно юристам Twitter пришлось отстаивать принципы верховенства закона. Как говорилось в ходатайстве компании, она «обеспокоена тем, что данное требование может не иметь легитимных правовых целей», а в этом случае «у правительства нет никакой необходимости, а тем более убедительной необходимости, раскрывать личность пользователя». Кроме того, в своём ходатайстве компания Twitter призвала суд выполнить «поисковый анализ» с целью определить, «не нарушает ли данное требование» нормы первой поправки к конституции США.

Едва ли это был единственный пример, когда министерство юстиции потворствовало юридически спорным требованиям администрации Трампа. И даже когда высшее руководство отказывалось это делать, находились те, кто был готов пренебречь своими обязанностями.

Например, в последние дни работы администрации Трампа исполняющий обязанности генерального прокурора Джеффри Розен отказался принимать участие в безумной попытке принудить законодателей штата Джорджия отменить результаты президентских выборов в штате. Администрация Трампа едва не уволила Розена за его сопротивление – этот план был задуман в сговоре с Джеффри Кларком, занимавшим пост руководителя отдела по гражданским делам в Минюсте.

Да, внешне правовые институты Америки быстро вернулись к выполнению своих обязанностей, но Трампу явно удалось сильно продавить их. Можем ли мы быть полностью уверены в том, что в будущем они вновь не прогнутся (или даже не сломаются)?

Тем временем в Великобритании премьер-министр Борис Джонсон стал объектом расследований, связанных с целым рядом нарушений этики. Это означает, что принципы верховенства закона вполне себе живы, хотя колесо правосудия крутится очень медленно. Впрочем, и здесь есть причины сомневаться в том, что они всегда будут крутиться вперёд.

Джонсон стал инициатором нескольких расследований в отношении своих коллег по кабинету министров. Наиболее заметное среди них касается утверждений, будто министр внутренних дел Прити Пател запугивает подчинённых. В конечном итоге независимый консультант Джонсона по вопросам кодекса поведения для министров пришёл к выводу, что Пател нарушила этот кодекс. Обычно подобные выводы приводили к отставке министра, но Джонсон проигнорировал выводы независимого расследования. А по поводу расследований его собственных нарушений Джонсон хранит полное молчание.

Схожая история разворачивается в Австрии. Канцлер Себастьян Курц часто манипулирует следователями и прокурорами, стараясь их ослабить. Курц называл «глубоко ошибочным» антикоррупционное расследование, начатое после так называемого «Ибица-гейта» (лидер крайне правой партии, входившей в коалицию Курца, предлагал выгодные госконтракты в обмен на взятку, и эта беседа оказалась запечатлена на видео).

Против самого Курца сейчас тоже начато расследование, связанное с его предполагаемым лжесвидетельством во время расследования «Ибица-гейта». Но время, выбранное для начала этого расследования, вряд ли случайно: это произошло ровно в тот момент, когда популярность Курца резко упала. Скандал разразился в 2019 году, но лишь сейчас судьи и следователи Австрии набрались смелости бросить Курцу вызов.

Популисты утверждают, что их сила – в представительстве воли народа, в том числе его требований безопасности, «закона и порядка». Но в реальности популизм усиливает человеческие слабости – робость, лживость и алчность, а правовые институты не обладают иммунитетом от этих слабостей. Хотя во многих странах популизм отступает, человеческая слабость служит для него бесконечно возобновляемым источником.

Нина Хрущёва – профессор международных отношений в университете The New School, соавтор (с Джеффри Тайлером) книги «По стопам Путина: В поисках души империи через одиннадцать часовых поясов России».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.