Зачем Первый президент Казахстана возводит себе рукотворные памятники
Поддержать

Зачем Первый президент Казахстана возводит себе рукотворные памятники

Распад государства, также, как и распад семьи, утверждают профессиональные политики, имеет глубокие причины, но часто начинается со ссоры.

– Распад огромной империи под названием Советский Союз и всего социалистического лагеря начинался со ссоры в Политбюро, – считает чешский политик Джамиля Стехликова. – Михаил Горбачев невзлюбил первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева. Возможно, просто потому, что считал того любимчиком Леонида Брeжнева, которого он хотел затмить. К тому же, ему было важно иметь во главе союзных республик «своих» людей. Кроме того, Кунаев казался ему слишком старым для молодого дела перестройки.

Как бы то ни было, в начале 1986 года в Политбюро ЦК КПСС созрело решение отправить первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева на пенсию. Михаил Горбачев хотел назначить на этудолжность «человека пришлого, неповязанного городовыми и клановыми связями».

Первым шагом к осуществлению этого плана в январе 1986 года стало неожиданное назначение председателем КГБ Казахстана опытного чекиста, старшего инспектора инспекторского управления КГБ СССР Виктора Мирошника. Имея за спиной мощную поддержку высокопоставленных московских спецов, тот приехал в Казахстан готовым решением искоренять «казахский буржуазный национализм». Проявления так называемого „великорусского шовинизма“ Москву при этом не беспокоили совершенно. Также, как сейчас спецслужбы используются в политических боях на постсоветском пространстве, так и во времена перестройки политические задачи по смене руководства часто возлагались на КГБ.

Треугольник: «КунаевГорбачев-Назарбаев»

Первый секретарь Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев часто продвигал верных и испытанных людей не по родственным и клановым связям, а по заслугам и способностям. В Алма-Ате он принимал в свое ближайшее окружение казахов со всей республики, перемешивая таким образом роды, кланы и жузы. Это до известной меры оздоравливало казахстанскую политику.

Нурсултана Назарбаева Кунаев заметил в середине 70-х. В декабре 1979 года 39-летний второй секретарь Карагандинского обкома партии стал секретарем ЦК Компартии Казахстана по экономике и промышленности. В 1981 году Кунаев на праздновании своего 70-летия назвал его сыном, то есть он уже тогда начал подумывать о нем как о своем преемнике, главными качествами которого должны были быть лояльность и личная преданность. По этим же признакам почти полвека спустя искал себе преемника, и сам Назарбаев и остановил свой выбор на Токаеве.

В 1985 году генеральным секретарем ЦК КПСС стал относительно молодой 55-летний Михаил Горбачев. Он начал продвигать молодые партийные кадры. Нурсултан Назарбаев, который к тому времени уже был председателем Совета министров Казахской ССР, начал быстро входить в доверие к Горбачеву и отдаляться от Кунаева.

В феврале 1986 года на 16 съезде КПК он выступил с критикой в адрес первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахстана Динмухамеда Кунаева. Впрочем, для многих — это не стало неожиданностью: Назарбаев знал, что время Кунаева прошло, наступали времена Горбачева. Весной того же года генеральный секретарь ЦК КПСС впервые внятно произнес слово «перестройка», которое подхватила вся страна.

Динмухамед Кунаев был смещен с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана 16 декабря 1986 года. На его место был назначен русский Геннадий Колбин, не проживавший ранее в Казахстане, что переросло в декабрьские события.

Решение о подавлении выступления силой и переброске в Алма-Ату спецподразделений внутренних войск из других районов страны было принято с подачи Колбина по согласованию с Политбюро ЦК КПСС и лично с Горбачевом. Уж очень он боялся «казахского национализма», о котором председатель КГБ Казахстана Виктор Мирошник рапортовал в Москву. На самом деле вряд ли без горбачевской перестройки возникли бы такие мощный протесты.

Демонстрации казахов за национальное достоинство в декабре 1986 года в Алма-Ате и других казахстанских городах были жестоко подавлены, но стали исторически первым «сейсмическим толчком», который знаменовал мощное «землетрясение» – распад Советского Союза, а следом и всего социалистического лагеря.

Попытка остаться в Союзе

Нурсултан Назарбаев и после декабрьских событий сохранял верность Михаилу Горбачеву. Надо сказать, что позиция первого лица Казахстана в бывшем СССР была всегда очень сильна. Еще бы! Он руководил второй по территории республикой с огромным природными богатствами, промышленным и человеческим капиталом.

Горбачев был поражен силой центробежных тенденций в СССР и внимательно прислушивался к идеям Назарбаева о формировании добровольного сообщества суверенных государств из республик Советского Союза. Казахстанского лидера тогда больше устраивала политическая автономия Казахстана в рамках конфедерации, чем полный суверенитет. К тому же Назарбаев был хорошим медиатором. Он помогал, например, в решении споров между Горбачевым и Ельциным в переговорах о новой форме Союза.

