Китайский облом Путина
Поддержать

Китайский облом Путина

Все последние годы прошли под знаком крепнущего партнерства Москвы с Пекином. Однако первый же серьезный кризис, вызванный войной в Украине, обнажил его хрупкость и несостоятельность.

До поры до времени каждая из сторон находила выгоды во взаимном сближении. Для Путина Поднебесная служила своеобразной подушкой безопасности на случай конфронтации с Западом. Ему казалось, что опора на китайского товарища способна спасти от любых невзгод, чинимых США и Европой. Си Цзинпин также рассчитывал использовать РФ в качестве аргумента в споре с Западом. Ну а экономический и демографический потенциал КНР, помноженный на сырьевые ресурсы РФ, сулили щедрые бонусы для формирующегося блока. Хотя надо оговориться, что в этой истории Китай играл роль «старшего брата», а Россия соответственно – «младшего». Примеров этому множество. Но, пожалуй, самым говорящим является дорогостоящий трубопровод «Сила Сибири», которую россияне мало того, что построили за свой счет, так еще доставляли по нему газ в Китай едва ли не себе в убыток. И вот, несмотря на все унижения и потуги задобрить «дракона» план сорвался. 

Первым тревожным звонком для Путина послужило январское фиаско в Казахстане. Тогда российский воинский контингент под прикрытием ОДКБ зашел в республику с намерением задержаться надолго. В числе прочих факторов грозный окрик из Поднебесной заставил Кремль спешно ретироваться. 

Второй сюрприз ожидал Путина в самом Пекине, куда он прибыл для участии в открытии Зимней Олимпиады в конце января 2022 года. Его не просто приняли подчеркнуто прохладно, даже не подав руки, но и заставили сидеть на гостевой трибуне в гордом одиночестве. Третья оплеуха прилетела в феврале уже из Нью-Йорка, где на Генеральной Ассамблее ООН, Китай не возразил принятию резолюции, которая жестко осудила агрессию Путина против Украины. 

Теперь, когда блиц-криг в Украине окончательно выдохся, а силы для продолжения войны на исходе, а санкции нарастают, Путин запросил друга Си о военной и экономической помощи. Судя по тому, что официальный Пекин оставил указанную тему без комментариев, речь, скорее всего, идет о вежливом отказе.

Кстати, почти синхронно объявленная в Китае новая волна коронавируса служит для этого хорошей отговоркой – нам сейчас не до российских проблем, и мы закрываемся от внешнего мира. 

Таким образом, похоже, Кремль допустил непростительную ошибку в оценке не только воли украинского народа к сопротивлению российской экспансии, но и в понимании надежности последнего союзника – большого восточного соседа. 

Впрочем, на эти грабли Москва наступает не впервые. Нечто подобное уже было в 1972 году. Тогда после визита президента США Ричарда Никсона в Пекин и его встречи с председателем КНР Мао Цзэдуном произошла резкая размолвка между КНР и СССР. Пропагандистская кампания «Русские и китайцы – братья навек», роднящая идеология коммунизма оказались быстро забыты. Взамен Китай взял прагматичный курс на партнёрство с Западом и, судя по последующему впечатляющему росту, не прогадал в своём выборе.

Показательно, что на фоне отчаянных попыток Кремля заручиться покровительством Пекина идут его интенсивные консультации с Вашингтоном. Так, на днях советник президента США Джек Салливан в Риме встречался с уполномоченным представителем Си Цзиньпина. О содержании переговоров стороны не сообщалось, хотя их подоплека не является секретом. Речь идёт буквально об отказе Китая от какого-либо поддержки Кремлю. И здесь, надо сказать, у Пекина нет иной опции кроме движения в фарватере Запада.

Вопрос не только в том, что Поднебесная империя крайне уязвима перед США и Европейским союзом. Достаточно сказать, что сразу после публикации «Нью-Йорк Таймс» о той самой секретной беседе Путина и Си Цзиньпина акции ведущих китайских компаний на Гонконгской бирже устремились ниже отметки кризисного 2008 года. Китай испытывает серьёзную зависимость от западных технологий, источников заимствования и инвестиций.

Наконец по объёму товарооборота Европа (2,1 трлн евро в год) и США (760 млрд долларов) почти в 20 раз превосходят показатель торговли Россией (145 млрд долларов).

Таким образом, Россия перестаёт быть инструментом Пекина в экономической и геополитической конкуренции с Западом. Вся история Поднебесной говорит о том, что эта страна никогда не идёт на союзничество с кем-либо. Речь может идти исключительно о конъюнктурном сближении ровно до той поры, пока это выгодно китайцам. И здесь Пекин де-факто без единого выстрела уже подчинил Россию своим интересам. В их числе и те самые кабальные газо-нефтяные контракты, и огромные территории, которые Путин уступил КНР в Сибири и на Дальнем Востоке. Более того, эти огромные массивы, которые, собственно, являются ключевым источником благосостояния путинского режима, ныне гораздо больше ориентируются на Китай и даже отчасти Южную Корею и Японию, чем на европейскую часть РФ. Это наглядно показали протесты в Хабаровске.

Наконец, агрессивные действия Москвы уже давно бьют по стратегическим замыслам Пекина в Евразии. Тут можно упомянуть проект «Один пояс – путь», являющийся любимым детищем лично Си Цзиньпина либо в целом приоритет, который Поднебесная отдаёт не на грубую проекцию силы, а экономическую кооперацию. Словом, метания Путина вокруг идеи реставрации СССР давно раздражали Пекин и, видимо, переполнили чашу терпения. 

Думается, не забыли в Пекине и то, что именно «младший брат» исподволь раздувал на пост-советском пространстве китаефобские настроения. Попытки привязать к себе ту же Центральную Азию путём нагнетания китайской угрозы и возвеличивания собственной роли в качестве защитника, вряд ли останутся без ответа. Нужно только выбрать подходящий момент. А Китай, как известно, ещё со времён Конфуция умеет ждать своего часа как никто другой в этом мире. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.