Пройдут ли выборы акимчиков в желанной тишине?
Поддержать

Пройдут ли выборы акимчиков в желанной тишине?

Под занавес ушедшей недели Касым-Жомарт Токаев изменил указ своего предшественника, касающийся регламента работы маслихатов. Тем временем, без лишнего шума стала появляться информация о назначении выборов сельских акимов в различных регионах страны. При этом и на подготовку к выборам остается очень мало времени – всего месяц. Почему так происходит и что из этого выйдет?

Дополнения без изменений

О предстоящих выборах акимов низшего звена мы упоминали не раз. При этом отмечали три главных момента. Во-первых, власти постараются провести их быстро, сведя внимание общества к минимуму. И пока им это успешно удается. Во-вторых, подчеркивали, что эти реформы внедряются вовсе не для развития местного самоуправления, а для его контроля. В-третьих, выборы сельских акимов теряют смысл, если не вводить прямое голосование и акимов следующих уровней – районных и областных, а также при полном контроле маслихатов. Но, несмотря на это, очень важно участие гражданского общества в грядущей избирательной кампании, независимо от того, является ли кандидат представителем жителем села или города.

Рассмотрим эти моменты, исходя из событий последних дней, начав с указа Токаева от 25 июня. Если быть точнее, это не новый правовой акт, а постановление, вносящее изменения в Указ президента (предыдущего) № 704 от 3 декабря 2013 года. Редакция затронула три-четыре пункта. Обратим внимание на несколько из них. Так, пункт 31 ныне гласит: «Маслихат осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, экономических и социальных программ развития территорий путем заслушивания отчетов акима соответствующей территории». Здесь было просто уточнения по программам – «экономическим и социальным» (до последнего момента их не было в тексте). Контроль через заслушивание отчета, это, конечно, впечатляет, но идем дальше.

Следующий, 32-ой, пункт было дополнен коротко, но более существенно. Если раньше тому или иному акиму маслихат мог выразить недоверие после того, как дважды не примет его отчет, то сейчас к такой теоретической возможности добавилось и другая – «инициирование собранием местного сообщества вопроса об освобождении от должности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа». Вопрос об акиме области или городе республиканского значения не идет, но появляется практическая возможность убрать акимчика, если он (она) придется не по нраву. Правда, что такое «собрание местного сообщества» и как оно работает, многие не знают (как и про работу своего КСК или ОСИ), но сама возможность выглядит вполне логичной – если мы, жители, тебя, акима, избрали, то вполне можем и убрать. Тоже, правда, теоретически.

А вот пункт 34 касается и более крутых маслихатов. До последнего дня он звучал так: «Отчеты ревизионных комиссий областей, города республиканского значения, столицы об исполнении бюджета рассматриваются маслихатом ежегодно». Но здесь редактирование было чисто техническим – так как с момента рождения указа (в 2013-ом) и небольших поправок к нему (в 2017-ом) Шымкент тоже стал городом республиканского значения, то теперь это определение стало во множественном числе – «городов».

Таким образом, мы видим, что главным изменением является появление возможности сместить акима через сход. Возможно, нужно ждать соответствующие поправки в другие законодательные акты и появления новых терминов – например, петиций, о которых президент Токаев впервые заговорил в рамках своего послания в сентябре прошлого года. Но это уже другая тема для разговора. В любом случае, создается стойкое ощущение, что народонаселению слово давать не будут, тем более, что петиции предполагается проводить через те же маслихаты, а они уже полностью контролируются партией власти и ее сателлитами.

Секретные выборы

Наш тезис о том, что грядущие выборы, в отличие от всех других, будут проводиться в полусекретном режиме, похоже, начинают сбываться самым неожиданным (даже для нас) образе. Вместе с выходом постановления Касым-Жомарта Кемелевича, на сайтах районных акиматов стали появляться сообщения от местных избиркомов о проведении выборов сельских акимов с указанием округов, охваченных электоральным процессом, постановлений об очерчивании их (округов) и еще несколько соответствующих документов, включая постановление райизбиркомов о назначении выборов акимов сельских округов.

