Визит Токаева в Россию: отложенная интрига
Поддержать

Визит Токаева в Россию: отложенная интрига

Итак, состоялся рабочий визит Президента Касым-Жомарта Токаева в Россию. С того момента, как глава государства в интервью телеканалу «Хабар» анонсировал эту новость, общество с большим интересом и даже с элементами обеспокоенности ожидало этот визит. Как можно заключить, мрачные прогнозы не подтвердились. Скорее, наоборот. Можно ли выдохнуть с облегчением?

Интрига, связанная с предстоящими в Москве переговорами, имела сразу несколько аспектов. Во-первых, это первый визит за рубеж Касым-Жомарта Токаева после трагических событий января 2022 года. Во-вторых, это снова же первая внешнеполитическая акция после завершения периода дуумвирата и принятия главой государства всей полноты власти в свои руки. В-третьих, помощь, оказанная миротворческими силами ОДКБ, в том числе Россией, по стабилизации ситуации в Казахстане, дала ряду обозревателей повод интерпретировать её как некий долг, который нашей стране надлежит вернуть. Несмотря на пояснения самого президента о том, что ни о какой обязанности речи нет, подобные умонастроения сохранялись до последнего времени.     

Показательно, что с первых дней после принятия решения о вводе контингента ОДКБ в Казахстан, практически все телеканалы соседней страны ограничились лишь констатацией фактов. При этом, даже наиболее одиозные деятели воздержались от каких-либо претензий либо требований в адрес Астаны. С учётом степени подконтрольности российских СМИ от Кремля такая кротость представляется не случайной. Современная Россия остаётся в довольно сложном положении из-за многолетней конфронтации с Западом. Среди ближайших стран СНГ круг друзей сильно сузился. Настороженное отношение к Москве демонстрируют другие полюса влияния, включая Японию, Индию, Турцию. Попытки опереться на авторитарные режимы Латинской Америки и Ближнего Востока не способны служить компенсацией. Ставки на, пожалуй, единственного влиятельного и надёжного партнера в лице Китая, начинают вызывать сомнения, в частности, касательно второстепенной роли, уготованной России в этом тандеме. Отчасти таковые получили косвенное подтверждение в ходе недавнего визита Путина в Пекин для участия в открытии Зимней Олимпиады. Российского лидера там встречали с подчёркнутым пренебрежением. Ряд наблюдателей вовсе расценили оказанный приём как демонстративное унижение.

На фоне общей изоляции, помноженной на оголённые тылы, продолжение прежней агрессивной риторики в общении с соседями, включая Казахстан, представляется ущербной. Похоже, к такому пониманию и эволюционируют кремлёвские аналитики. Кроме того, для российских дипломатов, как и агентуры, также не остался незамеченным уровень неприятия в Казахстане проектов, усиливающих зависимость нашей страны от Кремля. Сиюминутные дивиденды, которые сулит сотрудничество по линии того же Сбербанка или АЭС, если даже их удастся продавить, могут увеличить риски для и без того не безупречного имиджа Москвы в республике.    

Снова же показательно, что сам Владимир Путин в ходе состоявшихся переговоров с казахским коллегой подчеркнул: «Россия, как одна из стран ОДКБ, в соответствии со статьёй 4 договора, подставила плечо Казахстану. Но главную роль сыграло руководство, правоохранительные органы и вооружённые силы самого Казахстана». Также, обращаясь уже напрямую к Касым-Жомарту Токаеву, он заверил в поддержке реформ и заметил, что «Казахстан уверенно и твёрдо стоит на ногах благодаря вашим усилиям, и под вашим руководством активно развивается».

Что касается документов, подписанных во время визита, то это 11 меморандумов:

  1. Об обмене опытом в области цифровизации;
  2. Об обмене данными с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли;
  3. О подготовке кадров в области мирного использования атомной энергии Республики Казахстан;
  4. О взаимопонимании между министерствами образования;
  5. О сотрудничестве между НК «Қазақстан тeмip жолы» и АО «Трансмашхолдинг»;
  6. О взаимопонимании между АО «Центр международных программ» (Казахстан) и Московским государственным техническим университетом им. Баумана;
  7. О взаимопонимании между АО «Центр международных программ» (Казахстан) и Национальным исследовательским технологическим университетом (Россия);
  8. О взаимопонимании между АО «Центр международных программ» (Казахстан) и Национальным исследовательским ядерным университетом (Россия);
  9. О взаимопонимании между АО «Центр международных программ» (Казахстан) и Московским физико-техническим институтом;
  10. О взаимопонимании между АО «Центр международных программ» (Казахстан) и Российским государственным университетом нефти и газа им. Губкина;
  11. О взаимопонимании между АО «Центр международных программ» (Казахстан) и Национальным исследовательским университетом (Россия).

Как видно из этого перечня, ни одного документа, как-то ущемляющего суверенитет или национальные интересы Казахстана, не проглядывается. К тому же, согласно международным нормам, меморандумы в отличие от договоров или соглашений не относятся к числу юридически обязывающих документов, и являют собой больше декларацию о намерениях.

Возвращаясь к самому визиту, уместно отметить его нацеленность на сохранение благостного и доверительного характера взаимоотношений. Острые вопросы здесь, безусловно, присутствовали, но не выпячивались и не довлели, как это часто бывало прежде, на общий климат. Подспудно в пользу такого настроя Кремля говорил тот факт, что ещё 25 января в подготовленном правительством России списке кандидатов в совет директоров «Газпрома» значился миллиардер Тимур Кулибаев, зять Нурсултана Назарбаева, — предполагалось сохранить за ним пост независимого члена совета директоров. А вот 5 февраля в утверждённом списке для голосования его уже не было, вместо него появился небезызвестный Герхард Шрёдер, экс-канцлер ФРГ.

Любопытно и то, что в рамках визита, помимо российской столицы, Касым-Жомарт Токаев посетил Татарстан – не только один из самых динамично развивающихся субъектов РФ, но и имеющий широкую автономию, а также исторически и духовно близкий к казахскому народу. И тот факт, что Владимир Путин, который всегда выступал за единоначалие Кремля и ревностно относился к самостоятельности регионов РФ во внешних отношениях, приветствовал посещение нашим президентом Казани с перспективой прямого сотрудничества, говорит о многом.      

В указанном контексте сложно не согласиться с мнением авторитетного российского политолога, главреда издания «Русский мир» Георгия Бовта: «Задача президентов России и Казахстана состоит в том, чтобы многообразные и сложные взаимоотношения двух стран не стали ещё сложнее, и постназарбаевский Казахстан двигался бы желательно не в противном Москве направлении».

Что ж, первые впечатления от визита главы государства в Россию настраивают, в целом, на позитивный лад. Понятно, что весь комплекс двусторонних отношений с набором острых и противоречивых моментов, ещё долгое время будет вызывать вопросы. Но понятно и то, что достойный ответ на эти вопросы зависит от того, насколько власть и общество слышат друг друга, способны подчинять свои устремления интересам построения сильного и благополучного государства, Казахстана, который не ведом кем-то, а заставляет считаться с собой.       




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.