Казахстан стоит перед угрозой потери государственности
Поддержать

Казахстан стоит перед угрозой потери государственности

«Когда решается будущее наших детей, не должно быть сентиментального отношения к общему прошлому – к СССР, о возрождении которого мечтает Путин. Ради этого он сейчас бомбит Харьков и Киев, и также хладнокровно бомбил бы Алматы, если бы решил вначале идти на Казахстан… Можно смело утверждать, что стране крупно повезло в январе, когда Россия очень быстро вывела свои войска из Казахстана. Сейчас уже ясно, что это случилось из-за подготовки вторжения в Украину».

Материалы по теме

Отказ от «наследия» предшественника

Специалисты, занимающиеся в Европейском Совете Центральной Азией, по словам чешского политика Джамили Стехликовой, считают, что курс, взятый Казахстаном на демократизацию общества, начал воплощаться в жизнь.

– Большинство этих специалистов занимается посткоммунистическим пространством, – говорит она. – По их мнению, перестройка тоже так начиналась… и многозначительно замолкают, намекая на то, что новоизбранные политики боятся схода «лавины». Когда процесс проведения реформ выходит из-под контроля, у них есть большой соблазн остановиться на полпути и начать закручивать гайки. Гениальные политики, подобные Ататюрку или первому президенту Чехословакии Томашу Масарику, которые не дрогнувшей рукой довели свои реформы до конца, к сожалению, рождаются раз в столетие.

Я видела больших политиков как на востоке, так и на западе. И каждый из них старался уничтожить «наследие» предшественника. Так, например, Сталин пытался показать, что он значимее Ленина. У Токаева тоже очень сильное желание оставить след в истории. Он ведёт себя немного как Хрущёв после Сталина – хочет показать, что более демократичен, открыт и менее агрессивен, чем предшественник. Первая часть проекта при взятии власти – отстранить Назарбаева – была игрой с огнем, для этого пришлось даже звать русские войска, но у него получилось. Мне кажется, российские секретные службы воспользовались этим и, находясь в Казахстане, возможно, ведут какие-то расследования.

Теперь Токаеву нужно показать – я другой. У него власть абсолютная, плюс – не исчерпан резерв доверия. Политологи считают, что у каждого политика после прихода к власти имеется как бы 10 очков. Когда они исчерпываются, начинаются протесты, его отодвигают более сильные игроки. У Назарбаева этих очков в конце его правления было минус 10. Он у всех уже вызывал аллергию, и даже то, что он, по его мнению, делал для народа, оборачивалось против него.

Токаев тоже искренне уверен, что он все делает для общего блага. Часто новоиспечённые политики, особенно – назначенные, – серые мыши. Пока они втираются в доверие, – послушны и лояльны, но из таких потом получаются самые бесчеловечные диктаторы. Я имею в виду Путина, который, являясь человеком с садомазохистическими наклонностями, наслаждается тем, что сейчас идёт война и умирают люди. Что касается Токаева, то он, естественно, управляет страной в очень трудное время. По ту сторону границы, самой длинной в мире, находится страна-агрессор.

– Сейчас у нас заговорили о выходе из Евразийского экономического и Таможенного союзов…

– Я считаю, что чем дольше Казахстан будет находиться в объятиях этих союзов, тем больше у него рисков. Во-первых – экономических, во-вторых – репутационных. С последними пока еще все в порядке. Сужу по себе: услышав мой акцент где-то за пределами Чехии, люди осторожно спрашивают, откуда я? Узнав, что родом из Казахстана, успокаиваются, вспоминают, что страна отказалась от ядерного оружия. Вот этот имидж нельзя потерять из-за России, которая хочет, чтобы мы вместе с ней прыгнули в пропасть.

