Высокопоставленные чиновники должны быть готовы к тому, что их прослушивают
Поддержать

Высокопоставленные чиновники должны быть готовы к тому, что их прослушивают

Скандал с незаконным прослушиванием телефонов и гаджетов около 50 тысяч политиков, журналистов, общественных деятелей по всему миру, включая Казахстан, вызывает недоумение. «Нас слушали, слушают и будут слушать», — считает казахстанский адвокат Рена Керимова.

Материалы по теме

«Уверена, что в большинстве случаев это происходит незаконно, поскольку на подобные действия требуется санкция следственного суда или, в некоторых случаях, прокурора, а отношении действующего судьи санкция Генерального прокурора. Ограничение на право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного акта. Для получения санкции суда сотрудники спецслужб должны представить в суд достаточно основанных на законе доказательств о необходимости проведения негласных следственных действий. Например, о том, что человек готовится совершить преступление или уже причастен к его совершению. Никаких гипотез в суде быть не может, только факты! Но, к сожалению, в нашей стране сотрудниками правоохранительных структур чересчур вольно трактуется закон. Иногда мне кажется, что для них действует индульгенция от уголовного преследования.

Поэтому часто случается так, что объект прослушки может вообще не иметь никакого отношения к расследованию. Не зря же следователи до сих пор любят повторять дурацкую и несмешную шутку: то что вас еще не посадили — это не ваша заслуга, это наша недоработка!

Парадокс заключается в том, что, не имея законных оснований на прослушку, и тем не менее проводя ее, спецслужбы сами грубо нарушают закон и уходят в «нелегальный оборот». Вот и получается, что закон живет своей жизнью, а практика своей.

В любом случае, если спецслужбам в интересах государства все же необходимо контролировать действия высокопоставленных чиновников, то остается только законодательно закрепить возможность прослушивания кабинетов, телефонов, просмотра почты и т.д. определенного круга лиц. Но, тогда как быть конституционными правами граждан?»

Кто-то должен делать «грязную работу»

Компания, создавшая программное обеспечение Pegasus, сегодня стоит более миллиарда евро. Ее основатели утверждают, что у группы имеется около 60 заказчиков «самого высокого уровня» в 40 странах: «кто-то в мире должен делать грязную работу». Однако, при это подразумевался шпионаж для борьбы с «серьезными преступлениями и терроризмом». Значит ли это, что к ним причастны ЭмманюэльМакрон или нынешний президент Казахстана Касмым-Жомарт Токаев? В этом, собственно, и заключается правовая и этическая подоплека скандала. Особенную пикантность этому придает то обстоятельство, что право пользования Pegasus предоставляется только государствам и госагентствам.

Любопытно, что во время проведения расследования Международным консорциумом журналистов ни один из известных политиков не отдал на время расследования свой смартфон для экспертизы в то время, как судебно-медицинская экспертиза, проведенная лабораторией безопасности Amnesty по 67 смартфонам, номера которых указаны в списке, выявила 37, которые либо были успешно взломаны трояном, либо показали признаки попытки проникновения.

Еще более интересно то, что Pegasus бессилен перед американскими номерами. В списке из 50 тысяч номеров нет и российских и китайских источников. Впрочем, это вовсе не исключает, что в этих странах нет прослушки. Более того, логично предположить, что Pegasus просто меньше «повезло». Тем не менее, десятки жертв взлома уже подают жалобы в суд. В Казахстане, насколько нам известно, несмотря на угрозы правозащитников, таких прецедентов пока нет. Но даже если он появится, по мнению адвоката, выиграть такой процесс будет не просто.

В свою очередь, в NSO Group назвали расследование основанным «на неверных предположениях и неподтвержденных теориях». В NSO Group проверили опубликованные данные и отрицают, что их ПО как-либо замешано в слежке за активистами и журналистами. Тем не менее, там заявили, что «продолжат расследование всех достоверных заявлений о неправомерном использовании программы и предпримут соответствующие действия».

Как это работает?

