Чем грозит Казахстану новая Стратегия национальной безопасности России?
Поддержать

Чем грозит Казахстану новая Стратегия национальной безопасности России?

На днях Владимир Путин своим указом обновил Стратегию нацбезопасности Российской Федерации. Чем этот документ обернется для Казахстана с учетом той самой «исторической общности», на которую у Кремля сейчас свое видение?

Надо признать, что Казахстан в нашем глобальном мире все еще в большей степени «глобализируется» через Россию. Поэтому Стратегия, хотим мы того или нет, должна заинтересовать не только наших политиков и политологов, но и рядовых граждан.

Для начала следует отметить, что уже изначально появилась некоторая неразбериха в СМИ – некоторые издания называют документ «концепцией», что, в принципе, позволяет вольно излагать и, соответственно, интерпретировать некоторые пункты. К слову, нынешняя Стратегия появилась на основе той, что принята дюжину лет назад (до этого была именно Концепция), и главной причиной ее появления послужил российско-грузинский вооруженный конфликт. Тогда появилась необходимость более четкого определения безопасности России внутри страны и на мировой арене, включая ее претензии на мировое влияние, использование энергоресурсов в политических целях и так далее.

Прошлая Стратегия была принята на период до 2020 года и уже считается устаревшей по названию. Настоящий же документ во многом повторяет предыдущий – он так же амбициозен, но в нем меньше конкретики и четкости. При этом в нем подчеркивается: «Стратегия национальной безопасности является базовым документом для других стратегий и концепций». Не думаем, что отсутствие конкретики в столь важном акте является упущением кремлевских разработчиков, тем более, такого рода документы разрабатываются не один месяц. С другой стороны, мир сейчас меняется слишком быстро, и концепция будет восприниматься в стране и мире именно с позиции настоящего момента, хотя она принимается на годы вперед. Нетрудно связать подписание президентом этого документа с недавней встречей с Байденом, заявлением НАТО о пересмотре в ближайшее время концепции взаимоотношений с Россией и Китаем и другими событиями последнего времени.

Именно этим можно объяснить обтекаемость формулировок и многозначительность намеков – это многократно выверенные и тщательно отредактированные пункты, от которых в дальнейшем будет отталкиваться Кремль и правительство, решая вопросы внутренней и внешней безопасностей. Естественно, что все или почти все эти пункты предназначены для ушей рядовых россиян и зарубежных «империалистов». Нам, кто не относится ни к тем, ни к другим, приходится «читать между строк». При этом, надо понимать, что ни в одном подобном вы не найдете открытой агрессии, а уж тем более, о стремлении аннексировать чужие территории или что-то в этом роде. Но внимательное прочтение может найти намеки на такие вещи.

Внешний фактор

После общей главы, в которой отмечается, что Стратегия выработана, «основываясь на фундаментальных принципах Конституции РФ» (изрядно отредактированных в прошлом году), следует глава «Россия в современном мир: тенденции и возможности». Выделим несколько наиболее важных, на наш взгляд (взгляд из Казахстана) моментов.

Если вкратце, то Запад стремится «сохранить свою гегемонию», а Россия «должна способствовать устойчивости системы международных отношений». Стоит отметить, что в этой главе каким-то образом оказались и пункты, касающиеся общества и внутренней стабильности – что-то в духе «традиционных духовно-нравственных ценностей» и других скреп, а также о том, что россияне противостоят всему нехорошему, буржуинскому. Здесь же отдельно сказано про «демонстрацию экономической устойчивости» и «противостояние внешнему санкционному давлению». Тут, как говорится, без комментариев.

Далее речь идет об «обострении военно-политической обстановки, в том числе вблизи государственной границы», а также о «инспирирование в СНГ дезинтеграционных процессов целях разрушения связей с Россией с ее традиционными союзниками». В переводе на нормальный язык это означает, что Кремль возмущен тем, что ЕС и Госдеп настраивают бывшие союзные республики против него. Как это делается, какими способами и для чего – это вопрос отдельный, но ясно, что, исходя из этого пункта, Путин и его команда могут предпринять какие-то кардинальные меры противодействия. Ведь не случайно именно в этом пункте упоминается о возможности перерастания конфликтов в региональные и локальные войны, «в том числе с участием ядерных держав».

Следует обратить внимание и на следующий пункт, в котором говорится об «искажении мировой истории», «реабилитации фашизма» и запрещении деятельности российских СМИ. Можно было ответить в духе «Кто бы говорил…», но, наверное, читатели и так все понимают. Сюда же включили «ограничение русского языка», что также, учитывая провокационные материалы в некоторых ведущих российских информагентствах, прямо или косвенно относится к нам. Хотя недавние визиты высокопоставленных чиновников из Москвы несколько сгладили это мнение, но факт остается фактом. Тем более, попытки распространения «Русского мира» под прикрытием сохранения культуры выглядят, скажем так, далеко не однозначно.

