Украина выбирает свободу
Поддержать

Украина выбирает свободу

Европейский выбор Украины не поколеблют ни экономические трудности, ни агрессия соседнего государства – об этом и многом другом рассказывает сегодня гость журнала, Временный Поверенный в делах Украины в Республике Казахстан Юрий Лазебник

-Недавно исполнилась вторая годовщина аннексии Крыма Россией. Какова сегодня принципиальная позиция Украины по этому вопросу?

— Действительно, 20 февраля – вторая годовщина оккупации АР Крым. В этот день началось вторжение на Крымский полуостров российских войск (без опознавательных знаков), переброшенных из России, а также находившихся на базах ЧФ РФ. В ночь на 27 февраля 2014 года ими были захвачены здания парламента и правительства АРК. Под контролем российских военнослужащих депутаты Верховного Совета Крыма приняли решение о проведении референдума о статусе Крыма, который прошёл 16 марта 2014 года. По итогам этого так называемого плебисцита Россия включила Крым в свой состав.

 Пресловутый «референдум» прошёл в условиях оккупации АР Крым российскими войсками и при полном отсутствии легитимных международных наблюдателей. Даже российская сторона признавала, что на момент проведения «референдума» Крым находился в составе Украины. В соответствии же со ст. 72-73 Конституции Украины вопрос об изменении территории государства решается исключительно на всеукраинском референдуме, который созывается по инициативе не менее трёх миллионов граждан страны.

Оккупация Крыма категорически не признана ведущими международными организациями и 100 странами-членами ООН (при 11 против) – как деяние, противоречащее принципам и нормам международного права, в частности Хельсинскому Акту 1975 года, который закрепил нерушимость границ в Европе. Это преступление нарушило и базовый принцип создания СНГ – признание бывших административных границ советских республик в качестве государственных границ.

Оправдывая оккупацию Крыма, Кремль настаивает на применении принципа права на самоопределения народа. Это – манипуляция, подмена понятий «народ» и «население. В АР Крым нет никакого «крымского» народа. На полуострове проживают представители 19 различных национальностей. И только один-единственный этнос имеет право на самоопределение – крымские татары как коренной народ. Это право им предоставлено Декларацией ООН о правах коренных народов от 2007 года – исключительно такие народы обладают правом самоопределяться. И крымские татары реализовали это право в статусе жителей Автономной Республики Крым – единственного подобного образования в составе унитарной Украины. Что касается этнических русских, проживающих в Крыму, то они являются диаспорой российского народа, который имеет свою собственную этническую родину – РФ.

Оправдание оккупации Крыма косовским прецедентом – кульминационный момент лживости кремлёвской пропаганды.

Кратко напомню, что предшествовало отделению Косово от Сербии и международному признанию его независимости: этнические чистки, устроенные правительством С.Милошевича, длительное нахождение этой территории под управлением временной администрации ООН, исчерпание других возможностей прекращения кровопролития. Ничего даже и отдаленно подобного в Крыму не было.

И ещё хочу напомнить: Россия не только не признала независимость Косова, но и неоднократно заявляла, что декларация о его независимости противоречит международному праву, которое «не позволяет Косово объявить независимость, поскольку население Косова не пользуется правом на самоопределение».

Что дальше? Президент Украины Петр Порошенко заявил о планах по созданию международного механизма по деоккупации Крыма. С этой целью будут задействован потенциал нынешней антироссийской коалиции, а также возможности непостоянного членства Украины в Совете Безопасности ООН в течение 2016-2017 гг. Способ деоккупации – исключительно мирный, политико-дипломатический. Граждане РФ, особенно российские элиты должны осознать, что продолжение оккупации Крыма – экономически невыгодно и ведёт РФ по пути обретения статуса страны-изгоя.

— Как идёт Минский процесс урегулирования ситуации на востоке Украины?

— Принципиальная позиция Украины: Минский процесс должен завершиться достижением двух стратегических целей: восстановлением контроля законной власти Украины над участком украинско-российской государственной границы, который в настоящее время контролируется пророссийскими боевиками совместно с РФ, и проведением выборов в соответствующих районах Донецкой и Луганской областей.

