СНГ – путь от могильщика СССР до театра одного актера
Поддержать

СНГ – путь от могильщика СССР до театра одного актера

В эти дни в Санкт-Петербурге прошел юбилейный саммит Содружества Независимых Государств. От нашей страны в его работе приняли участие Президент Касым-Жомарт Токаев и в качестве почетного гостя ветеран пост-советской политики, а также единственный из основоположников СНГ Елбасы Нурсултан Назарбаев.

Да, ровно 30 лет назад именно в Алматы состоялось рождение этого межгосударственного объединения. Тогда, 21 декабря 1991 года, в Алматы в здании нынешнего Дома Дружбы собрались главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Из других бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония, которые взяли принципиальный курс на воссоединение с Европой, и Грузия, которая присоединилась к СНГ позднее.

Надо сказать, что появлению СНГ предшествовали драматические события. Огромная империя под названием СССР с 250-миллионным населением и колоссальным ядерным арсеналом трещала по швам. У всех перед глазами стоял опыт Югославии, где после распада между национальными республиками шла ожесточенная война. Обеспечить цивилизованный развод на части некогда единой страны с учетом разнонаправленных геополитических, исторических, экономических, цивилизационных, национальных и иных интересов представлялось делом чрезвычайно сложным. Да и встреча 8 декабря в Беловежской пуще руководителей России, Украины и Беларуси возвестила не только о кончине СССР, но и появлении союза славянских государств. В ответ уже 13 декабря в туркменской столице Ашгабаде встретились президенты пяти центрально-азиатских республик, где обсуждались перспективы собственного объединения. Фактически процесс размежевания рисковал пойти по национально-религиозному принципу, когда на месте бывшего Союза могли возникнуть противостоящие друг другу славяно-христианский и тюрки-мусульманские блоки со всеми вытекающими рисками.

В таких условиях по инициативе Нурсултана Назарбаева и состоялась та историческая встреча. В ходе нее была подписана Алматинская декларация, в которой излагались основные цели и принципы СНГ. В частности, в ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного или нейтрального государства.

Главная заслуга Содружества особенно в 1990-е состояла в том, что оно обеспечило относительно безболезненный переход от СССР к статусу независимых субъектов международного права. Здесь были вопросы границ, раздела советского имущества, распределения активов и обязательств Союза, многие другие. В то время в разных частях СНГ уже начинались конфликты: война между Арменией и Азербайджаном, гражданские войны в Молдове и Таджикистане, сложная обстановка в национальных автономиях самой России и т.д. Тем не менее, механизмы СНГ позволили избежать гораздо больших по масштабу потрясений.

Другое дело, что на этом позитивы от СНГ в общем-то заканчиваются. Вопрос не только в том, что практически все благие намерения о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве или равноправном политическом партнерстве застопорились. Проблема заключалась в кризисе доверия между участниками и разнонаправленных векторах развития. Так, Азербайджан, ряд стран Центральной Азии больше тяготели к естественным тюркским и мусульманским корням. Украина, Грузия, Молдова рассматривали пост-советскую интеграцию лишь в качестве промежуточного этапа на пути вступления в западные институты. Туркменистан взял курс на нейтралитет и самодостаточность. Армения, Беларусь, отчасти Казахстан в силу большей зависимости от России, пытались осуществлять сбалансированную политику. Россия же рассматривала СНГ как инструмент сохранения господства в соседних странах.

Все это приводило к коллизиям внутри организации. Уже к концу 1990-х в рамках Содружества возникли группы по интересам. И если Евразийский экономический союз включал страны, лояльно настроенные к Кремлю, то ГУАМ в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы напротив объединили усилия с тем, чтобы сообща противостоять давлению Москвы.

Ситуация усугубилась с приходом в Кремль Владимира Путина. Взяв курс на реваншизм и восстановление СССР новое руководство России не стало обременять себя обязательствами в рамках Содружества. В риторике и практических действиях Путин все чаще стал подменять равноправие – правом сильного, целесообразность – диктатом, взаимную выгоду – собственным эгоизмом. Грубая манера поведения бывшей метрополии вполне естественно вызывало неприятие остальных участников СНГ. На их попытки опереться на альтернативные центры влияния в лице Европы или Китая в Кремле реагировали с крайним раздражением. В конце концов подобные противоречия привели к военным действиям России против Грузии, Украины, Молдовы, торговым санкциям, эмбарго, прочим акциям наказания и принуждения.

Не удивительно, что с течением времени в СНГ из некогда 12 участников остались лишь 8. Но и среди этой восьмерки проявляются серьезные, порой непреодолимые, разногласия. Так, Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны, отношения Таджикистана и Узбекистана периодически омрачаются стычками на границе и спорами из-за воды. Да и сама Россия дает немало поводов для тревог, то требуя от соседей возвращения неких «подарков», то принижая их субъектность и отвергая саму государственность. Одним словом, при таком наборе взаимных претензий рассматривать Содружество как полноценную международную организацию сложно.

Сегодня, и это показал последний саммит в Санкт-Петербурге, СНГ представляет собой скорее форум, который с одной стороны дает сторонам возможность хоть как-то сглаживать острые углы, с другой – редкой опцией для господина Путина потешить самолюбие как лидера крупной страны в условиях международной изоляции. Однако и последний фактор не прибавляет весомости организации – она все чаще превращается в театр одного актера, когда остальным главам государств остается изображать роль зрителей, слушающих очередные пространные рассуждения хозяина Кремля о Второй мировой войне, обидах на весь свет, прочих комплексах.

Вопрос заключается лишь в том, насколько для Казахстана целесообразно дальнейшее пребывание в этой структуре. Ведь СНГ уже давно не является организацией, членство в которой выглядит престижно и сулит выгоды. Более того, присутствие в составе ряда государств с довольно подмоченной репутацией делает его токсичным в глазах окружающего мира.

P.s. Еще в начале 1990-х с подачи кремлевских политтехнологов в обиход вошел термин «постсоветское пространство». Тем самым, как бы подчеркивалась исходная принадлежность 15 стран, некогда вышедших из советской шинели. Шинели, в которую они облачились не по доброй воле, а под штыками. Но спустя 30 лет продолжать придерживаться подобной идентификации не просто ошибочно, но и вредно. Ни одна прежняя колония не ассоциирует себя с постбританским, постпортугальским и прочими унизительными пространствами. Ни одна из них даже в кошмарных снах не допускают мысли о возврате в рабское прошлое. Ну а если говорить об исторической преемственности, то гораздо корректнее вместо термина «постсоветское» использовать словосочетание «постзолотоордынское пространство», куда входила та же Россия.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.