Крупные казахские бизнесмены еще лет 10-20 лет назад говорили в личных разговорах, что с такими ресурсами, как у нас, Россия республике не нужна. Я тогда отвечала им, что избранное Казахстаном поливалентное, многовекторноное направление по всем азимутам – Китай, Россия, Америка, Евросоюз, Турция – является мудрым политическим решением. Тогда это, действительно, было важно – иметь всюду друзей. Но теперь, если не отсечь Россию, этот капитал будет не только аннулирован, но и опасен. Если удастся перерезать эту пуповину и настроить себя на связи с КНР, Америкой и Евросоюзом, то это откроет окно возможностей для страны, поможет ей частично занять место России. Но если Казахстан останется в ее объятиях, они окажутся для неё смертельными. Тем более, что январские события слишком свежи для нас. Конечно же, в людей, вышедших с протестами на площадь, стреляли не русские, но тогда была принесена сакральная жертва во имя демократических ценностей, на которые посягает сегодня Россия. Те дни показали, что Казахстан созрел для свободы, и если в Украине это назвали майданом, то январским протестам пока ещё нет официального названия – Токаев спускает это на тормозах, но вектор виден – оторваться от России.

Для Казахстана – это шанс состояться как единому государству, разделенному Назарбаевым. Ведь до последнего времени, собственно, существовало два Казахстана: клептократия – Казахстан семьи Назарбаева и его родственников, которые присваивали себе все богатства, и остальное население, которое Семья объединила ненавистью к себе. Достойный и уверенный в себе национализм сейчас должен приветствоваться, все народы многонационального Казахстана, – казахи, русские, украинцы, немцы – должны дистанцироваться от государства-агрессора. Сейчас мало кто понимает, что в опасности находятся в первую очередь не Прибалтика и не Польша, а именно Казахстан. То, что Назарбаев разворовал страну – мелочи по сравнению с угрозой утери государственности и прихода фашизма к власти. Чтобы сохранить самое дорогое, что есть у нас сегодня – независимость и суверенитет нашей Родины, надо оторваться от фашистской России, чего бы это ни стоило, зашить рану, затянуть пояса и зашагать дальше самостоятельно.

Президент Казахстана много говорит о зарубежной опасности, но если Казахстану кто-то действительно угрожает, то скорее северный, чем южный сосед. Можно смело утверждать, что стране крупно повезло в январе, когда Россия очень быстро вывела свои войска из Казахстана. Сейчас уже ясно, что это случилось из-за подготовки вторжения в Украину.

Только по закону!

– Как строить отношения с таким соседом? Стоит ли опасаться наплыва российских граждан, бегущих от режима Путина?

– Это очень комплексный вопрос, он актуален и для Чехии, где находится большая русская диаспора. Немало политиков и людей, близких к русским правящим кругам, находятся в черном санкционном списке Евросоюза. Если им что-то принадлежит в Чехии, то власти замораживают это имущество. Но многие из них владеют недвижимостью или бизнесом в Чехии не напрямую, через третьи лица.

В Праге один из микрорайонов почти весь русский, мы называем его Раша Town. Там русские магазины и школы, выпускаются русские газеты и журналы. В центре Карловых Вар около главной каменной Колоннады, где бьют целебные источники, 90% недвижимости принадлежит русским. Естественно, возникает вопрос, как государство должно относиться к новым гражданам, которые приезжают сейчас в Чехию из России для воссоединения с семьей? В чешском правительстве и парламенте этому был посвящен на прошлой неделе целый день и был принят вердикт: только по закону! В Казахстане, чтобы не нарушать права человека, должно быть то же самое – действовать согласно законодательства РК. Но законы устаревают, их нужно обновить, чтобы они отвечали ситуации, нуждам и потребностям всех людей – и граждан страны, и иностранцев. Когда начнется изменение законодательства нужно принимать во внимание российскую пропаганду, которая продолжает говорить о якобы притеснениях русского населения в Казахстане, об опасностях антиказахской пропаганды. Ведь России не стесняется писать о том, что беспорядки в Алматы кто-то может под шумок использовать для притеснения и расправы над русскими. Нужно понимать, что такая риторика может являться подготовкой к войне. Не случайно депутат от Коммунистической партии РФ (КПРФ) Сергей Савостьянов, заседающий в Московской городской думе, призвал «денацифицировать» и «демилитаризировать» Казахстан по примеру Украины.

