Что это было: обычный бунт или неудавшийся путч?
Поддержать

Что это было: обычный бунт или неудавшийся путч?

«В событиях начала января явно прослеживается попытка озабоченных судьбами своих активов продемонстрировать силу», – считают эксперты.

Материалы по теме

– Январские события в Казахстане постарались поджечь и извне, и изнутри, а результатом всего этого стало то, что президентский транзит закончился и теперь Касым-Жомарт Токаев – полновластный президент, – считает известный экономист Петр Своик. – Более того, по всей видимости, отныне, если и не сразу, но вполне определенно будет заканчиваться и казахстанская многовекторность.

Когда Первый Президент выбрал себе преемника и начал постепенно отходить от власти, он сделал, на мой взгляд, очень правильный выбор: Токаев был лучшим кандидатом из всего его окружения. И все домыслы о том, что он просто какая-то промежуточная фигура, которая ничего самостоятельно не решает, последние события развеяли.

В чем была их подоплека? С одной стороны, это произошло совершенно не случайно накануне начала переговоров России и США относительно российского ультиматума насчет гарантии безопасности. Понятно, что внешний след в событиях в Казахстане, в том числе и с участием иностранных наемников, тоже совсем не случаен. Одновременно надо понимать, что, когда Первый Президент постепенно отходил от власти, все его окружение (семья и другие доверенные лица) все больше стали проявлять беспокойство о собственной судьбе и судьбе своих активов. И вполне можно допустить, что это их беспокойство вылилось в самостоятельные активные действия. Тут явно прослеживается попытка сделать митинги массовыми, чтобы продемонстрировать свою силу. А кто всю эту подготовку превратил в прямую террористическую атаку, то с этим, а также и с тем, почему прежнее руководство комитета странным образом проглядело подготовку путча, пусть разбирается обновленное руководство КНБ. Но, как бы то ни было, теперь транзит власти завершен. Токаев – полновластный президент, без всяких намеков на двоевластие.

Сейчас часть близких к прежнему руководству людей уже задержана, но сам Нурсултан Назарбаев останется в истории, по всей вероятности, как положительная фигура. О Мао Цзэдуне тоже так говорили: на 30% ошибался, а на 70% был прав. Но семейного присутствия в экономике и политике уже, наверное, не будет. Неудавшийся путч подвел черту не только под президентским транзитом, но и положил начало транзита для самого Казахстана, а именно – переход от многовекторности к укреплению союзных отношений. То, что Президент Токаев очень решительно обратился за помощью к ОДКБ и эта организация впервые в своей истории дала такой эффективный организованный ответ, тоже свидетельствует о серьезном повороте в политике, а затем и в экономике Казахстана.

Все это будет стоить довольно дорого Казахстану. И без того сложная социально-экономическая ситуация усложнилась обязательствами по замораживанию тарифов на коммунальные услуги, цен на продовольствие, плюс еще нужны громадные средства на восстановление разрушенного террористами и мародерами. Однако это не повод говорить о том, что с такой мновекторностью, в рамках которой Казахстан эксплуатировался по всем направлениям, должен продолжать молиться на иностранных инвесторов. Пришла пора думать о создании такой экономики, которая работала бы на себя и своих союзников, а не на внешний вывоз.

Витринное государство

– 30 лет строили «витринное государство» Назарбаева (аналог потемкинских деревень). Все, кто считался гарантами безопасности страны (армия, спецслужбы, спецназ и т.д.), оказались личными нукерами одной семьи, – считает известный финансист Оразалы Ержанов. – Все, что показывали – ГПФИР, планшетные, вертолетные заводы и т.д. – было не более, чем воздушным пузырем, и мы, к великому сожалению, не состоялись как государство.

Однако, режим ЧП закончится и встанет вопрос – как жить дальше? Ведь проблемы многодетных семей, ценообразования на газ, уродливые модели экономики, отсутствие внятной социальной политики не исчезнут вместе с чрезвычайным положением.

Более того, в начале 2022 года мы вернулись в 1992-ой, когда все надо было строить с нуля. Отвечая на вопрос, что нам делать дальше, я бы предложил несколько пунктов.

  1. Для расследования обстоятельств и причин произошедшего надо создать независимую общественную комиссию. Выводы, сделанные ею, должны быть доложены на совместном заседании палат Парламента в прямом эфире. От них зависит то, какие мы примем решения, чтобы не допустить подобное и впредь. Нельзя ни в коем случае соглашаться с тем, что нынешнее КНБ и МВД сами разберутся в этом вопросе.
  2. Запретить в стране экстремистские течения всех религий, салафизм в первую очередь.
  3. Прекратить практику трайбализма при назначении на государственные должности, особенно – на руководящие должности в правоохранительных и силовых органах.
  4. Нельзя допустить создание вместо одной семьи другой коррупционной системы.
  5. Все старые кланы должны быть отстранены со всех постов и сфер влияния на общественную жизнь, лишить их возможности влиять на внешнюю и внутреннюю политику государства.
  6. Нужно абсолютно новое правительство, которое должно разработать новую социально-экономическую политику государства.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.