Эксперты говорят, что «технология взлома крайне элегантна в своей простоте. Жертва получает сообщение в iMessage или обычную СМС-ку. Достаточно просто открыть его и атакующая сторона полностью завладеет устройством. Никаких переходов по ссылкам, никакого фишинга или звонков — всего лишь открытое сообщение. В исследовании сказано, что Pegasus взламывает даже iOS 14.6, где усилены настройки безопасности. Кажется, что новый слоган компании Apple «Приватность. Это про iPhone» требует серьезной доработки». На Android ситуация даже хуже. Исследователи утверждают, что на девайсах с этой ОС гораздо сложнее найти следы взлома. Ни шифрование, ни VPN, ни защищенные мессенджеры тут не помогут.

В 2019 году мессенджер WhatsApp, популярный и среди россиян, подал в суд на NSO Group. Тогда программа, позволяющая полностью прослушивать девайсы как на iOS, так и на Android, использовала звонки через WhatsApp, чтобы получить доступ к телефону, запускать любые программы, прослушивать звонки, смотреть переписки. Согласно исследованию мессенджера, жертвами взлома тогда стали минимум 1400 человек.

Легализованная прослушка

Любое государство, включая Казахстан, признает право граждан на тайну частной жизни одним из основополагающих принципов свободы личности. Его защищает конституция, а нарушителям грозят серьезные санкции.

При этом государствооставляет за собой право прослушивать телефоны людей, а также читать переписку и следить за активностью в интернете. Официальным основанием для этого могут считаться борьба с терроризмом и преступностью.

В России прослушка телефонов и контроль интернет-трафика спецслужбами скрывается под аббревиатурой СОРМ — «Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий». Операторы мобильной связи и интернет-провайдеры сами подключают к ней оборудование. При этом они не спрашивают разрешения суда на прослушку и не могут ее контролировать. Технически сотруднику спецслужб достаточно просто нажать несколько кнопок, чтобы поставить разговоры на прослушку.

В 2016 году правозащитная группа «Агора» на основе данных судебного департамента при Верховном суде России написала доклад «Россия под наблюдением». В нем говорится, что с 2007 по 2015 годы суды выдали больше 4,5 млн разрешений на прослушку и запись телефонных разговоров, а также на доступ к переписке. Если учесть, что в одном решении может быть сразу несколько фамилий, цифры значительно возрастают. «Таким образом, за последние 9 лет не менее 9 млн человек (примерно 6% жителей) в Российской Федерации могли подвергаться прослушиванию только на основании судебного решения», — отметили правозащитники. Аналогичных исследований в Казахстане явно не проводилось, но, исходя из наших аналогий, можно предположить, что в Казахстане прослушивается не менее 3 тысяч человек.

«Слышащее государство» и не только

Увы, если с легальной прослушкой все более или менее понятно, то гораздо больше вопросов с несанкционированной прослушкой, которая, скорее всего, гораздо шире по своим масштабам. Известно, что такой возможностью располагают не только спецслужбы, но и крупные бизнес-корпорации, в которых работают собственные службы безопасности. Не брезгуют таким способом и при разводах или борьбе с конкурентами.

Сегодня даже в открытом доступе можно найти много сайтов, на которых предлагают установить на смартфон так называемые программы контроля. Продавцы подобных услуг, говорят, что этот софт позволит записывать разговоры, получать доступ к смс-переписке и журналу звонков.

Иногда для этого нужен доступ к телефону, что вызывает определенные проблемы, поскольку забрать телефон у пользователя не всегда возможно. Однако в большинстве случаев программное обеспечение можно установить удаленно. Проверить, действительно ли это работает, можно только если воспользоваться такими услугами.

Как понять, что вас слушают

Если прослушкой занимаются спецслужбы, то понять, что вы стали ее объектом, практически невозможно. То же самое можно сказать и о взломе системы SS7, использовании мобильных комплексов и поддельных базовых станций.

Но есть несколько косвенных признаков, по которым можно определить, что смартфон, вероятно, прослушивают с помощью программ-шпионов или вирусов. 