Как оказалось, они будут нежданно-негаданно проведены уже 25 июля. Даже календарный план опубликован был – его типовой план был спущен сверху (с Центризбиркома) накануне. Кстати, 24 июня, так же тихо-мирно, ЦИК провел заседание «По вопросам организации и проведении выборов акимов сельских округов». Правда, председателя Комиссии на мероприятии не было – как оказалось, он был на больничном (ковидом заболел), но и без него все справились отлично. Ведь, все сводилось к формальному принятию заготовок. Кроме календарного плана, были приняты и разосланы инструкции по работе интернет-страниц местных избиркомов, а также типовые формы избирательных документов (от удостоверения кандидата до протокола голосования). Все эти бумаги вы можете посмотреть на сейте Центризбиркома Республики Казахстан.

А вот сообщения о самих выборах на ресурсах районных акиматов найти посложнее. Если вы не имеете привычки ежедневно мониторить сайт своего районного акима, не вчитываетесь в каждую строчку и (или) не зашли туда целенаправленно, чтобы узнать, не объявили ли о выборах, то вам не узнать об этом событии республиканского значения в районном масштабе (или районного значения в республиканском масштабе). Есть вероятность, что новостишку об этом дадут местные газеты, но, опять-таки, не факт, что она дойдет хотя бы до половины потенциальных избирателей.

Таким образом, подтверждается наше предположение, что власти, центральные, а за ними и местные, мягко говоря, не будут усердствовать с лозунгом «Все на выборы!». Создается такое ощущение, что, напротив, они постараются максимально уменьшить информацию о выступившем в действие электоральном процессе.

Быть избранным?

Странно, но и политические партии, как основные потенциальные участники выборов, стойко молчат. Здесь, опять-таки, можно найти кое-какую информацию, если целенаправленно ее искать на ресурсах той или иной политической организации, в СМИ или соцсетях, но даже в этом случае особо ничего не найдешь. Исходя из этого, возникают подозрения, что в этом «заговоре молчания» вокруг выборов акимов низшего звена задействованы и партийные образования, что, впрочем, не вызовет удивления у большей части электората – среди населения мало кто будет спорить, что у власти (вышестоящих акиматов, АП и т.п.) «все ходы расписаны».

Если говорить о готовности к выборам действующих партий, то неплохой расклад по этому поводу дал политолог Андрей Чеботарев. Мы согласны, с его выводом, что наибольшую заинтересованность в предстоящих выборах должна проявить НДПП «Ауыл», но особого рвения пока не наблюдается. Хотя, возможно, сегодня-завтра «ауылчане» официально заявят об участии в процессе. «Ак жол», Adal и сменившие окраску «народники» уже успели заявить об этом, но, судя по всему, широкого охвата в избирательной гонке у них не будет. Логично было бы подумать, что кандидатов они будут выдвигать в основном по тем округам и в тех районах, где им посчастливилось получить (выиграть?) места в местных маслихатах.

Что касается партии Nur Otan, то мы и здесь согласны с Чеботаревым, предположившим, что «партия власти выдвинет своих кандидатов во всех 836 СНП». Политолог продолжает мысль: «Другой вопрос, сколько из них составят уже действующие акимы, рассчитывающие на переизбрание уже в новом формате, а сколько – новые лица? Не исключено, что Nur Otan привлечет в свои ряды беспартийных граждан, пользующихся авторитетом среди односельчан, с целью их выдвижения». Здесь есть не только зерно здравого смысла, но и некоторые оттенки злого умысла, которым могла бы воспользоваться партия власти, как когда проводила праймериз и участвовала в парламентских выборах, подтянув в свои ряды общественных деятелей. Но на этот раз в партию вступать не обязательно, хотя, думается, большая часть кандидатов будет из проверенных и перепроверенных личностей с партбилетом в кармане.

Тут «нуротановцам» или кому-либо другому можно сыграть на двух основных факторах – на эмоциональном желании самовыдвиженцев и доверии к ним со стороны «местного сообщества». Хорошим стимулом пойти от партии повышение шанса быть зарегистрированным, так как все же существуют некоторые препоны в этом плане для обычных граждан. Формально, нужен 1% подписей от общего числа избирателей в определенном округе. Если там таковых 5000 человек, то нужно заручиться поддержкой 50 односельчан. В принципе, это не так много, а кое-где и меньше, но дело в том, что еще нужен стаж на госслужбе и заветные «42-пятьсот» (одна МЗП) в качестве взноса. Все здесь зависит от реакции и поддержки общества, причем, как мы отмечали, независимо от того, городское это общество или сельское, принимает ли оно непосредственное участие в наступившей избирательной кампании или будет выступать в качестве группы поддержки на зрительных трибунах. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.