Украина жёстко исходит из того, что для проведения местных выборов должны быть созданы соответствующие предпосылки, а именно:

— вывод российских войск (по различным источникам их количество достигает 7-9 тыс. военнослужащих) и российских наёмников (30-40 тыс. человек);

— восстановление контроля над участком границы с РФ (на первом этапе – возможно, с участием международной миссии ЕС/ООН);

— возвращение внутренних переселенцев – жителей Донбасса, которые, спасаясь от российско-террористических формирований, переехали в другие регионы Украины;

— возобновление вещания общенациональных теле — и радиокомпаний;

— участие в выборах всех политических партий Украины;

-проведение выборов под контролем ЦИК Украины, в соответствии с национальным законодательством и под наблюдением международных миссий.

Такая позиция Украины  полностью разделяется ОБСЕ, которая заявила, что откажется направлять свою миссию на выборы, если они будут проходить под фактическим контролем России и боевиков.

Россия (именно РФ, которая инициировала конфликт на Донбассе, финансирует и управляет марионеточными режимами – так называемыми ДНР и ЛНР) настаивает на противоположном сценарии: проведение выборов по «местному законодательству», по спискам, составленным «местными ЦИК» и с участием исключительно местных (пророссийских партий), амнистия всем «ополченцам» — т.е. боевикам. И главное требование – перед проведением выборов в Конституции Украины должен быть закреплён постоянный особый статус соответствующих районов Донбасса, который, в частности, предусматривал бы право их выхода из состава Украины в случае её вступления в ЕС и НАТО. Только после выполнения этих условий Россия готова передать Украине контроль над участком границы, однако пограничники должны быть опять-таки местными.

На такой сценарий Украина никогда не согласится. В настоящее время разрабатывается проект реформы децентрализации, которая будет распространяться на все регионы Украины, и в рамках этой реформы Донецкой и Луганской областям также будут предоставлены широкие права в самоуправлении.    

Никаких же особых районов, де-факто контролируемых Россией, в Украине не будет. 

— Каковы перспективы снижения уровня конфронтации Украины с Россией, возможно ли налаживание нормальных отношений?

— Вопрос сформулирован неточно. Украина и Россия находятся в состоянии гибридной войны, включающей в себя оккупацию российской стороной Крыма и части Донбасса, поддержку Москвой террористических группировок на Востоке Украины, антиукраинскую информационную компанию. Поэтому некорректно говорить о «конфронтации», это всё равно что спросить, «каковы перспективы снижения уровня конфронтации СССР и Германии» в годы Второй мировой войны.

Россия для Украины – это страна-агрессор, страна-оккупант.

Вот основные результаты развития украинско-российских отношений с 1991 по конец 2013 года: постоянные попытки Москвы влиять на внешнеполитические приоритеты Украины, политизация взаимной торговли, необоснованно высокие цены на российский газ, отказ от делимитации морского участка границы и демаркации сухопутной, разыгрывание карты русского языка, навязывание Украины собственных трактовок истории.

Список «достижений», который можно продолжать и продолжать, доказывает: более чем 20-летние попытки Украины выстраивать отношения с РФ в духе «стратегического партнёрства» оказались стратегической ошибкой. Уже очевидно, что Украине на этапе распада СССР следовало бы идти путём стран Балтии: резкое политическое размежевание с Россией (пусть и ценой временных экономических потерь), создание условий для выезда в РФ этнических русских, несогласных с украинской национальной идеологией, безальтернативный курс на европейскую интеграцию. И если бы первым Президентом независимой Украины стал выдающийся украинский националист Вячеслав Чорновил, а не бывший второй секретарь Компартии Украины по идеологии, такой сценарий был бы реализован.

Пусть и со значительным опозданием, этот курс был запущен в ответ на российскую оккупацию территорий Украины. И, возвращаясь к Вашему вопросу, курс направлен на снижение не «уровня конфронтации», а уровня какой-либо зависимости от РФ.