Немного позабавило то, что далее все же признается наличие в стране «социально-экономических проблем», которые используют «недружественные страны» для «разрушения внутреннего единства и радикализации протестного движения». Это, вроде бы, нас не касается, но учитывая то, что наше гражданское общество внимательно следит за тем, что происходит по ту сторону северной границы, это может оказывать определенное влияние и на Казахстан.

Дела внутренние

Отдельная глава посвящена национальным интересам и таким же стратегическим приоритетам России. Здесь интересен раздел об «обеспечении национальной безопасности».

Как и следовало ожидать, все начинается с развития человеческого потенциала, улучшения жизни россиян и прочих красивых слов и выражений, в чем мы очень похожи. Правда, у наших правителей нет поводов обвинять во всем Запад, но оно успешно списывает свои промахи на «мировой финансовый кризис».

Хорошо, что Кремль осознает прямую связь нацбезопасности с уровнем жизни россиян (мы еще стесняемся признаваться в этом на таком уровне), но российские эксперты не видят в декларативных заявлениях Стратегии чего-либо конкретного. Кстати, логично было бы увидеть упоминание о гастарбайтерах, но о них почему-то опять «забыли». Может быть, это и к лучшему.

Зато в пункте об «Обороне страны» говорится о том, что злые внешние силы давят не только на Россию, но и на ее партнеров и союзников. Хотелось бы думать, что здесь имеется в виду Беларусь, но это несколько обманчивое мнение и, вполне возможно, что разработчики документа имели в виду Казахстан вместе с другими странами Центральной Азии. В целом, здесь все изложено в духе «холодной войны» с упоминанием в негативном свете НАТО и США, но есть и что-то новенькое – например, «защита национальных интересов и граждан РФ за пределами ее территории». Эта цитату можно очень широко интерпретировать, в том числе и в нашу сторону.

Немало сказано и о различных киберугрозах, в том числе того, что так или иначе касается и Казахстана. Во-первых, надо помнить, что мы с Россией находимся в одном информационном поле и многое в нашей Сети зависит от «северного соседа». Во-вторых, аналогичные аргументы могут предъявлять и казахстанские власти с целью ограничения интернета, что, в принципе, сейчас уже делается различными способами. Проще говоря, ссылаясь на какие-то внешние угрозы и наличия насилия в Сети можно будет под шумок подключить «рубильник».

Немало можно подчерпнуть и в разделе про экономическую безопасность. Здесь, как вы понимаете, немалое может относиться к нам, так как Казахстан во многом зависит от экономики России. Что касается взаимоотношений с партнерами и союзниками, то РФ в первую очередь будет думать о своих выгодах. Впрочем, во вторую и третью очереди тоже о себе. Так что, даже если некоторые из пунктов о развитии экономики нашего союзника по ЕАЭС и ТС смогут воплотиться в жизнь, то, думается, это будет за наш с вами счет.

Вместо заключения

В конце Стратегии вновь говорится о международных аспектах. В частности, при упоминании «достижений целей внешней политики РФ», кроме прочего, идет речь об углублении сотрудничества со странами СНГ, но сюда же включены зачем-то Абхазия с Южной Осетией – странно, что ДНР с ЛНР не включили. Как-то двусмысленно звучит пункт «содействию устранению и предотвращению возникновения очагов напряжения на территориях, соседних с РФ», а «оказание союзникам РФ поддержки при решении ими вопросов обороны и попыток внешнего вмешательства», с определенной точки зрения, можно воспринимать как угрозу.

Точно также на свой (но несколько с другой стороны) счет можно воспринять заявление о «защите российских граждан и компаний за рубежом», учитывая, что казахстанские власти и граждане могут даже не знать, кто у кого из тех, кто находится в нашей стране вдруг окажется паспорт Российской Федерации. В общем, тут нужно учитывать имеющийся опыт, в том числе, с упомянутыми Абхазией и Южной Осетией (не говоря про Крым и Донбасс). В этом плане «оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом» также звучит далеко неоднозначно.

Таким образом, Россия не особо стремиться измениться. Во внешней политике продолжается развитие темы «вокруг одни враги», во внутренней – несколько обновленные обещания. Так получилось, что Казахстан связан со многими этими направлениями – и по геополитике, и по историческим связям, и по «синдрому заложника». Но, в любом случае, нам что-то нужно предпринимать по этому поводу. В начале текущего года в информационных лентах попадались сообщения о том, что разрабатывается новая Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан, но кроме отдельных ее пунктов обществу ничего не известно. Впрочем, как бы то ни было, это тема для отдельного разговора.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.