Трудность заключалась в позиции Москвы, не готовой делиться своими огромными полномочиями с республиками. Но некий вариант Договора все же был подготовлен и должен был быть подписан 20 августа 1991 году. Но этому было не суждено случиться – накануне произошел августовский путч 19-21 августа, который привел в итоге к распаду СССР.

В отличии от лидеров остальных республик Центральной Азии Назарбаев выступил в те дни против путча в поддержку Горбачева, которому сохранял преданность.

16 декабря 1991 года Казахстан провозгласил независимость, а 21 декабря подписал в числе 11 бывших республик СССР (без прибалтийских республик СССР и Грузии) совместную Декларацию о целях и принципах СНГ. Так закончилась советская эпоха в истории Казахстана.

«Белый лист» в руках первого президента

В 1991 году в руках Нурсултана Назарбаева оказалась огромная власть и историческая возможность создавать новое государство без приказов из Москвы. Он, можно сказать, произвел управляемый переход от полуколониальной провинции к самостоятельному государству. Если бы его правление не сопровождали бесконечные семейные скандалы и огромная коррупция, любовь народа была бы гораздо искренней и не нуждалась бы в создании культа личности, переименования столицы и улиц и возведения прижизненных памятников.

Судьбоносные решения Назарбаев принимал осторожно, продуманно и никогда не пренебрегал советами. Вокруг него было много соратников и советников, в том числе из Турции и из России.

Одним из безусловных успехов Назарбаева была национальная политика.

В советскую эпоху межнациональное равновесие твердой рукой удерживала коммунистическая партия со своей идеологией интернационализма. После развала СССР на ее место пришла социалистическая партия Казахстана, но она не могла удержать власть и справиться с руководством страны, в том числе с урегулированием межнациональных отношений, а потому быстро теряла влияние на умы и сердца казахстанцев.

В этот исторический момент задача – удержать политический баланс под давлением разноправленных националистических сил – выпала на долю Первого президента Казахстана. Основой для политического развития должны были стать равные возможности политических партий. В то же время, идеология политических партий, общественных организаций и религиoзных групп не могла стать государственной идеологией.

Одним из условий регистрации общественной организации была возможность членства в них всех граждан Казахстана независимо от национальности, пола, языка, социального происхождения, места жительства или отношения к религии. Таким образом, любые националистические организации или партии были открыты всем гражданам.

В общественной дискуссии приняли участие такие партии, как ДПК «Азат», «Желтоксан» или Республиканская народная партия экс-премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина. Некоторые партии настаивали на одном государственном языке, на смягчении правил для возникновения новых политических партий, либо требовали установления коалиционного правительства, составленного из всех зарегистрированных партий.

Назарбаеву удалось, заручившись поддержкой всех этнических групп, удержать баланс между взаимно антагонистическими националистическими партиями и организациями. С другой стороны, условия для возникновения и деятельности новых политических партий были и остались очень ограниченными, политического соревнования в Казахстане практически не существует.

Если сравнивать преодоление хозяйственного и экономического кризиса, который постиг все постсоветские республики после распада СССР, Казахстан можно отнести к числу победителей. В 1991-1992 годах был разработан первый трехлетний план – Стратегия становления и развития РК как суверенного государства. Назарбаеву удалось сплотить качественную и квалифицированную команду, которая осуществляла необходимые реформы и сотрудничала с опытными экспертами. Например, с экономистом Григорием Явлинским из окружения Михаила Горбачева. Но ни одна реформа не может происходить безболезненно. В 90-х закрывались фабрики и заводы, росли безработица и инфляция, снижался уровень жизни населения. Помогли огромные природные богатства Казахстана. Западные кампании начали инвестировать не только в России и Украине, но и в Казахстане, что стало основой экономического благосостояния в будущем.

Памятники, памятники…

Это были первые шаги нового, суверенного государства. Заслуги первого Президента Казахстана бесспорны и записаны в истории. Но нельзя забывать, что время идет, народ Казахстана молодеет, и, решая насущны проблемы, смотрит не в прошлое, а в будущее.

19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев подписал указ о прекращении своих полномочий. Это был первый пример прекрасно организованного, но, тем не менее, шокирующего неожиданностью транзита власти на постсоветской территории, если не считать временную передачу российской власти взаймы от Путина к Медведеву в 2008 году. Его преемник, Касым-Жомарт Токаев, давая присягу народу Казахстана, сравнил Назарбаева с основателем современного турецкого государства, первым президентом этой страны Мустафой Кемалем Ататюрком.

Но теперь в Турции культ Ататюрка уступает место культу Эрдогана и Казахстану важно не пойти по такому же пути, когда культ Первого президента Казахстана со временем уступит место культу Токаева или его преемника. Конечно, пока он жив, Назарбаев будет продолжать удерживать в руках огромную власть и влияние. По понятным причинам он стремится себя обессмертить, но рукотворные памятники, как показывает история – вещь зыбкая. Назарбаев может достичь исторического бессмертия в успехе народа и страны в целом.

Джамиля Стехликова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.