Во-первых, аккумулятор телефона разряжается быстрее обычного, а сам смартфон греется сильнее обычного и/или начинает «жить своей жизнью», самопроизвольно включаясь или выключаясь и даже отправляя вызовы. Кроме того, об этом могут говорить систематические помехи во время разговора, а также гул, гудение или шуршание. И наконец, если телефон медленно работает. Речь идет о долгой загрузке при включении и выключении, а также о долгом подключении к мобильному интернету при хорошем сигнале.

Чтобы обезопаситься, эксперты советуют проверить телефон на наличие вирусов и вредоносных программ. Если их найти не получится, тосоветуют сбросить настройки устройства до заводских. При этой процедуре важные данные со смартфона лучше перенести на другой носитель информации, поскольку с аппарата она удалится. Еще специалисты советуют установить хороший антивирус и регулярно его обновлять.

Кроме этого, не стоит загружать приложения от малоизвестных разработчиков и пользоваться для связи мессенджерами, поскольку у них надежные системы шифрования. А еще следует с осторожностью подключаться к непроверенным сетям вай-фай. При этом самым надежным способом сохранить разговор в тайне остается личная встреча, а не какие-то другие способы коммуникации.

По словам адвоката Рены Керимовой, «За всю мою многолетнюю практику я ни разу не сталкивалась с случаями прослушивания разговоров по популярным интернет-мессенджерам, таким как «what’s app», «telegram», «signal» и др. А вот обычные разговоры по мобильному телефону – практически в каждом деле. Но это не значит, что мессенджеры абсолютно безопасны. Отнюдь. Я советую все же личные встречи проводить без смартфонов и ноутбуков».

Если же вы хотите развеять или, наоборот, подтвердить опасения в том, что вас прослушивают, нужно обратиться к сотовой компании, которая предоставляет вам услуги мобильной связи, или к специалистам по киберзащите.

Напомним, что в феврале 2017 года КНБ РК опубликовал приказ председателя комитета Карима Масимова об утверждении нового техрегламента о «требованиях к телекоммуникационному оборудованию по обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий, сбора и хранения служебной информации об абонентах». Он обязывает операторов связи иметь оборудование, «обеспечивающее перехват, запись, хранение, прослушивание, просмотр, запись (экспорт) на внешние носители произведенных аудио- и видеопереговоров и текстовых сообщений». То же касается данных, переданных через интернет.

Примечательно, что тогда общество довольно спокойно отреагировало на эту новость. То ли решили, что это касается только борьбы с терроризмом, то ли все уже свыклись с тем, что их прослушивают и даже воспринимают это как принадлежность к «кругу избранных».

Только TeliaCompany, тогда еще входившая в состав казахстанского сотового оператораKcell, выразила обеспокоенность намерениями правительства РК получить полный доступ к личным данным абонентов в реальном времени без обращения к оператору. Кто знает, не было ли это в том числе одной из причин ухода с нашего рынка крупного международного оператора, не допускающего потери оперативного и технического контроля над своим оборудованием.

Что же делать, если вы все же оказались в поле зрения спецслужб, и они утверждают, что располагают компрометирующими фактами?

Прежде всего, адвокат советует добиться того, чтобы вам представили на прослушивание эти аудиозаписи или видеоматериал. Важно понять, действительно ли такой материал существует или орган, ведущий уголовный процесс, попросту блефует. Кроме того, ознакомиться с заявлением или рапортом, послужившим основанием для проведения в отношении вас негласных следственных мероприятий. Правда, на первом этапе следствия, в момент задержания, получить какой-либо документ будет довольно сложно. Силовики, как правило, хорошие психологи и умело пользуются тем, что человек в этой ситуации напуган и дезориентирован.

Р/S. К слову, президент Франции Эммануэль Макрон не только созвал совет обороны и национальной безопасности, чтобы обсудить это шпионский скандал, но и сменил свой телефон. Последуют ли его примеру наш президент, премьер-министр и аким южной столицы?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.