В Чехии уже производят необходимые изменения законодательства. Я была на заседании сената парламента, где экстренно было принято сразу три закона. Президент Земан, бывший друг и большой пропагандист Путина в Европе, был так напуган, что подписал их сразу же, хотя в запасе у него имелся месяц. Это закон о массированной военной помощи Украине, о том, что чешские военнослужащие будут служить в Словакии, которая граничит с Украиной, и третий – об облегченной процедуре выдачи виз украинцам. В сенате также подчеркнули, что Чехия будет открыта для политических беженцев из России.

В Казахстане, к сожалению, все законы написаны по правилам довоенного времени, когда никто не предполагал массовую иммиграцию российских граждан в Казахстан. И теперь их необходимо привести в соответствие с тем очевидным фактом, что по всем международным стандартам Россия является страной-агрессором, а ее политики в открытую говорят о необходимости провести денацификацию Казахстана. И если мне, казашке, которая родилась в Алматы, а сейчас гражданке Чехии, необходима виза, чтобы приехать на родину, то россиянам для поездки она в Казахстан не нужна. Для посещения страны сроком не более 30 суток достаточно иметь внутренний паспорт гражданина РФ. Но сейчас, как мне кажется, необходимо ввести визовый режим с Россией, чтобы органы внутренних дел Казахстана могли контролировать приток нежелательных особ.

– Как вы думаете, стоит ли менять закон «О языках», приспосабливая его к нынешней ситуации?

– Возможно, немедленно нужно менять закон о гражданстве, но что касается языка, то пока, может, и не стоит. Пусть старшее поколение русскоговорящих доживет спокойно, молодежь сама заговорит по-казахски. Россия нашла бы повод для вторжения в Украину и без украинского Закона о языке Украины – милитаристское империалистическое государство, развиваясь в сторону фашизма, предлоги для войны может создать на пустом месте, но глава российского МИД Лавров, пытаясь объяснить причины братоубийственной войны, зацепился именно за него – за язык. Он заявил, что русскоязычных в Харькове притесняют по национальному признаку. Гитлер, когда добивался передачи Судетской области Чехословакии в состав Третьего рейха, говорил то же самое – там притесняют немцев. «Но даже он не бросал там бомбы, а Путин бомбит мой город», – сказала мне моя русская подруга, харьковчанка, известный режиссер, профессор Лидия Стародубцева, когда бежала в Турцию.

Мировое сообщество признаёт право каждого человека на политическое убежище, а Казахстан, как все другие государства, подписал все эти соглашения, а значит, должен предоставлять его всем, кто покидает Россию, спасаясь от преследований. Однако должна быть процедура проверки – действительно ли человек подвергался им? Среди прибывших из другой страны обязательно найдутся те, кто будет использовать это смутное время для подготовки и внедрения платформы, отличающейся от государственной национальной политики. Нельзя кого-то с кем-то сравнивать, но, по-моему, во всём постсоветском пространстве казахи – самый миролюбивый народ. Всегда и со всеми – и с депортированными немцами, и с теми, кто поднимал целину, – жили в мире. Никто никогда русских в Казахстане, также, как и в Харькове, не притеснял. Да, было выступление перед самым развалом Советского Союза (декабрь 1986 года), но тогда терпение достигло своей верхней точки.