Что касается перспектив нормализации украинско-российских отношений, то это возможно только после деоккупации Крыма, вывода российских войск и наёмников с Донбасса и осознания руководством РФ того, что Украина не входит в зону российских интересов, а её будущее связано исключительно с европейским сообществом.                  

— Что сегодня происходит в Украине, как страна адаптируется к новой политической и экономической реальности?

— Два года спустя радикальных событий – Революции достоинства, ставшей реакцией общества на попытки Кремля определять нашу внутреннюю и внешнюю политику, бегства пророссийского ставленника Януковича и военного вторжения РФ в Крым и на Донбасс – Украина оказалась на новом этапе своей новейшей истории.

Основные черты этого этапа:

оккупирована часть территории Украины, при этом страной-оккупантом стало государство, которое считалось нашим стратегическим партнёром и выступало гарантом территориальной целостности Украины (в рамках Будапештского меморандума);

восстановление боеспособности ВС Украины, которые при прежних руководителях, имеющих второе – российское гражданство оказались неспособными к боевым действиям. Формирование фактически новой армии проходило при активном участии волонтеров-добровольцев, которые первыми дали вооруженный отпор российской агрессии на Донбассе. Служба безопасности Украины перестала быть «филиалом» ФСБ России и разоблачила множество российских агентов в своих рядах;

— в рамках общенародного противостояния российской агрессии и стремления стать частью Европы созданы предпосылки для формирования политической нации украинцев – общности, объединяющей всех граждан-патриотов нашей страны независимо от происхождения, языка и веры. Это является главным приоритетом общественного развития и залогом стабильности нашего государства. Прообразом такого сообщества стал Майдан, на котором патриотическое единство гармонировало с национальным и языковым разнообразием;

создана широкая международная коалиция в защиту территориальной целостности Украины, которая ввела санкции против России. В своей резолюции от 4 февраля 2016 года Европейский парламент подтвердил, что необходимым условием приостановки санкций является восстановление Украиной контроля над Крымом. Коалиция стала символом доверия мирового сообщества к нынешнему руководству Украины, что особенно красноречиво на фоне «нерукопожатости» прежнего президента Януковича в основных столицах мира;

выкристаллизирован главный вектор внешней политики Украины – европейская интеграция. В рекордные сроки было выполнено главное требование Революции: подписано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. С момента подписания документа и до окончания процесса ратификации прошел беспрецедентно малый срок – всего 17 месяцев. С начала этого года Соглашение стало действовать в полноценном режиме, поскольку заработала зона свободной торговли Украина – ЕС. Уже сейчас почти 30% украинского экспорта направляется в страны Евросоюза, и этот показатель будет расти. Ещё одно достижение на пути евроинтеграции: в конце прошлого года были одобрены действия Украины по введению безвизового режима для граждан страны. До конца этого года безвизовый режим начнет действовать в полном объёме;

большинство граждан Украины поддерживают курс на членство в ЕС и НАТО. Ускоренная ратификация Соглашения об ассоциации, запуск зоны свободной торговли с ЕС, введение безвизового режима в ближайшей перспективе – всё подтверждает заинтересованность Европы в Украине. Однако достижение критериев членства в этих объединениях – дело нескольких лет: как заметил Президент П.Порошенко, “прежде чем претендовать на членство в Европейском союзе, мы должны построить Европу у себя в Украине”. На это в конечном итоге нацелены реформы в нашем государстве. А попытки России помешать Украине вырваться из «русского мира» только усиливают стремление украинцев как можно сильнее дистанцироваться от Москвы, обеспечивать свою национальную безопасность не эфемерным внеблоковым статусом, а Вооружёнными Силами Украины как частью военного потенциала НАТО.  

 — Что Вы можете сказать об украинско-казахстанском сотрудничестве? В каких  сферах оно могло бы развиваться?

— Уже почти четверть века Казахстан является надёжным партнёром Украины, а народы двух стран связывают традиционные узы дружбы.

