Китай сокращает кредитование зарубежных стран
Поддержать

Китай сокращает кредитование зарубежных стран

Недавно в Дакаре (Сенегал) состоялся восьмой Форума сотрудничества Китай-Африка (FOCAC). На прошлых форумах, которые проводятся раз в три года, Китай объявлял о выделении крупных пакетов финансирования на развитие. Но в этом году председатель КНР Си Цзиньпин открыл FOCAC обещанием предоставить ещё один миллиард доз вакцин от Covid-19 и увеличить паевые инвестиции частного сектора в Африку. Это всего лишь один из признаков глубоких изменений в ландшафте помощи развитию в результате пандемии.

Кризис Covid-19 заставляет власти и специалистов по экономическому развитию во всём мире перегруппироваться и пересмотреть свои подходы. Появление новых штаммов, а также всё более очевидные последствия изменения климата напоминают нам о том, в какой малой степени люди в реальности контролируют природу. Тем временем ограничения на передвижение людей и сбои в международной торговле продемонстрировали риски, возникающие из-за глобальной взаимозависимости.

И в этом первый важный урок пандемии: развитие начинается дома. Вместо сохранения зависимости от трансграничных потоков государства мира должны осознать и создавать собственное богатство, то есть активы и ресурсы, которые находятся внутри их границ.

В прошлом богатству не уделялось достаточного внимания экономистами и властями. Начать с того, что на Глобальном Юге часто раздаются жалобы на то, что оценки долговой устойчивости (например, совместные «Принципы анализа долговой устойчивости» Международного валютного фонда и Всемирного банка) обычно узко сфокусированы на обязательствах, неадекватно учитывая сторону активов в балансе госсектора. На позитивной стороне баланса намного больше внимания привлекали потоки, например, ВВП, а не объёмы активов и чистая стоимость.

Причина этого в господстве краткосрочного мышления. Если ВВП показывает количество денежных доходов или объём выпуска в стране за год, то в показатель богатства включает также стоимость базовых национальных активов, в том числе человеческого, природного и производственного капитала, формирующего фундамент сравнительных преимуществ страны. Именно поэтому учёт богатства позволяет получить важнейшую информацию о перспективах страны в сохранении и увеличении доходов в долгосрочной перспективе.

Однако сегодня наблюдается нехватка информации о размерах активов госсектора и чистой стоимости. Доклад Всемирного банка «Изменение уровня благосостояния наций 2021» в некоторой степени позволяет заполнить этот пробел в знаниях, что делает его бесценным ресурсом для принятия политических решений в наши дни.

Сбои в производственных цепочках совершенно явно причинили миру острую боль. Но второй урок пандемии заключается в том, что многие страны с низкими доходами и с доходами ниже среднего уровня до сих пор страдают от гораздо более фундаментальных проблем, например, отсутствия медицинского персонала и ресурсов (начиная с больничных коек и заканчивая аппаратами искусственного дыхания). А для некоторых тормозом экономического развития является неспособность обеспечить питьевую воду, электричество и услуги канализации.

После 70 лет сотрудничества и оказания помощи развитию, как это в принципе возможно, чтобы многие страны оставались запертыми в ловушке доходов ниже среднего уровня и не имели достаточных возможностей для удовлетворения базовых нужд своих граждан? Винить в этом можно провалы как рынка, так и государства, причины которых не в последнюю очередь коренятся в давней неолиберальной ортодоксии.

Ключевая проблема в том, что помощь развитию неадекватно устраняла узкие места в инфраструктуре. Отчасти именно этим объясняется тот факт, что африканские страны обычно рады китайским инвестициям.

Как отмечал в 2020 году министр иностранных дел Китая Ван И в своей речи о FOCAC, Китай занимался финансированием и строительством, завершив тысячи «жёстких» и «мягких» инфраструктурных проектов в Африке за первые два десятилетия нынешнего века. В результате в Африке были сооружены более 6 тысяч километров железных дорог и примерно столько же автомобильных. Кроме того, Китай построил почти 20 портов, более 80 крупных электростанций, более 130 медицинских объектов, 45 стадионов и 170 школ.

Всё это серьёзно помогло поддержать структурную трансформацию в Африке. По данным нашего исследования, примерно 75-78% профинансированных Китаем проектов, завершенных в 54 африканских странах в период с 2000 по 2014 годы, помогали расширить какое-нибудь одно из пяти ключевых узких мест. Иными словами, семь из десяти завершённых проектов удовлетворяли базовые нужды народов континента. Более того, с 2011 года в 18 странах Африки промышленный сектор встал на траекторию роста.

Впрочем, остаётся ещё много пространства для улучшений. Проблемы с таргетированием возникли у 22% завершённых проектов «жёсткой» инфраструктуры и 26% проектов «мягкой» инфраструктуры. Это означает, что они не были реально мотивированы спросом, что может приводить к появлению «белых слонов». Кроме того, как выяснилось в ходе исследования Центра глобальной политики развития при Бостонском университете, существуют опасения по поводу социальных и экологических последствий этих проектов. Очевидно, что надо проводить конкретные исследования по странам.

Хорошая новость в том, что Китай обязался прекратить финансирование строительства угольных электростанций и увеличить инвестиции в возобновляемую энергетику. Согласно новейшим данным о китайской помощи развитию, более 60% инвестиционных проектов Китая связаны с «зелёными» секторами экономики. Но есть и плохие новости: начиная с 2017 года, два крупных госбанка Китая резко сократили объёмы кредитования зарубежных стран; а в таргетировании проектов ещё многое нужно улучшать.

FOCAC – это отличное место, чтобы начать решать эти проблемы и, если говорить шире, обновить сотрудничество между Китаем и Африкой с учётом уроков пандемии. Это означает, прежде всего, обязательство оказывать помощь и сотрудничать в сфере развития на основе существующего спроса, удовлетворяя специфические нужды каждой страны.

Рыночный подход, сочетающий внешнюю торговлю, помощь и инвестиции, может оказаться обязательным для успеха, поскольку он помогает гарантировать совпадение стимулов у равноправных партнёров. Крайне важно, чтобы все финансируемые Китаем проекты соответствовали стандартам экологического, социального и корпоративного управления (ESG). Проекты «мягкой» инфраструктуры, которые укрепляют здравоохранение, образование и качество управления, должны стать приоритетом.

Если говорить шире, Китай обязан улучшать стандартизацию и прозрачность своей помощи зарубежным странам и проектов сотрудничества с ними. В конечном итоге это потребует принятия всеобъемлющего закона о зарубежной помощи, в центре внимания которого будет обеспечение прозрачности и подотчётности.

Кроме того, критически важно привлекать к этой работе больше участников, в том числе частный сектор и многосторонние банки развития, для организации смешанного финансирования. Учитывая долгосрочную природу необходимых инвестиций, всем участникам нужно будет придерживаться концепции «терпеливого капитала».

Постпандемическая повестка ясна: страны мира обязаны опираться на свои ресурсы и устранять узкие места в инфраструктуре. Благодаря правильным подходам к проводимой политике и к финансированию, государства сумеют мобилизовать ресурсы, необходимые для расчистки пути к устойчивому развитию.

Джастин Ифу Линь бывший главный экономист Всемирного банка, декан Института новой структурной экономики, декан Института сотрудничества и развития Юг-Юг. Янь Ван – бывший старший экономист во Всемирном банке, старший научный сотрудник Центра глобальной политики развития при Бостонском университете.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.