 Выступая в Европарламенте и в самой Чехии, я всегда говорила, что в Казахстане живет более ста национальностей. И сейчас наша цель – мирное сосуществование народов, никаких разговоров о русофобии (это слово вообще надо запретить) не должно быть, а за разжигание межнациональной розни и притеснение по национальному признаку должна быть статья в Уголовном кодексе. Если будут какие-то спонтанные проявления (допустим, облили красной краской посольство РФ), то хулиганов, повредивших чужое имущество, нужно привлекать к административной ответственности. Кстати, сегодня (26 марта) в Праге российское посольство облили (в который раз) красной жидкостью, но уже не краской, а искусственной кровью. Власти отнеслись к этому спокойно – уже не как к порче имущества, а к выражению гражданского негодования, на которое каждый гражданин Чехии имеет право.

Еще один вопрос. В приграничных областях республики, я знаю, проживает огромное количество людей с русскими паспортами, но бизнес они ведут здесь, в Казахстане. Этот процесс происходит где-то уже лет 20. Теперь наступило время прибиться к одному берегу – эти граждане начнут добровольно возвращать российские паспорта, иначе могут начаться призывы в российскую армию. Ведь как было в Судетах? Местные немцы встречали нацистов цветами, а потом их начали забирать на Восточный Фронт. Я это хорошо знаю – проживая в этих краях, занималась историческим проектом – собирала биографии этих немцев. Так вот, если кто-то добровольно захочет остаться на ПМЖ в Казахстане, то, наверное, надо дать ему шанс – жить в течение года на испытательном сроке, как любому политическому беженцу, а через 10 лет поднять вопрос о получении гражданства. Родственники с юга Казахстана рассказывали, как они пытались убежать из Казахстана во время голодомора. На границе стоял красноармейский кордон, но если удавалось проскочить через него, то китайцы пускали в свою страну этих голодных людей. Не принимать у себя убегающих от режима нельзя, но и проверять нужно. При первом же проявлении какого-то враждебного, подрывательского отношения к стране, нужно с ними жестко прощаться, как поступают во всех цивилизованных странах.

Российский бизнес в эмиграции

– А как быть с теми россиянами, которые хотят свой бизнес перевести в Казахстан или же купить здесь недвижимость?

– Только по закону как можно скорее адаптированному к ситуации. В Чехии вести бизнес иностранцам позволяют очень осторожно. У некоторых политиков возникла даже идея заморозить это право пока идёт война. Связываться сейчас с нынешней Россией, считают они, – огромный репутационный риск. Это всё равно, что сотрудничать с фашистской Германией в 30 годы. Товары швейцарской компаний Nestle, продолжающей свой бизнес в России, в Европе выбрасывают в помойное ведро в знак протеста. А тот бизнес, который питал армию, убивающую детей и женщин, вообще нельзя принимать в своей стране. Даже если он будет хорошим, белым и пушистым, он всё равно русский, а значит, на нём есть пятна от крови.

Это, действительно, очень опасный политический вопрос, потому что, став агентами экономического влияния, российские олигархи могут начать подкупать некоторых казахских политиков. И если российские ставки по подкупу в Европе начинались от $30 млн, то в Казахстане, наверное, достаточно сотой части от этой суммы. Поэтому и нужны изменения в законодательстве. Иначе потом придется кусать локти. Этого не избежала даже Британия. Там имеются огромное количество домов, принадлежащих олигархам из постсоветского пространства, в том числе и казахским, клану Назарбаевых, например. Теперь эта страна делает все, чтобы конфисковать их. А Казахстан – это молодое демократическое государство. Те, кто сейчас прибегает сюда, конечно, не в политике, но это вопрос времени – всегда найдётся кто-то, кто будет использовать русское население как рычаг для раскрутки националистической фашистской идеи. И вновь начнутся разговоры о том, что Северный Казахстан наполовину русский. Это, как недвусмысленно намекают некоторые их политики, – по сути Южная Сибирь.