— Основой для политического взаимодействия Украины и Казахстана является чёткая позиция официальной Астаны относительно ситуации в Украине. Она полностью соответствует генеральному курсу мирового сообщества и нормам международного права. Эта позиция сформирована благодаря усилиям Лидера Республики Казахстан – Нурсултана Абишевича Назарбаева. Президент Казахстана был одним из инициаторов запуска Минского процесса, поддержал переговоры в «нормандском формате», неоднократно выступал посредником в контактах между РФ и Западом – с непростой, но такой необходимой Украине миссией. Миротворческая деятельность казахстанской стороны направлена на достижение двух важнейших для Украины целей – сохранение территориальной целостности нашей страны и урегулирование ситуации в отдельных районах Донбасса исключительно мирными средствами. Такая позиция была подтверждена на переговорах Президентов Украины и Казахстана в рамках официального визита П.А.Порошенко в октябре прошлого года.

Экономическое сотрудничество Украины и Казахстана базируется на таких принципах:

— исключительно двустороннее взаимодействие, вне рамок Евразийского союза;

— выстраивание режима торговли в соответствии с правилами Всемирной торговой организации;

— отказ от необоснованных ограничений и запретов в экспортно-импортных операциях.

Важным фактором поддержания взаимной торговли в цивилизованных рамках является та значительную роль, которую и Украина, и Казахстан отводят торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству с Европейским Союзом. Для Киева важным сигналом стала готовность Астаны продолжать сотрудничать с Украиной в новых условиях, когда наша страна стала участником зоны свободной торговли с Евросоюзом.

Последние два года продемонстрировали негативные тенденции в двусторонней торговле. Это вызвано как глобальными причинами, так и потерей Украиной 20% своего индустриального потенциала вследствие российской оккупации. Однако лидеры наших стран настроены преломить эти тенденции. Так, в ближайшее время на уровне министерств экономики Украины и Казахстана будет создана рабочая группа по вопросам увеличения двустороннего товарооборота. На основе договорённостей, достигнутых в рамках 12-го заседания Совместной межгосударственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (Киев, июль 2015 года), активизировались поставки в Казахстан украинской мясо-молочной продукции.

На переговорах Президентов в Астане было решено, что основным трендом нашего сотрудничества должно стать создание на территории Казахстана совместных предприятий с использованием украинских технологий и специалистов. Так, стороны договорились проработать вопрос о создании в Казахстане СП по производству железнодорожного, нефтегазового оборудования и оборудования для шахт, строительству агропромышленных объектов.

Важные договорённости достигнуты в энергетической отрасли. Это и поставки украинского оборудования для модернизации энергетических объектов на территории Республики, и разработка совместных проектов в сфере добычи и переработки казахстанских энергоносителей, изучение возможности поставок концентрата природного урана для украинских АЭС.

Украина, с её огромным потенциалом в авиакосмической сфере, готова содействовать развитию данных отраслей и в Казахстане. Речь идёт об участии украинской стороны в создании собственного казахстанского ракетно-космического комплекса. В недалёкой, надеюсь, перспективе – создание на территории Казахстана СП по узловой сборке самолетов “Антонов”. Пока же в рамках визита П.А.Порошенко было подписано соглашение об организации на базе Авиационно-технического центра в Астане сервисного центра по обслуживанию и ремонту авиатехники украинского производства.

В условиях фактического блокирования Россией транзита украинских и европейских товаров через свою территорию, Украина и Казахстан активно сотрудничают над практическим запуском альтернативного маршрута – Транскаспийского международного транспортного коридора. В конце января этого года первый контейнерный поезд прибыл из Украины в Казахстан, и в интересах наших стран, чтобы это сообщение стало регулярным и взаимовыгодным. Как заявил недавно Президент Казахстана: „Любые меры, которые государства-члены (ЕАЄС) применяют самостоятельно в отношении третьих стран, не должны оказывать негативное влияние на остальных участников интеграционного процесса, в том числе в части обеспечения свободы транзита товаров по территории Евразийского экономического союза”.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.