Что дали стране два года президентства Токаева?
Поддержать

Что дали стране два года президентства Токаева?

9 июня 2019 состоялись выборы Главы государства, страну возглавил новый Президент – Касым-Жомарт Токаев. Впервые в истории независимого Казахстана в нашей стране произошла передачи власти. С тех пор прошло два года, первый из которых пришелся на «раскачку», а второй – на пандемию. И теперь пришла пора оценить то, что произошло за эти два года, а также подумать, что могло произойти. Одно можно признать однозначно – Казахстан осуществил самый цивилизованный транзит власти на постсоветском пространстве.

Приход ухода

Вот уже два года страна живет с новым президентом. Надо сказать, что это событие можно назвать главным политическим событием последних десятилетий. Если Назарбаев возглавил Казахстан «по умолчанию», получив страну в наследство от СССР, то Токаеву предстоит доказать свою легитимность не только формально, но и фактически. И похоже, он справляется с этой не простой задачей.

Фактор его равноудаленности от всех кланов только сейчас обретает свое истинное значение, когда началась сложная процедура перераспределения собственности.

Экономика должна…

Рассказывая о переменах за последние пару лет, по привычке начнем с экономики (а про политику потом). Отрицать тот факт, что экономическое положение казахстанцев пошатнулось бессмысленно, прежде всего из-за пандемии и падения цен на энергоносители. Ради справедливости необходимо отметить, что здесь нет провала со стороны Президента. Как говориться: его срок стал жертвой обстоятельств. Он столкнулся с вызовами, с которыми страна не сталкивалась с начала обретения независимости. Но самый главный вызов для Токаева – реформирование клановой системы, сложившейся за последние двадцать лет, где ложка за ложкой происходят позитивные перемены.

Тем не менее, Касым-Жомарт Кемелевич пытается играть по правилам и, следуя примеру Елбасы эпохи 90-х, создает свой вариант Высшего экономического совета и Агентства  по стратегическому планированию. Как говорят в кулуарах власти, ключевое изменение заключается в том, что изменилась сама атмосфера на левом берегу Нур-Султана – все меньше самодовольства, и все больше – осознания необходимости перемен.

Аналитики, близкие к Администрации президента, подсчитали и посчитали, что большая часть бюджетных средств пропадает именно на уровне акиматов и срощенных с ними структур (государственных и частных), поэтому Акорда попыталась поставить этот процесс под контроль.  И регионы это почувствовали – акимский состав хотя бы на среднем уровне постепенно обновляется, а «тяжеловесы» начали считаться с новым президентом.

Внешняя политика

Здесь все гораздо сложнее, несмотря на то, что фигура нашего теперешнего президента известна за пределами страны в большей степени, чем другие политики, а его профессионализм дипломата не вызывает никаких сомнений. Несомненно, большую роль в этом сыграло то, что он был заместителем генсека ООН, а по совместительству гендиректором отделения ООН в Женеве. Однако времена меняются, а политика такая вещь, что дружеские и личные симпатии отходят на второй и даже третий планы. Более того, именно дипломатическое прошлое и статус профессионала-международника повышают ответственность Токаева, заставляют его придерживаться европейских стандартов. Тем более, что стремительные геополитические изменения диктуют серьезную корректировку «внутреннего содержания» нашей концепции «многовекторности», авторство которой приписывают Токаеву.  Со свойственной ему осторожностью, заметной только посвященным, Токаев сейчас несколько изменил тональность переговоров с нашими основными геополитическими партнерами. Наиболее это заметно по активизировавшимся инициативам в процессе центрально-азиатской интеграции.  

Слышащее государство?

Но вернемся в нашу страну. Одно из немногих направлений, которые можно назвать чисто «токаевским», по нашему мнению, является концепция «слышащего государства». Надо признать, что она стала настоящей находкой второго президента с точки зрения его позиционирования. И дело не только в том, что «слышащее государство» очень точно уловило тот огромный дефицит в диалоге между обществом и властью, но именно в силу этого дефицита оказалось тем самым фактором, который уже становится триггером изменений. И здесь важны даже не нормативно-правовые реформы, а ментальные изменения и внутри чиновничества,  и внутри нас самих – гражданского общества и каждого казахстанца в отдельности.

Политические реформы – процесс пошел

Можно сколько угодно критиковать Токаева за медлительность модернизации политической системы, но надо признать, что, несмотря на то, что это самое уязвимое поле, на котором он ощущает наибольшее противостояние, сделать ему удалось немало.

Как бы там ни было, но впервые за все годы удалось добиться снижения порога для прохождения партий в парламент — с 7% до 5%, то есть чуть более 600 тысяч человек. Конечно, этого не достаточно, но, как уверяют многие блогеры, количество их подписчиков гораздо больше. Увы, но пока это наиболее приемлемый порог в условиях нашей действительности. Не слишком мало, чтобы не смогли пройти случайные люди, но и не слишком много, чтобы порог не казался недосягаемым для новых партий и движений.

В информационном поле появились такие сентенции, как «токаевская оттепель» и «раскручивание гаек». Факты, вещь упрямая – количество пикетов и митингов в стране за последние годы превысило за все предыдущие вместе взятые.

Еще одним малозаметным, но чрезвычайно важным шагом стало подписание закона, устанавливающего запрет на УДО для осуждённых за коррупцию. В последние годы все чаще мы были свидетелями того, как высокопоставленные и не очень чиновники, осужденные за коррупционные выступления, выходили на свободу спустя пару лет.  Возможно, это одна из самых радикальных антикоррупционных мер за последние десятилетия.

С традиционно невозмутимым выражением лица Глава государства предложил ввести графу «Против всех» в избирательных бюллетенях, выдаваемых на выборах всех уровней. Пусть уже и после парламентских выборов, но Токаев отметил, что такие понятия, как «альтернативное мнение» и «голосование против всех» должны стать нормой для казахстанцев.

Однако прорывной может стать инициатива президента о переходе к выборности районных акимов. По сути, президент предложил швейцарскую модель управления на местах. Жители будут иметь право выбирать сами главу своего района и села. А это значит, что благодаря прямым выборам, аким района будет подотчётен прежде всего перед жителями, во вторую очередь перед «центром». Однако, что еще более важно, у жителей начнет формироваться культура голосования, а у акимов – предпосылки для чувства собственного достоинства.

Что дальше?

Действительно, а что дальше? Общество, сначала настороженно относившееся к президентству Касым-Жомарта Токаева, уже не только к нему привыкло, но и пусть пока молчаливо, но поддерживает действующего Главу государства. Версии о том, что его отодвинут до конца срока появляются все реже и реже. При этом, сам лично Президент ни разу не говорил о втором сроке, на который надо будет избираться через 3 года. На данном этапе главная задача Токаева – сформировать свою команду, набрав новых управленцев и «перевербовав» старых.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.