Что касается недвижимости, пока идет война, покупать ее людям с российскими паспортами нужно запретить также, как китайцам запретили напрямую покупать землю. Если хотят, то пусть приезжают как беженцы, в этом ничего противозаконного нет. Однако строить особняки, чтобы жить рядом с небогатыми многодетными казахскими семьями, – это издевательство. Думаю, ни одно государство не позволит этого. В Голландии, например, соседи дочери Путина, тоже богатые люди, не хотят, чтобы русские, чьи соотечественники убивали детей в Сирии, а теперь – в Украине, жили рядом с ними. Из-за таких покупок могут возникнуть антирусские настроения. Во время военных действий — это будет расцениваться как разрешение оккупировать свою территорию государством-агрессором. Можно позволить снимать квартиру, но продавать имущество во время войны – нельзя, потому что, во-первых, это породит коррупцию, во-вторых, – влияние, сначала экономическое, потом – политическое.

Казахстану сейчас вообще нужно вести себя так, как будто он находится рядом с нацистской Германией – не заключать никакие договоры с Россией. После войны весь мир будет помогать пострадавшим странам, но не тем, кто сотрудничал с агрессором. Германия платила после Второй Мировой войны контрибуцию до 2010 года, и каялась, искупая коллективную вину, а Россия – это страна без комплексов вины, она наоборот – считает, что все вокруг виноваты перед ней.

Напуганные президенты

– У нас многие считают президента Токаева пророссийским…

– То же самое можно сказать и про президента Земана. Он был пророссийским, пока Путин не начал убивать женщин и детей. А до этого обнимался с Путиным и единственный из всего Евросоюза поехал на парад Победы, а теперь повесил украинский флаг над Пражским градом.

Да, Токаев родом из СССР, он заканчивал МГИМО. Естественно, у него в России есть знакомые, друзья, поэтому он может быть сто раз пророссийским, но не самоубийцей. В демократическом свете не осталось ни одного дееспособного политика, который продолжал бы общаться с Путиным. Токаев с ним уже и не встретится. Позвонить, конечно, еще может, чтобы предотвратить катастрофу – ядерную бомбу, но это бесполезно – переубеждать Путина.

Но и некоторые казахи поддерживают путинский режим…

– Это так называемый Стокгольмский синдром или защитная реакция – когда жертва идентифицирует себя с агрессором. Эти люди поддерживают его либо из страха, либо являются жертвами пропаганды.

Обратите внимание – Путин всех повязывает кровью. Казахстан – вступлением войск ОДБК, россиян – украинской кровью на концерте-митинге на стадионе «Лужники», где те 18 марта рукоплескали ему. Но Казахстан должен выйти из этого военного Союза, он не может быть пособником убийств в Украине. Если республика избавиться от этой унизительной и постыдной связи с Россией, то это вернется ему сторицей. Весь мир поддержит его своими инвестициями. Евросоюз готов сделать это уже сейчас. Россия – это гангрена. Сейчас, когда решается будущее наших детей, не должно быть сентиментального отношения к общему прошлому – к СССР, о возрождении которого мечтает Путин. Ради этого он сейчас бомбит Харьков и Киев, и также хладнокровно он бомбил бы Алматы, если бы решил вначале идти на Казахстан.

– А что делать тем казахстанской молодежи, которая учится в России?

– Русские дипломы в цивилизованном мире уже не имеют никакой ценности, это бумажка, которая отныне является позорной. Поэтому всем гражданам Казахстана нужно немедленно возвращаться домой. В том числе давно живущим и работающим. Если есть имущество, продать его и переехать. Национальность для таких казахских россиян является сегодня огромным преимуществом. Уезжавшие когда-то в Израиль люди до мозга костей были русскими и советскими, но у них была национальность и там приняли их. И Казахстан тоже должен принять всех казахов из России, даже если они совсем не знают языка. Здесь у них есть будущее, а у русских в России – нет, впереди их ждет только долгое покаяние, если пепреживут войну.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Трусливые казахи. :)))

    Лживых сволочей вскармливали после нахождения под пятой Российской империи. Теперь спасибо говорят. И действительно, почему бы нам не сделать из них буферное пространство для охранения границ и отделить северные провинции. Надо будет — сделаем.